Вопрос 2. Право в системе социальных норм
Вопрос 1.Происхождение государства и права
Существует пять основных теорий происхождения государства и права:
1. Теологическая теория – государство и право являются божественным промыслом; такого мнения придерживались многие восточные мыслители, Фома Аквинский (разделял божественное и человеческое – управляющее общественными отношениями – право), а также некоторые современные идеологи католицизма и ислама. Теологическая теория не раскрывает процесс создания государства и права, а доказательством её правильности может служить только вера.
2. Органическая теория – государство развивается по эволюционному пути по аналогии с живыми организмами; в частности, государство можно сравнить с человеком, а право – с психикой. Источник развития – естественный отбор, выражающийся в конкурентных экономических отношениях. Подобной точки зрения придерживались ранние позитивисты (Спенсер, Вормс).
3. Теория насилия – государство и право возникают в результате действия факторов военно-политического характера (захват одного государства другим, переворот). Известны разнообразные исторические факты – как поддерживающие, так и опровергающие подобную теорию. Основные идеологи теории насилия – марксисты (Гумплович, Каутский, Дюринг).
4. Теория общественного договора – каждый человек обладает целым рядом «естественных» прав и свобод, которые, в той или иной степени, нарушаются другими людьми. Для того, чтобы урегулировать человеческие отношения, необходимы государство и право, возникающие как результат всеобщего соглашения. Появление теории общественного договора связано с именем Аристотеля, а пик её популярности – эпоха Просвещения.
5. Диалектическая теория, развитая Энгельсом и Лениным, полагает, что государство и право имеют как экономическую, так и социальную предысторию. Процесс возникновения государства начинается с общественного разделения труда (происходило в три этапа – отделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, развитие торговли и отделение класса купцов), приводящего к специализации труда, повышению его производительности и, наконец, расширению масштабов труда. Накопленные блага скапливаются в руках родоплеменной знати и постепенно превращаются в собственность (единство полномочий владения, пользования и распоряжения). Важную роль в этом процессе играют такие человеческие качества как жадность и корыстолюбие.
В диалектической теории люди разделяются: по отношению к орудиям и средствам производства, по роли в процессе производства, по размеру и доле дохода, получаемого от производства. Скопление продуктов производства в руках «верхушки» приводит к формированию классов, отношения между которыми являются антагонистическими (по Энгельсу,
«люди, имеющие блага, никогда с ними не расстанутся, а люди, обделённые благами, никогда с этим не смирятся»). Государство и право возникают как средство регулирования отношений антагонистических классов.
Вопрос 2. Право в системе социальных норм.
Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: экономические, семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их помощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, который называется общественным порядком (в отличие от правопорядка, являющегося результатом действия одних правовых норм), помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали. Все эти правила поведения, включая и нормы права, имеют общее название: они называются социальными нормами. Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.
Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способам обеспечения их соблюдения, формам закрепления. Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путем и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Они соблюдаются в силу привычки, просто потому, что «так принято», «таков обычай» (например, обычай наряжать елку на Новый год). Обычаи бывают национальные (общенародные) и местные. Они передаются из поколения в поколение в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.
Религиозные нормы – правила поведения верующих, закрепленные в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом «божьей кары», возмездия, ожидающего грешников.
Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Они содержат указания на права и обязанности членов данной партии (например, право принимать участие в выборах руководящих органов партии и обязанность платить членские взносы), закрепляются в уставе партии и распространяются на тех, кто вступил в нее. Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).
Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путем в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Это неписаные правила, они живут в сознании людей и передаются от поколения к поколению, но при этом могут значительно изменяться. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но все-таки человек руководствуется главным образом теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.
Нормы права, являясь одним из видов социальных норм, существенно отличаются от всех других, прежде всего тесной связью с государством, которой нет у других норм. Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия. Из всех социальных норм только нормы права закрепляются в официальных юридических актах государства. Особенность норм права заключается также в том, что, являясь государственными велениями, они четко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.
Из всех рассмотренных социальных норм ближе всего к нормам права нормы морали. Эти два вида социальных норм тесно связаны и взаимодействуют. Прежде всего, следует учитывать, что государство, создавая нормы права, не может не считаться с общепринятой в данном обществе моралью, т.е. не может требовать от людей поведения аморального, противоречащего их представлениям о чести, долге, справедливости. Поэтому правовые нормы должны иметь моральное обоснование. Чем в большей мере нормы права соответствуют требованиям морали, тем выше эффективность их действия, тем охотнее люди будут соблюдать их добровольно и сознательно. Кроме того, нарушения требований правовых норм, и в особенности наиболее опасные для общества, которые называются преступлениями (например, убийство, кража, грабеж и др.), осуждаются людьми и с точки зрения морали, т.е. рассматриваются как безнравственное, аморальное поведение, как зло.
У норм права и норм морали есть не только общие черты, но также есть и различия, и иногда между ними могут возникнуть определенные противоречия. Нормы права устанавливаются государством, а нормы морали – обществом. Соблюдение норм права обеспечивается государством, а норм морали – обществом и внутренними убеждениями человека, его совестью. Нормы права фиксируются в письменной форме в юридических актах государства и четко указывают на юридические права, обязанности и запреты, а нормы морали – в самом общем виде определяют принципы поведения людей: «будь справедлив», «уважай старших», «поступай по совести» и т.п.
Сфера действия норм морали шире, чем норм права, так как с помощью норм морали регулируются и такие отношения, которые невозможно в силу их специфики урегулировать с помощью правовых норм. Это отношения дружбы, любви, товарищества, интимные (личные) отношения людей. Мораль может предъявлять к человеку более высокие требования, чем право. Нормы права – это общеобязательные правила, представляющие применение одинакового масштаба к разным людям, поэтому они как бы рассчитаны на некоторые усредненные требования. Мораль же порой побуждает отдельных людей на героические поступки, на которые не способны другие. К примеру, только некоторые люди, не будучи профессиональными пожарными и спасателями, с риском для собственной жизни оказывают помощь людям при пожарах, стихийных бедствиях, хотя нормы права их к этому не обязывают. Но государство не вправе требовать героизма от всех людей.