Особенности управления землей, закрепленной в государственной собственности.
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты. При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом образование земельных участков допускается при наличии письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Кроме того, согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ для образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо решение органа власти, полномочного на распоряжение таким участком. Указанные согласие или решение или иной документ, на основании которого осуществляется образование земельных участков (например, соглашение между собственниками при перераспределении принадлежащих им участков) в силу ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются основанием для государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
В соответствии с действующим законодательством, для государственной регистрации прав на образованные земельные участки, обязательным приложением к соответствующим документам являются кадастровые паспорта таких участков. Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ О государственном кадастре недвижимости кадастровый паспорт представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости. Таким образом, в первую очередь, необходимо внести в государственный кадастр недвижимости необходимые сведения о земельных участках, т.е. поставить их на государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), его территориальными органами (Управлениями), и отделами Управлений (Подразделениями) (далее – орган кадастрового учета). Постановка на кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, также может быть принято решение:
1. о приостановлении осуществления кадастрового учета;
2. об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Постановка на учет земельных участков осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления указанных выше заявления и необходимых документов.
По истечении указанного срока заявителю выдается кадастровый паспорт земельного участка.
Следует особо отметить, что согласно п. 1 ст. 25 ФЗ О государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Указанное положение является новеллой законодательства.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный земельный участок. Если по истечении двух лет со дня постановки участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11