Местное самоуправление в Российской Федерации: сущность, особенности и проблемы реформирования.

Территориальная децентрализация предполагает, что государственные органы вышестоящего уровня передают часть своих функций органам управления нижестоящего уровня (регионального или местного). Наиболее последовательной и развитой формой территориальной децентрализации современного государства является местное самоуправление.

Местное самоуправление рассматривается как нижний уровень управления, как необходимый элемент демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Во всем мире вопросам организации управления на местах, в частности – самоуправлению, уделяется значительная роль.

В России местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Европейская хартия местного самоуправления была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления.

Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших. 11 апреля 1998 года Президентом Российской Федерации

Муниципальные образования:

· сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов)

· городское поселение - город или поселок

· муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий

· городской округ, - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района

· городской округ с внутригородским делением, - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования

· внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением

· внутригородская территория города федерального значения;

Нормативная правовая база местного самоуправления Российской Федерации:

· Конституция. В 20 из 137 её статей содержатся нормы, непосредственно касающиеся вопросов осуществления местного самоуправления. Имеется специальная глава VIII (статьи 130 - 133) “Местное самоуправление”.

· ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 06 октября 2003 № 131-ФЗ

· указы Президента Российской Федерации

· от 26 октября 1993 года № 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации"

· от 11 июня 1997 г. «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации». Первый из названных указов стал основным правым актом, регулирующем вопросы организации местного самоуправления, в период от принятия Конституции России 1993 года до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах...» Последним Указом установлено, что активное содействие становлению и развитию местного самоуправления является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В общей же сложности существует около 150 федеральных нормативных актов

Функции:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Задачи.В 131-ФЗ к собственной компетенции местного самоуправления отнесено 30 различных задач (некоторые из них):

— принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

— владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

— местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

— комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

— содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

— организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

— организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

— охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

— регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

— создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

· местный референдум

· муниципальные выборы (избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления)

· голосование по отзыву депутатов

· голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

· сход граждан (В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан)

· другие формы

Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

представительный орган муниципального образования - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

глава муниципального образования (Статья 36) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)

Контрольно-счетный орган муниципального образования

1)В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

2. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"

иные органы местного самоуправления (избирательная комиссия)

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

В целом, можно выделить следующий перечень наиболее типичных проблем реформирования МСУ в РФ:

· Недостаточная финансовая обеспеченность органов МСУ.

· Необходимость самостоятельного выполнения новых, ранее не исполняемых процессов управления.

· Несовершенство федеральной и региональных нормативно-правовых баз, регламентирующих деятельность МСУ.

· Отсутствие необходимого количества подготовленных муниципальных служащих.

10. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Наши рекомендации