Президент РФ и его административно-правовой статус.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. (Ст.81 КРФ).

Полномочия Президента РФ по отношению к органам исполнительной власти:

· назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

· принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

· представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

· по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

· утверждает военную доктрину Российской Федерации;

· формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

· назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

· издает указы и распоряжения;

· вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом и т. д.

Администрация президента.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.

Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.

Непосредственно управляет работой Администрации её глава – Руководитель Администрации.

Администрация Президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка.

Правительство РФ.


1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании положений части 4 статьи 111

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

16.Федеральные министерства и Федеральные службы и агентства: понятия, компетенции и виды.

в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

1. федеральные министерства;

2. федеральные службы;

3. федеральные агентства.

Были определены понятия и виды функций федеральных органов исполнительной власти.

1. Функции по принятию нормативных правовых актов — это издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

2. Функции по контролю и надзору — это:

а) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

б) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

в) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

3. Функции по управлению государственным имуществом — это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

4. Функции по оказанию государственных услуг — это предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, — постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

а) утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

б) вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения об их предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников;

в) вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

г) вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

д) во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

е) имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

ж) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

з) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

а) вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

б) принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

в) вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

г) вносит в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

д) назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых законом.

Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

В настоящее время действует следующая Структура федеральных органов исполнительной власти:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

· Министерство внутренних дел РФ

· Федеральная миграционная служба

· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

· Министерство иностранных дел РФ

· Министерство обороны РФ

· Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

· Федеральная служба по оборонному заказу

· Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

· Федеральное агентство специального строительства

· Министерство юстиции РФ

· Федеральная служба исполнения наказаний

· Федеральная регистрационная служба

· Федеральная служба судебных приставов

· Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба)

· Служба внешней разведки РФ (федеральная служба)

· Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба)

· Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

· Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба)

· Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство)

· Управление делами Президента РФ (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

· Министерство здравоохранения и социального развития РФ

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

· Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

· Федеральная служба по труду и занятости

· Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

· Федеральное медико-биологическое агентство

· Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи

· Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

· Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

· Федеральное архивное агентство

· Федеральное агентство по культуре и кинематографии

· Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

· Министерство образования и науки РФ

· Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

· Федеральное агентство по науке и инновациям

· Федеральное агентство по образованию

· Министерство природных ресурсов РФ

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

· Федеральное агентство водных ресурсов

· Федеральное агентство лесного хозяйства

· Федеральное агентство по недропользованию

· Министерство промышленности и энергетики РФ

· Федеральное агентство по промышленности

· Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

· Федеральное агентство по энергетике

· Министерство регионального развития РФ

· Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

· Министерство сельского хозяйства РФ

· Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

· Федеральное агентство по рыболовству

· Министерство транспорта РФ

· Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

· Федеральное агентство воздушного транспорта

· Федеральное дорожное агентство

· Федеральное агентство железнодорожного транспорта

· Федеральное агентство морского и речного транспорта

· Федеральное агентство геодезии и картографии

· Министерство информационных технологий и связи РФ

· Федеральная служба по надзору в сфере связи Федеральное агентство по информационным технологиям

· Федеральное агентство связи

· Министерство финансов РФ

· Федеральная налоговая служба

· Федеральная служба страхового надзора

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Федеральная служба по финансовому мониторингу

· Федеральное казначейство (федеральная служба)

· Министерство экономического развития и торговли РФ

· Федеральное агентство по государственным резервам

· Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

· Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

· Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ

· Федеральная антимонопольная служба Федеральная аэронавигационная служба Федеральная служба по тарифам

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

· Федеральная служба государственной статистики

· Федеральная служба по финансовым рынкам

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

· Федеральная таможенная служба

· Федеральное агентство по атомной энергии

· Федеральное космическое агентство Федеральное агентство по туризму

· Федеральное агентство по физической культуре и спорту

18.Предприятия и учреждения: понятия и виды, административно – правовой статус.

Предприятие и учреждение – это разновидности более емкого понятия «организация». В отличие от органов исполнительной власти предприятия и учреждения не наделены внешними государственно-властными полномочиями и вследствие этого в административно-правовых отношениях не могут быть субъектами управления. Целью деятельности предприятий и учреждений является удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей общества.
Предприятия и учреждения – это две разновидности организаций, отличающихся друг от друга. Это отличие состоит в том, что деятельность предприятия носит производственный характер. Производственный характер деятельности предприятия может быть выражен в трех основных формах: а) производство продукции; б) выполнение работ; в) оказание услуг. Отсюда следует определение предприятия – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг производственного характера в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.
В отличие от предприятий деятельность учреждений носит непроизводствен-ный характер. Как правило, этот непроизводственный характер выражается (также как и у предприятий) в оказании услуг, но только в данном случае услуги носят непроизводственный характер. Услуги производственного характера от услуг непроизводственного характера отличаются их направленностью.

Услуги производственного характера направлены на удовлетворение материальных или физических потребностей членов общества, в то время как услуги непроизводственного характера удовлетворяют потребности в социально-культурной или административно-политической сферах (учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. д.).
Вместе с тем следует иметь в виду, что помимо просто предприятий и учреждений существуют предприятия, у которых имеются структурные подразделения в виде учреждений (поликлиника при крупном заводе), а также учреждения, имеющие свои структурные подразделения производственного характера (экспериментальные цеха при НИИ и т. д.).
Предприятия, учреждения можно классифицировать по различным признакам. Для административного права значительный интерес представляет классификация, которая оказывает наибольшее влияние на административно-правовой статус предприятий, учреждений. В этом смысле следует выделить классификацию предприятий, учреждений в зависимости от видов их собственности.
По этому признаку предприятия, учреждения классифицируются на частные, государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные (районного, городского, сельского и поселкового значения).

Административно-правовой статус юридических лиц - совокупность предусмот­ренных законами, подзаконными актами, учредитель­ными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и админи­стративной ответственности.

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента его государственной регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возни­кает с момента получения лицензии. Правосубъектность предприятия - это его способность быть субъектом права и участником административно-правовых отношений. Для этого предприятие должно обладать тремя элементами правосубъектности: правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, которые в совокупности входят в административно-правовой статус предприятия.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) - ком­плекс прав и обязанностей, которые предприятие (учреждение) при­обретает и реализует в процессе совершения следующих действий: - создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия; - государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения предприятия (учреждения) местным органом государственной власти; - получение разрешения на занятие определенными видами деятельно­сти, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти; - формирование органа управления делами; - определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государствен­ных органов в отношении предприятия (учреждения); - ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности. В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры админис­тративно-правового характера: = недопущение отказа в регистрации предприятия (учреждения) по мо­тивам нецелесообразности; = запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприя­тия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законо­дательством; = защита имущества предприятия от незаконного изъятия; = недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции. В зависимости от организационно-правовых форм различают:

• полные товарищества;

• товарищества на вере;

• общества с ограниченной ответственностью;

• открытые и закрытые акционерные общества;

• унитарные пред­приятия (государственные и муниципальные);

• производственные кооперативы.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью составляют сейчас большинство предприятий негосударственных форм собственности или, по крайней мере, с преобладанием таковых.

Акционерным обществом признается любая коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Акционерное же общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.

Правовое положение акционерного общества определяется Гражданским кодексом (ст. 96-104) и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» (в редакции от 21.07.2014), учредительным документом конкретного акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Специфика правового статуса акционерных обществ работников предприятия отражена и закреплена в специальном Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (в редакции от 21.03.2002).

Обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами, а правовой статус этой разновидности предприятий индивидуальной и коллективной форм частной собственности регламентируется ГК РФ (ст. 87-94) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции от 05.05.2014).

Специфической разновидностью предприятий как коммерческих организаций являются также производственные кооперативы.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов, а общая правосубъектность определяется нормами ГК РФ (ст. 107-112) и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в редакции от 18 декабря 2006 г.).

Наши рекомендации