Принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система государства — совокупность бюджетоввсех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных). Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства
Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.
Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупностьфедерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
единства;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:
правовой базы;
денежной системы;
организации бюджетного процесса;
санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.
Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.
Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.
Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.
Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.
Причины инфляции
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
В условия обесценивания денег государство проводит антиинфляционную политику, чтобы ослабить отрицательные социально-экономические последствия инфляции.
Различают следующие виды антиинфляционной политики:
1. политика дефляции;
2. политика доходов;
Дефляция представляет собой совокупность мер, направленных на ограничение платежеспособного спроса через финансово-кредитный механизм. Она осуществляется на основе:
- сокращения государственных расходов, в том числе в экономику и социальную сферу;
- повышения денежных доходов бюджета, как правило, за счет роста налоговых платежей;
- проведения рестрикционной денежной политики.
Применение дефляционной политики может осуществляться государством непродолжительное время, т.к. сокращение выплат из бюджета на социальные нужды приводит к ухудшению уровня жизни населения.
Политика доходовоснована на том, что государство замораживает зарплаты и цены, либо фиксирует соотношения между темпами их роста.
Экономическими последствиями такой политики регулирования инфляции является ухудшение социальной ситуации в стране и спад производства.
Большинство стран для сокращения темпов инфляции применяют меры, направленные не на устранение последствий инфляции, а на устранение причин, вызывающий развитие инфляции в странах.
К числу таких мер относятся:
- стимулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства;
- совершенствование структуры экспорта и импорта товаров;
- совершенствование системы налогообложения доходов экономических субъектов для повышения эффективности производства;
- проведение прогрессивной денежно-кредитной политики.