Зарубежный опыт развития социально-культурной сферы

Мировой опыт финансирования, поддержки и развития социально-культурной сферы различает три основных типа управления экономикой в зависимости от механизма ее финансирования.

Тип первый – архитектор или инженер – предполагает воздействие правительства на культуру, искусство и социальную политику через правительственные организации – министерства и комитеты по культуре и социальной помощи. Государство владеет средствами художественного производства, использует их и финансирует искусство для повышения образования и эстетического воспитания населения. Показательным примером содействия развитию социально-культурных программ может служить правительственная политика в области цен на книги во Франции. В 1991 г. был принят закон об установлении единых цен на книги, позволивший не взвинчивать цены и избежать разорения мелких книжных магазинов.

Второй тип – помощник – включает поддержку и развитие разнообразных форм некоммерческого и любительского творчества, то есть всей социально-культурной деятельности в целом. Центральные власти оказывают только патерналистскую ("отцовскую") заботу путем соответствующего законодательства и налоговой политики, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через самостоятельные структуры и фонды, обладающие налоговыми льготами.. Данный тип управления экономикой культуры носит название германского.

Третий тип – патронили вдохновитель – сформирован историческими традициями и потребностью защиты искусства от прямого воздействия правительства, стремлением отделить культурную деятельность от политических решений (Великобритания, Ирландия, Швейцария). Реализуя данный принцип, Великобритания после второй мировой войны создала Совет искусств страны, с помощью которого государство-патрон финансирует культуру "на расстоянии вытянутой руки" (33; 308). Этот механизм финансирования за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип "вытянутой руки"), относят к англо-американскому типу.

В реальном мире большая часть государств в финансировании социально-культурной сферы играет смешанную роль.Конвергенция, существующая между перечисленными типами управления экономикой культуры, обогащает децентрализованные формы финансирования созданием Национального фонда искусств США или Канадского отдела связи – правительственной организации, отвечающей за финансирование искусства, развитием квазинезависимых советов в Швеции и Нидерландах (33; 309).

Наиболее эффективно система децентрализованного финансирования культуры действует в США, где объем благотворительных отчислений превышает 100 млрд. долларов в год (см. газету "Клуб меценатов", № 9, март 1997 г.).Эта финансовая поддержка позволяет американской культуре и искусству США безбедно существовать вне зависимости от государственного бюджета. В некоммерческом секторе организации культуры и искусства вынуждены соревноваться за финансовую поддержку прежде всего с организациями здравоохранения и образования. Учреждения культуры выдерживают эту конкуренцию, помогая коммерческим фирмам приобрести соответствующий имидж, создать репутацию у потребителей. Поддерживая искусство и культуру, фирма-спонсор вносит элемент духовности в свою деятельность, меняя тем самым свой имидж и приобретая большее число доброжелателей среди потенциальных покупателей и одновременно, скажем, зрителей популярного спектакля, выставки или телевизионной программы, финансовая помощь которым оказана фирмой. Направляя средства на благотворительные цели, бизнес получает и налоговые льготы. Если вложения не превышают 10 % от доходов фирмы, их вычитают из дохода до налогообложения. Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам, – ему это прежде всего выгодно.

Остановимся на характерных особенностях поддержки сферы культуры в ряде европейских стран.В Австрии узаконена надбавка к обычной лицензионной плате в размере одного шиллинга (т.н. культуршиллинг),поступления от которой используются на субсидирование живого искусства и культуры. Поступающие средства обеспечивают 15 % совокупных государственных расходов Австрии на искусство и 25 % – на культуру. Во Франции и странах северной Европы 1 % от стоимости строительства госучреждений отчисляется на приобретение произведений изобразительного искусства. Снижена ставка НДС на предметы искусства, книги, на реставрацию исторических памятников.

Творческие работники ряда европейских стран (Ирландия, Франция) освобождены от подоходного налогообложения; авторский гонорар при налогообложении распределяется на несколько последних лет.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

Наши рекомендации