Зарубежный опыт стимулирования инвестиционных проектов в регионе.
Эффективность функционирование механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности во многом определяется общими макроэкономическими условиями, целевыми установками органов законодательной и исполнительной власти той или иной страны, концепцией экономического и социального развития государства, принятой моделью рыночной экономики. В современных экономических условиях хозяйствования существует необходимость в эффективном государственном регулировании, однако эффективность функционирования государства в настоящее время остается достаточно низкой, что препятствует устойчивому развитию экономки.
Стимулирование инвестиций, как
правило, связано с несколькими видами деятельности - такими, как проектный анализ и маркетинг, осуществляемые частными организациями, как правовое обеспечение и обслуживание инвесторов, осуществляемое государственными учреждениями. Страны, которые занимаются привлечением притока иностранных инвестиций, используют определенные координируемые правительством организационные структуры. Приведённые в табл. 1 данные показывают, что, как правило, ответственность за стимулирование иностранных инвестиций возлагается на конкретную организацию.
Существуют различные причины, по которым деятельность, связанная со стимулированием инвестиций, осуществляется правительством. Наиболее важная - в том, что результаты этой деятельности частным фирмам не так легко использовать для получения прибыли. Деятельность по стимулированию инвестиций обеспечивает социальные выгоды, что является более важным, чем потенциальная возможность получения частной прибыли.
Несмотря на то, что функция стимулирования инвестиций является в принципе задачей маркетинга, для её успешного осуществления необходимо тесное взаимодействие с правительственным органами. Агентства по стимулированию ин-
вестиций осуществляют деятельность по обслуживанию инвесторов, чтобы помочь им получить разрешения и лицензии, необходимые для осуществления процесса инвестирования.
Некоторые страны выбрали чисто государственную форму организации агентств по привлечению (стимулированию) инвестиций, другие - смешанную форму организации - государственно-частную (табл. 2).
Государственные агентства стимулирования инвестиций существуют внутри более крупных правительственных структур. Например, агентство «Канадские инвестиции» [3], которое подотчётно министерству промышленности
«Таиландский комитет инвестиций начал активную самостоятельную деятельность в 1980 г. Для успешной реализации своих функций комитет заключил контракт для осуществления деятельности по генерации инвестиций с американской фирмой ADL в 1983 г. Проект по привлечению инвестиций из США состоял из контракта с организацией ADL на обеспечение анализа, оказания сервисных услуг, а также на обучение персонала в Нью-Йорке. В 1986 г. комитет подписал контракт с японскими фирмами UNICO и ОРМАС на инвестирование из Японии в Таиланд средств на сервисные и рекламные цели.
В отличие от таиландской BOI «Канадские инвестиции» была создана с конкретной целью – заниматься только стимулированием инвестиций.
Это агентство унаследовало свою организационную структуру от предшественника – «Федерального бюро инвестиций».
Необходимо иметь в виду, что стимулирование инвестиций отличается от традиционных функций, выполняемых правительственными учреждениями – таких, как управление, контроль, регулирование, разработка и утверждение законов, контроль за их исполнением и др.
Успешное осуществление деятельности по стимулированию инвестиций требует использования современных методов управления, проектного анализа, маркетинга, гибкости в реагировании на нужды инвесторов, быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям, а также определенной самостоятельности при разработке и реализации стратегических и тактических целей.
Традиционные правительственные организации и их государственные служащие, как правило, не очень подходят для осуществления этих задач.
Поэтому получили распространение смешанные типы организации агентств по привлечению инвестиций.
Частно-государственные агентства по привлечению инвестиций имеют свой собственный совет директоров, отчитываются по итогам своей деятельности перед соответствующим министерством, в то же время, не являясь его частью, и нанимают персонал не из штата государственных служащих.
Ирландская IDA [4] была создана в 1949 г.
внутри Министерства промышленности и коммерции.
IDA стала проводить активную политику стимулирования инвестиций и привлечения средств иностранных инвесторов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6