Глава 2 права граждан в сфере государственного управления
Права граждан в сфере государственного управления делятся:
1) в зависимости от механизма их реализации на:
-абсолютные права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот, защищать (например, право на отдых, право на труд и т. д.);
-относительные права, для реализации которых нужен акт государственного органа (например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.);
2) в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:
-общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);
-специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности);
3) по своему содержанию права делятся на три вида:
- право на участие в государственном управлении, к таковому относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.;
- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций, к таковому можно отнести право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.
- право на защиту, основными формами реализации которого являются: административная жалоба, защита в административио-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.
Традиционно, выделяют следующие права граждан в сфере государственного управления:
1. Право граждан участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37 Конституции). Среди основных форм участия выделяются народные голосования (референдумы), обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, сельские сходы, собрания граждан и др.
2. Право граждан на свободу объединений (ст. 36 Конституции). Реализация данного права граждан в сфере государственного управления может осуществляться путем создания так называемых публичных юридических лиц. Правовой статус данных субъектов регулируется специальными законами, основными из которых являются Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и др.
3. Право граждан проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, не нарушающие правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35 Конституции). Данное право граждан означает свободу проведения различного рода публичных мероприятий. На наш взгляд, главная проблема в реализации гражданами данного права состоит в том, что оно носит разрешительный характер. Это означает, что в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании в Республике Беларусь» данные виды публичных мероприятий могут быть проведены только с согласия местного исполнительного и распорядительного органа [6].
4. Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40 Конституции). Как отмечает Г.А.Василевич, «право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву корреспондирует (соответствует) обязанность государственных органов, должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Таким образом обеспечивается взаимодействие (связь) гражданина и власти» [7, с. 142]. Порядок подачи обращений регулируется Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Новеллой в данном Законе были изменения 2015 года, в которых введен порядок прекращения переписки с гражданами вследствие необоснованных повторных обращений.
5. Государство обеспечивает право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 25 Конституции). За каждым гражданином закрепляется право на свободу и личную неприкосновенность. Отметим, что своего рода изъятия существуют в рамках законодательства. Так, к примеру, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены случаи, когда в целях пресечения административных правонарушений и если исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, то допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов [8].
6. Неприкосновенность жилища (ст. 29 Конституции).
7. Право на свободу передвижения. Каждый, кто законно находится на территории Республики Беларусь, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения означает право на невмешательство в личную жизнь, включая выбор образа жизни. По мнению Д.Г.Василевича, свобода передвижения предполагает также право перемещать и свою собственность (имущество) [9].
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Согласно ст. 14 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» «к государственным секретам могут быть отнесены: сведения в области политики; о стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэкономической деятельности; о подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь; об экспорте и импорте вооружения и военной техники; о содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время; сведения в области экономики и финансов; о содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии и др.» [10].
Применительно к гражданам в части реализации данного права в сфере государственного управления, то данным Законом определены границы его реализации. Так, согласно ст. 13 «граждане в сфере государственных секретов имеют право:
на осуществление деятельности с использованием государственных секретов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах;
на получение надбавок к тарифным ставкам (окладам) на период их доступа к государственным секретам в зависимости от степени секретности, а также компенсационных выплат на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне, и надбавок к тарифным ставкам (окладам) за стаж работы в подразделениях по защите государственных секретов;
ознакомиться с законодательством Республики Беларусь о государственных секретах в необходимом объеме;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь» [10].
9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Эти права и свободы граждан в сфере государственного управления имеют основополагающее значение в сфере государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу и устанавливающих административно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления [4, с. 134].
Ю.М.Козлов отмечает, что все права и свободы граждан либо непосредственно реализуются в сфере государственного управления, либо органически связаны с практической деятельностью этих властных субъектов, либо, будучи производными от конституционных, приобретаются ими в связи с их функционированием в сфере государственно-управленческой деятельности [11, с. 178 ].
Указанный автор предлагает разделять их на три группы:
1. Конституционные права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и реализуемые в сфере государственного управления. Имеются ввиду такие права и свободы, реальность которых гарантируется приведением в движение того или иного звена механизма исполнительной власти. Это, например, право на труд, на социальное обеспечение, на отдых, на охрану здоровья и др.
2. Конституционные права и свободы, определяющие характер государственно-управленческой деятельности. В данном случае можно говорить о таких правах граждан, которые непосредственно связаны с самой сущностью процесса реализации исполнительной власти. Соответственно, налицо их прямая связь с административно-правовым статусом граждан. Это право на участие в управлении делами государства, на неприкосновенность личности, жилища, право на обжалование в суд решений органов исполнительной власти.
3. Права граждан, устанавливаемые и гарантируемые законными и подзаконными правовыми актами субъектов исполнительной власти. Кроме прав, имеющих конституционное выражение и значение, непосредственно в сфере государственно-управленческой деятельности граждане пользуются рядом иных прав общего или конкретного характера. С их помощью административно-правовой статус граждан получает дальнейшее развитие. Устанавливаются и гарантируются эти права как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами полномочных органов исполнительной власти. В качестве иллюстрации автор ссылается на процессуальные права граждан, привлекаемых к административной ответственности [11, с. 180].
Подводя итог данной главе, отметим, что многие права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от конституционных прав и обязанностей. Другие – устанавливаются иными нормативными правовыми актами.