Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики.
Зоны свободной торговли. Промышленно-производственные зоны. Сервисные зоны. Комплексные зоны. Технополис. Промышленный парк. Регулирование деятельности специальных зон. Внешнеторговые, фискальные, финансовые и административные.
СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:1. По характеру деятельности.2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.3. По отраслевому признаку.4. По характеру собственности.
По характеру деятельности выделяют:
1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. (примеры: Зона свободной торговли СНГ, Североамериканская зона свободной торговли НАФТА между США, Канадой и Мексикой)
2. Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды: - Зона одной отрасли, - Зона одного предприятия, - Экспортно-производственная зона,- Промышленный парк
(примеры: широко распространены в КНР, Южной Кореи – “ специальные экономические зоны (СЭЗ)).
3. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками). Основные виды: - Зона свободных банковских услуг, - Зона свободных финансовых услуг, - Зона свободных страховых услуг, - Зона свободных туристко-рекреационных услуг, - Офшорная зона — отдельно, но есть отличия.
4. Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии. Некоторые виды: - Свободная зона, - Свободная экономическая зона, - Особая экономическая зона.Технополис — это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами; особые компактно расположенные современные научно-производственные образования с развитой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для труда и отдыха, для функционирования научно-исследовательских и учебных институтов (организаций), входящих в состав этих образований, а также их предприятий, компаний и фирм, производящих новые виды продукции на базе передовых наукоемких технологий. В зависимости от характера и объема выполняемых функций выделяют пять видов технополисов:
инновационные центры, предназначение которых — оказание содействия преимущественно новым фирмам, связанным с наукоемкими технологиями.
научные и исследовательские парки, которые обслуживают как новые, так и вполне зрелые фирмы, поддерживают тесные связи с университетами или научно-исследовательскими институтами. Пример — Кембриджский научный парк, основу которого составляет всемирно известный университет. В Кембриджском научном парке в середине 1990-х гг. функционировало свыше 400 высокотехнологичных малых фирм, специализирующихся в области электроники, приборостроения, компьютерных средств и программного обеспечения и др.
технологические парки, у которых имеется в распоряжении целая сеть наукоемких фирм и производств, но вместе с тем не налажены прочные связи с университетами или научно-исследовательскими институтами:
технологические центры - обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых высокотехнологичных фирм. Их главная задача — содействие малому наукоемкому бизнесу. Особенно много их в США (более 400). В качестве примера можно назвать Центр передовой технологии в штате Джорджия, созданный на базе местного технологического института. Центр консультирует новые фирмы и оказывает им в течение первых трех лет со дня создания финансовую помощь;
конгломераты (пояса) технокомплексов и научных парков, цель которых — превращение целых регионов в высокотехнологические зоны. Наиболее известный конгломерат — знаменитая во всем мире Силиконовая долина, состоящая из множества разнообразных по профилю научно-исследовательских организаций, институтов, наукоемких и обслуживающих фирм. Промпарк — специальная территория, на которой объединены производственные и иные предприятия посредством общей инфраструктуры и взаимной производственной кооперации. Смысл создания промпарка в том, чтобы сконцентрировать на одной территории предприятия с общей сферой деятельности (профильный промпарк) и/или использующих единую инженерную инфраструктуру (инфраструктурный промпарк) — энергообъекты и электросети, теплосеть, водные объекты, канализацию и очистные сооружения, сети связи и сигнализации, охрану и пр. Такая концентрация позволяет всем участникам промпарка сэкономить на инфраструктурных издержках.
Комплекс мер по формированию благоприятных условий для решений стоящих перед СЭЗ задач включает:– налоговое стимулирование – освобождение от налогообложения предприятий зоны или установление низких налогов по сравнению с основными экономическими территориями и соседними странами;– таможенные льготы – беспошлинный ввоз сырья, полуфабрикатов, комплектующих узлов, машин и оборудования из-за рубежа, а также других районов страны для производственной деятельности предприятий и вывоз товаров, произведенных в СЭЗ;
Практика функционирования специальных зон и соперничество между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону привлекаются инвесторы: каждому типу зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения. Последние направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры) либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т.д.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес).
Льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах лучше использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам развития зоны. В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по территории (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез). В целом вся система льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.
3. Стратегическое планирование в управлении предприятием
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей — государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей. Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.
Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:- четкая ориентация на определенный интервал времени;- конкретность и измеримость;- непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;- адресность и контролируемость.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития. Функции стратегического планирования:
1. задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен. 2. обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании. 3. стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений. 4. заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде. 5. определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация. 6. создает основу для распределения ресурсов. 7. демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.
Стратегический план – документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учётом внешней среды и внутренних особенностей предприятия. Роль стратегического плана для предприятия в условиях рыночной экономики в том, что теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынка сбыта, а самое главное, – определить долгосрочные цели стратегию их решения.
Стратегическое планирование включает 3 взаимосвязанные задачи:
1. Выработка миссии предприятия 2. Представление миссии в виде долгосрочных и краткосрочных задач; 3. Выработка стратегии достижения поставленных целей. Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции, с концентрацией на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию. Каждая СХЕ имеет следующие общие характеристики: - Конкретный целевой рынок.- Определенную ассортиментную группу продукции. - Контроль над своими ресурсами. - Собственную стратегию. - Четко обозначенных конкурентов на рынке. - Явное отличительное преимущество продукции относительно основных конкурентов.
В качестве СХЕ можно рассматривать и самостоятельные юридические предприятия в рамках холдинга, и подразделения, имеющие статус центров финансовой ответственности (ЦФО).
Целью маркетинга каждой СХЕ должна стать ориентация на Потребителей и в разработке такой маркетинговой программы предприятия, которая побуждала бы Потребителей приобретать продукцию именно этого предприятия, а не его конкурентов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16