Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ: общая характеристика и виды правонарушений.

В последнее время изменение административной ответственности в сфере обеспечения режима Государственной границы РФ и соблюдения миграционного законодательства связано с ее ужесточением, а именно, увеличением размеров штрафов и введением более тяжких административных наказаний в санкции статей КоАП РФ (например, административное приостановление деятельности), а также введением новых составов административных правонарушений, особенно в сфере борьбы с незаконной трудовой миграцией.

Ранее действовавшее законодательство не содержало ряда административных правонарушений, связанных с нарушением порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как массовая трудовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства стала новым явлением для Российской Федерации.

В настоящее время глава 18 включает 17 составов административных правонарушений. Рассматривая содержание составов административных правонарушений в качестве родового объекта, можно выделить режим Государственной границы РФ и режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Следует отметить, режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является составляющей общего понятия – административно-правового миграционного режима.

При реализации механизма административной ответственности в сфере соблюдения миграционного режима, ее действенные меры применяет широкий круг государственных органов – органы внутренних дел, Федеральная миграционная служба, пограничные органы.

Под правонарушениями, посягающими на пограничную безопасность РФ, следует понимать предусмотренные законодательством об административных правонарушениях деяния, сопряженные с нарушением правил, установленных для обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве РФ.

Административные правонарушения в сфере обеспечения правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства представляют собой противоправные виновные деяния (действия или бездействия) специальных субъектов (иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, физических и юридических лиц, выступающих в качестве принимающей стороны), нарушающих предписания административно-правовых норм, регламентирующих миграционные отношения, складывающиеся по поводу режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, режима трудоустройства граждан РФ за рубежом и внешней трудовой миграции.

Общественная вредность административных правонарушений, посягающих на пограничную безопасность, выражается в том, что их совершение создает угрозу причинения вреда охраняемым законом жизненно важным интересам личности, общества и государства в пограничном пространстве.

В зависимости от непосредственного объекта правовой охраны комментируемая глава предусматривает три группы административных правонарушений:

1) правонарушения, посягающие на установленный режим государственной границы: нарушение режима Государственной границы РФ (ст. 18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4); нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ (ст. 18.5); нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны РФ (ст. 18.6); незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ (ст. 18.14);

2) правонарушения, посягающие на пограничный режим: нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2); нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ (ст. 18.3); неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7);

3) правонарушения в области миграционного законодательства, посягающие на установленный порядок (режим) пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, правила транзитного проезда через российскую территорию: нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ (ст. 18.8); нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9); нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 18.10); нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11); нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания (ст. 18.12); незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13); незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ); нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ); несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Все статьи данной главы имеют, как правило, формальный состав и сложные правовые конструкции. Административная ответственность наступает за сам факт совершения деяния (действий или бездействия) независимо от наступления каких-либо последствий. Большинство статей комментируемой главы содержат составы нескольких административных правонарушений с альтернативными признаками объективной стороны и имеют бланкетные диспозиции. В связи с этим при применении анализируемых норм необходимо знание основных положений нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения пограничной безопасности РФ.

Наши рекомендации