Борьба рабов за свободу. Антирабовладельческие взгляды Джона Брауна.

В обстановке обострявшейся с каждым годом борьбы, в которой далеко не последнюю роль играло растущее сопротивление самих рабов, многие аболиционисты убеждались в невозможности сломить рабство методами «морального воздействия» и ненасилия. Отказываясь от иллюзий, они все чаще приходили к выводу о необходимости использования против рабства более решительных средств, вплоть до вооружённой борьбы. И если раннее аболиционистское движение было направлено на постепенное освобождение рабов путём увещеваний, в 30-х годах оно уже требовало немедленного освобождения их, но всё ещё посредством морального убеждения, то после раскола в 1840 году появились организации аболиционистов-сторонников политических действий, а к концу 40-х гг. возникла группа сторонников прямых, в том числе насильственных действий, включавшая как белых аболиционистов, так и свободных негров.

Виднейшими представителями этого «воинствующего аболиционизма» были Фредерик Дуглас и Джон Браун.

Ф.Дуглас – сын рабыни и англичанина, бежавший в 1848 г. с помощью «подземной железной дороги» на Север, - вскоре после этого познакомился с Гаррисоном и стал агентом ААО. В 40-х годах его взгляды претерпели существенную эволюцию: он разошёлся с Гаррисоном, вступил в Партию свободы, поддерживал фрисойлеров, хотя и критиковал ограниченность их программы. К началу 50-х годов (особенно после знакомства в 1847 г. с Д.Брауном) Дуглас пришёл к выводу о недостаточности одной лишь пропаганды и политической деятельности, о необходимости дополнить их организацией вооружённого восстания и сплотил на этой платформе вокруг себя наиболее радикальные слои аболиционистов. Не случайно враги называли его «американским якобинцем».

Сильнейший удар по рабовладению нанесла книга аболиционистки и участницы «подземной железной дороги» Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Показанные в ней реалистические картины рабства потрясли страну. Роман, изданный в 1852 г., в первый же год разошёлся тиражом 300.000 экз. Хотя сама писательница стояла на позициях непротивленчества, о чём ярко свидетельствует фигура главного героя романа – дяди Тома, её книга сыграла поистине революционную роль в общественном мнении США и стала своего рода манифестом против рабства. Недаром А.Линкольн назвал Бичер-Стоу «той маленькой женщиной, которая начала гражданскую войну».

В 1850 г., когда рабовладельцы, стремясь укрепить свою власть в Союзе, перешли в наступление, переход к решительным действиям стал необходим. Выдающуюся роль в осуществлении этой исторической задачи сыграл Джон Браун.

Первые сведения об антирабовладельческой деятельности Брауна относятся к 1825 г. Он оказывает помощь беглым неграм – становится кондуктором «подземной железной дороги». Подобно многим аболиционистам, Браун в этот период занимается также просветительской деятельностью.

Определяя рабство как «состояние войны», Браун считал естественным право рабов на сопротивление. «Только народ, борющийся за свою свободу, достоин уважения», «ничто не заставит рабовладельцев отпустить рабов, пока они не увидят дубины, занесённой над их головами», - говорил Браун.

В 1848 г. на средства Брауна была опубликована брошюра, в которой были помещены «Призыв Уокера» и «Обращение к рабам» Гарнета. Одновременно Браун пишет для негров брошюру «Ошибки Сэмбо». В 1851 г. Браун организует в Северной Эльбе «Лигу Освобождения», объединившую негров и белых противников рабства.

Активное участие Брауна в «подземной железной дороге» натолкнуло его на мысль об организации массового бегства негров и создании на рабовладельческом Юге прочного опорного пункта для помощи беглецам. «Бог создал Аллеганские горы, чтобы они однажды могли послужить приютом для беглых негров», - говорил Браун. Здесь, на территории Мэриленда и Виргинии, он хотел создать цепь укрытий для беглых рабов.

В 1854 г. в Канзасе столкнулись сторонники двух различных социальных систем, назревала гражданская война. Браун создал вооружённый отряд и вместе с пятью сыновьями принял активное участие в борьбе с рабовладельцами. Его отряд у Блэк-Джека 2 июня 1856 г. и Оссоватоми – 30 августа 1856 г. одержал победу над вторгшимися в Канзас миссурийцами.

Опыт войны в Канзасе еще более укрепил убеждение Брауна, что рабство может быть свергнуто лишь силой оружия. Теперь Браун думает не об организации убежищ, а об основании свободного государства. Он считал, что существование антирабовладельческого государства в сердце Юга подорвет плантационную систему, а тысячи рабов присоединятся к восставшим. Отряд Брауна должен был послужить остовом для создания вооруженных сил нового государства. Восстание предполагалось начать в небольшом городке Харперс-Ферри (штат Виргиния), где в арсенале хранилось около 100 тысяч ружей. Браун рассчитывал на долгую и упорную борьбу, поэтому им была написана «Временная конституция для антирабовладельческого государства», составленная в период его пребывания у Дугласа в феврале 1858 г. в городе Рочестере. Конституция была утверждена 8 – 10 мая 1858 г. на тайном собрании сторонников Брауна в г. Чэтам (Канада). В конституции демократические аболиционистские взгляды Брауна получили наиболее отчетливое и полное выражение.

Преамбула к конституции подчеркивала, что главную задачу её учредители видят в уничтожении рабства. Называя рабство «состоянием войны», Браун не только отрицал право собственности плантаторов на негров-рабов и призывал невольников к восстанию, но и требовал конфискации любой другой собственности плантаторов-рабовладельцев. Статью конституции об обобществлении конфискованной собственности следует понимать как временное мероприятие, так как и сама конституция называлась «временной», то есть рассчитанной на период борьбы с рабством.

Важнейшей чертой конституции Брауна было стремление последовательно провести принцип народного суверенитета. В конституции отсутствуют какие-либо ограничения для избирателей.

Конституция Брауна отвергала систему «балансов и противовесов». Согласно статье третьей, вся законодательная власть принадлежала палате представителей. По статье 4 конституция предусматривала выборы президента непосредственно народом; конституция также уничтожала исключительное положение Верховного суда (ст.5).

Гуманистические убеждения Брауна, его внимание к этическим и религиозным вопросам также получили широкое отражение в конституции. Она требовала строгого соблюдения моральных устоев: поощряла браки, соединение разбитых семей, запрещала незаконную связь.

Появление в конституции статьи, утверждавшей, что восставшие не собираются посягать на власть правительства США и власть рабовладельцев в Южных штатах, не случайно. Эта статья свидетельствует, что Браун ещё не полностью отрешился от веры в «моральное увещевание», свойственной большинству аболиционистов. Браун полагал, что само существование в Аллеганских горах свободного государства дезорганизует рабовладельческую собственность, сделав её ненадежной. После падения рабства Браун считал возможным упразднение государства в горах. Именно поэтому конституция и называлась «временной».

Деятельность Брауна после возвращения из Канзаса на Север была полностью подчинена подготовке восстания. В 1857 г. он основывает военную школу в г. Спрингфилде. Учениками школы стали многие участники боев в Канзасе, члены его отряда. В 1857 г. Браун предпринимает длительную поездку по штатам Новой Англии. Он выступает на митингах, заводит знакомства с Д.Смитом, У.Гаррисоном, Ж.Стирнсом, Т.Паркером и др., выступает в печати. В феврале-марте 1858 г. он встречается с негритянскими лидерами Филадельфии, переписывается с Д.Джонсом, Н.Глочестером.

История восстания широко известна. Браун с отрядом из 22 человек, среди которых было 5 негров, обосновался на небольшой ферме близ Харперс-Ферри. В ночь на 16 октября 1859 г. крошечная «армия освобождения» заняла мост через реку Потомак, захватила арсенал и установила контроль над городом. Но уже утром 17 октября восставшие были окружены милицией рабовладельцев численностью свыше тысячи человек. Вскоре из Балтимора прибыл отряд морской пехоты. Тяжело раненный Браун был схвачен. На расспросы о целях восстания он ответил: «Освобождение рабов и только это». 2 декабря 1859 г. по приговору рабовладельческого суда Браун был повешен в г. Чарлстоне.

Восстание в Харперс-Ферри потерпело неудачу. Захваченное оружие было некому раздать. Однако восстание и сама мужественная смерть Брауна сыграли огромную революционную роль. Это было первое широко известное совместное вооруженное выступление белых и негров против рабства. Мужественное выступление раненного Брауна на суде произвело огромное впечатление на современников в США и Европе. День казни Брауна был отмечен трауром во многих городах Севера.

Заключение.

К началу 60-х гг. аболиционистское движение значительно выросло. Наряду стысячами фермеров, ремесленников, рабочих, представителей средних городских слоев и буржуазии в нем участвовали многие выдающиеся политические деятели (Тадеуш Стивенс, Чарлз Самнер и др.), писатели и поэты (Г.Л.Лонгфелло и др.). Характеризуя его как «одно из наиболее важных народных движений в США», У.З.Фостер подчеркнул, что борьба аболиционистов против рабства велась на протяжении целого поколения и не имела себе равной ни в Соединенных Штатах, ни в истории какой-либо другой рабовладельческой страны. Огромной заслугой аболиционистов было то, что в условиях травли и преследований они не только сумели смелой пропагандой возбудить общественное мнение против рабства, но организовали массовое движение за его полное и немедленное запрещение.

Список литературы:

1. Дементьев И.П. Антирабовладельческие взгляды Дж. Брауна // К столетию гражданской войны в США. - М., 1961.

2. Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М, 1965.

3. История США. В 4-х томах. Т.1. – М, 1983.

4. Нитобург Э.Л. Негры в США. – М, 1981.

5. Фонер Ф. Рабство, гражданская война и реконструкция: новейшая историография // Новая и новейшая история. 1991. № 6.

Наши рекомендации