Пересмотр судебного решения, не вступившего в законную силу. 12 страница
2) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (далее по тексту настоящей главы - дела о принудительном освидетельствовании);
3) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, если федеральным законом предусмотрен судебный порядок рассмотрения соответствующих требований (например, дела о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию, производство по которым урегулировано гл. 30 КАС с особенностями, установленными в гл. 31 данного Кодекса).
Указанными категориями дел ограничиваются пределы правового регулирования законодательства об административном судопроизводстве.
Законодательство об административном судопроизводстве не регулирует:
1) процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера, в том числе продление применения указанных мер (основания и порядок регулируются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством);
2) процессуальный порядок проведения судебно-психиатрических экспертиз, в том числе принудительных и (или) с помещением гражданина в психиатрический стационар (основания и порядок регулируются уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством <1>).
--------------------------------
<1> См., например, ст. 283 ГПК.
§ 2. Подведомственность и подсудность административных
дел о недобровольной госпитализации в психиатрический
стационар, о продлении срока госпитализации
или о психиатрическом освидетельствовании
в недобровольном порядке
В отношении рассматриваемой категории дел действует правило единичной подведомственности судам общей юрисдикции.
По родовой подсудности дела относятся к компетенции районных судов.
Территориальная подсудность исключительная: дела о госпитализации подсудны судам по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин, а дела о психиатрическом освидетельствовании - судам по месту жительства гражданина.
§ 3. Особенности возбуждения производства
по административному делу о недобровольной госпитализации
в психиатрический стационар, о продлении срока
госпитализации или о психиатрическом освидетельствовании
в недобровольном порядке
1. Право на обращение в суд. Лицо, имеющее право на обращение в суд по делам о принудительном психиатрическом освидетельствовании, - это врач-психиатр, оказывающий психиатрическую помощь, а по делам о принудительной госпитализации - представитель медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в которую помещен гражданин. При этом правом подписи административного искового заявления о принудительной госпитализации (или продлении срока такой госпитализации) обладают руководитель медицинской организации или его заместители.
2. Сроки обращения в суд. Срок обращения в суд по делам о госпитализации составляет не более 48 часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар, в случае обращения с заявлением о продлении срока госпитализации - не более 48 часов после наступления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости продления срока госпитализации в недобровольном порядке. Данное положение КАС коррелирует с сохраняющей свое значение позицией КС РФ, сформулированной с учетом международных правовых актов <1> и практики ЕСПЧ <2>, согласно которой принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар является ограничением свободы ("задержанием" в смысле ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) и не допускается на срок более 48 часов без судебного решения <3>.
--------------------------------
<1> См.: Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 9 декабря 1988 г. Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс"; подп. "e" п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
<2> См.: Постановления ЕСПЧ от 5 октября 2004 г. по делу "H.L. против Соединенного Королевства" (жалоба N 45508/99), от 1 июля 1961 г. по делу "Лоулесс (Lawless) против Ирландии" (N 3), от 6 ноября 1980 г. по делу "Гуццарди (Guzzardi) против Италии" (жалоба N 7367/76), от 28 октября 1994 г. по делу "Мюррей (Murray) против Соединенного Королевства" (жалоба N 14310/88), от 24 ноября 1994 г. по делу "Кеммаш (Kemmache) против Франции" (N 3) // СПС "КонсультантПлюс"; СПС "Гарант".
<3> См.: Постановления КС РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П, от 17 февраля 1998 г. N 6-П, от 22 марта 2005 г. N 4-П; Определение КС РФ от 1 марта 2007 г. N 333-О-П.
3. Особенности содержания административного искового заявления и прилагаемых документов. Помимо общих сведений, предусмотренных п. 1 - 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) нормативное обоснование требований - установленные федеральным законом основания для принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар;
2) ссылки на заключение комиссии врачей, обосновывающее наличие предусмотренных законом оснований к принудительной госпитализации;
3) иные данные (в случае их наличия), обосновывающие основания к принудительной госпитализации.
Помимо документов, указанных в ст. 126 КАС, к заявлению о госпитализации должны прилагаться:
1) мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания гражданина в психиатрическом стационаре <1>;
2) документы, на основании которых составлено заключение врачей-психиатров о принудительном помещении гражданина в психиатрический стационар;
3) документы, свидетельствующие об отказе гражданина от госпитализации в добровольном порядке;
4) мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о том, позволяет ли гражданину его психическое состояние лично участвовать в судебном заседании, в том числе в помещении суда.
--------------------------------
<1> Такое заключение составляется по результатам психиатрического освидетельствования гражданина комиссией врачей-психиатров, которое должно быть проведено в течение 48 часов с момента недобровольного помещения гражданина в психиатрический диспансер. Если комиссия врачей придет к выводу о необоснованности госпитализации, то гражданин подлежит немедленной выписке; в случае же если госпитализация будет признана врачами обоснованной, заключение комиссии врачей-психиатров вместе с административным исковым заявлением направляется в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании гражданина в стационаре.
К административному исковому заявлению о принудительном психиатрическом освидетельствовании помимо документов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС, должны прилагаться мотивированное заключение врача-психиатра о необходимости такого освидетельствования, материалы, на основании которых составлено заключение.
Административные истцы по делам данной категории освобождены от уплаты государственной пошлины на основании п. 18 ч. 1 ст. 333.36 НК.
4. Решение вопроса о принятии заявления к производству. Срок разрешения вопроса о принятии административного искового заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании общий и составляет три дня с момента поступления административного искового заявления в суд (ст. 127 КАС). В отношении заявлений о принудительной госпитализации (продлении срока госпитализации) законодатель установил сокращенный срок: вопрос о принятии заявления к производству должен быть решен судьей незамедлительно по факту поступления заявления в суд.
КАС не позволяет сделать однозначный вывод о том, допустимо ли оставление без движения административного искового заявления о принудительной госпитализации. Буквально в ч. 3 ст. 276 КАС говорится только о принятии заявления к производству или о его возвращении в связи с нарушением правил подсудности по п. 2 ч. 1 ст. 129 данного Кодекса. В то же время возникает вопрос о соотношении данной специальной нормы с общими правилами рассмотрения административного дела в суде первой инстанции.
Представляется верным мнение Е.А. Царегородцевой, согласно которому оставление административного искового заявления без движения может применяться, поскольку прямого запрета гл. 30 КАС не содержит; при этом срок на устранение недостатков административного искового заявления должен устанавливаться с учетом реальной возможности рассмотрения дела в закрепленный в законе сокращенный срок <1>. В то же время с учетом активной роли суда в административном судопроизводстве (п. 7 ст. 6, ч. 2 ст. 14 КАС), полномочий суда истребовать необходимые документы и материалы по собственной инициативе в ходе подготовки к рассмотрению дел данной категории (ч. 4 ст. 276 КАС), а также общего смысла судебного контроля за законностью и обоснованностью недобровольной госпитализации гражданина в психиатрический диспансер, предполагающей как можно более скорое разрешение судом вопроса о госпитализации по существу в целях соблюдения прав человека и предельно допустимого 48-часового срока содержания в стационаре без судебного решения (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ), думается, что даже при наличии оснований к оставлению заявления о принудительной госпитализации без движения суд может не применять данную процессуальную меру, а истребовать недостающие сведения и документы у административного истца в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Это соответствует общей направленности процессуально-правового регулирования порядка рассмотрения дел данной категории на обеспечение прав принудительно госпитализируемого гражданина.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016 (автор комментария к ст. 276 КАС - Е.А. Царегородцева).
Что касается отказа в принятии административного искового заявления, то данное процессуальное действие может совершаться при наличии к тому оснований, указанных в ст. 128 КАС.
5. Продление срока пребывания гражданина в психиатрическом стационаре на стадии возбуждения производства по делу. Еще одной особенностью возбуждения дела о принудительной госпитализации (продлении срока госпитализации) в психиатрический стационар является то, что согласно ч. 3 ст. 276 КАС определением о принятии заявления к производству судья одновременно продлевает срок пребывания гражданина в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения административного искового заявления.
Данное положение процессуального закона необходимо применять с учетом сформулированной ранее правовой позиции КС РФ о недопустимости принудительного удержания лица в психиатрическом стационаре свыше 48 часов без судебного решения. Как пояснил КС РФ, продление пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на срок, необходимый для рассмотрения заявления, санкционируемое судьей при возбуждении производства по делу, не является "судебным решением" в смысле ст. 22 Конституции РФ, так как, во-первых, такое продление может состояться и за пределами 48 часов (в том числе исходя из сроков обращения в суд и сроков рассмотрения дел данной категории по КАС), а во-вторых, продлевая срок пребывания гражданина в стационаре на стадии возбуждения производства по делу, суд не устанавливает обоснованности помещения лица в стационар, и, кроме того, суд обязан продлить срок пребывания лица в стационаре и иное решение принять не может. Поэтому лицу, содержащемуся в психиатрической больнице, должна обеспечиваться полная судебная проверка его ситуации в течение 48 часов - максимального срока содержания под стражей <1>. Правовая позиция КС РФ является общеобязательной и исключает любое иное истолкование правовой нормы в правоприменительной практике.
--------------------------------
<1> Определение КС РФ от 5 марта 2009 г. N 544-О-П; Постановление ЕСПЧ от 22 января 2013 г. по делу "Лашин (Lashin) против Российской Федерации" (жалоба N 33117/02) // СПС "КонсультантПлюс".
Определение о принятии заявления к производству обжалованию отдельно от решения суда не подлежит, так как такая возможность не предусмотрена КАС, а определение не препятствует дальнейшему движению административного дела.
§ 4. Особенности подготовки к судебному разбирательству
административного дела о недобровольной госпитализации
в психиатрический стационар, о продлении срока
госпитализации или о психиатрическом
освидетельствовании в недобровольном порядке
1. Срок подготовки по делам о принудительной госпитализации и принудительном психиатрическом освидетельствовании должен определяться с учетом сокращенных сроков рассмотрения дел данной категории и не может выходить за пределы этого сокращенного срока (ст. 134, 141, ч. 1 ст. 277, ч. 3 ст. 280 КАС).
2. О времени и месте проведения судебного заседания по делам данной категории извещаются:
- гражданин, в отношении которого подано заявление о принудительном освидетельствовании или принудительной госпитализации (в случае возможности гражданина участвовать в судебном заседании в помещении суда на медицинскую организацию, которой подано административное исковое заявление, возлагается обязанность обеспечить участие этого гражданина в судебном заседании);
- его представитель (в том числе назначенный по правилам ч. 4 ст. 54 КАС по делам о госпитализации);
- обратившийся в суд врач-психиатр (по делам о принудительном освидетельствовании) или представитель медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях (по делам о принудительной госпитализации);
- прокурор;
- иные лица, которых при необходимости суд по своему усмотрению может вызывать в судебное заседание.
3. На стадии подготовки суд может по собственной инициативе истребовать документы и материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.
§ 5. Особенности рассмотрения административного дела
о недобровольной госпитализации в психиатрический
стационар, о продлении срока госпитализации или
о психиатрическом освидетельствовании
в недобровольном порядке
1. Состав суда. Дела о принудительной госпитализации и принудительном освидетельствовании по первой инстанции рассматриваются судьей единолично.
2. Срок рассмотрения дела. Административное дело по заявлению о принудительной госпитализации (продлении срока госпитализации) подлежит рассмотрению в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству. Дела о принудительном психиатрическом освидетельствовании должны рассматриваться в срок, не превышающий трех дней со дня принятия заявления к производству.
3. Место рассмотрения дела. КАС предусматривает два варианта выбора места проведения судебного заседания. Первый вариант - традиционно в помещении суда. Второй вариант - проведение судебного заседания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в случае, если присутствие гражданина в помещении суда является невозможным, но психическое состояние гражданина позволяет ему лично участвовать в судебном заседании (ч. 7 ст. 277 КАС).
4. Лица, участвующие в деле. Административным истцом являются субъекты права на обращение в суд по делам данной категории, реализовавшие такое право.
Административным ответчиком является гражданин, в отношении которого подано заявление о принудительном освидетельствовании либо принудительной госпитализации. На важность обеспечения гражданину права лично участвовать в суде обращал внимание ЕСПЧ, подчеркивая, что в таких делах гражданин является не только стороной дела, но и основным объектом судебного исследования; из правила о личном присутствии допустимы отдельные исключения, однако отступление от этого правила возможно только в случае тщательного рассмотрения этого вопроса судом страны <1>. ЕСПЧ отмечает, что простого предположения суда о том, что психически больной должен быть отстранен от участия в разбирательстве, недостаточно, решение о рассмотрении дела без участия гражданина требует мотивировки в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств <2>.
--------------------------------
<1> Постановления ЕСПЧ от 22 января 2013 г. по делу "Лашин (Lashin) против Российской Федерации" (жалоба N 33117/02), от 24 марта 2009 г. по делу "Беркова (Berkova) против Словакии" (жалоба N 67149/01) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Постановления ЕСПЧ от 22 января 2013 г. по делу "Лашин (Lashin) против Российской Федерации", от 24 марта 2009 г. по делу "Беркова (Berkova) против Словакии".
Согласно КАС вопрос о личном участии гражданина в судебном заседании по делу о принудительной госпитализации решается следующим образом: гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании, если его психическое состояние позволяет ему адекватно воспринимать все происходящее и его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни, либо здоровья или жизни, либо здоровья окружающих. При этом одним из средств доказывания, на основании которых суд решает вопрос о возможности личного участия гражданина в судебном заседании, является заключение комиссии врачей-психиатров о том, позволяет ли гражданину его психическое состояние лично участвовать в судебном заседании. В связи с тем, что такое заключение нередко готовится врачами медицинской организации, в психиатрический стационар которой помещен гражданин, т.е. исходит от стороны по делу, представляется, что судам следует со всей внимательностью относиться к решению вопроса о личном участии гражданина в судебном разбирательстве в каждом конкретном случае, не ограничиваясь формальной ссылкой на заключение.
В случае если суд придет к выводу о невозможности личного участия гражданина в судебном заседании по делу о госпитализации, гражданин участвует в рассмотрении дела через представителя, а если такого представителя у гражданина нет, то суд должен назначить ему адвоката в качестве представителя (представитель по назначению).
Прокурор участвует в деле для дачи заключения в целях обеспечения законности; в то же время неявка в судебное заседание прокурора, извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела.
Применительно к делам о психиатрическом освидетельствовании препятствием к рассмотрению дела не является не только неявка надлежащим образом извещенного прокурора, но и неявка надлежащим образом извещенного врача-психиатра.
5. Предмет доказывания. Предмет доказывания обусловлен материально-правовыми основаниями для принудительного психиатрического освидетельствования и принудительной госпитализации.
При рассмотрении административного дела о психиатрическом освидетельствовании в предмет доказывания включаются:
1) факты совершения гражданином действий, которые дают основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства;
2) факт наличия последствий психического расстройства в виде беспомощности гражданина и (или) возможности причинения существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи;
3) факт отказа или уклонения гражданина от психиатрического освидетельствования в добровольном порядке.
В предмет доказывания по делам о принудительной госпитализации входят следующие юридические факты:
1) наличие у гражданина тяжелого психического расстройства;
2) наличие последствий тяжелого психического расстройства в виде непосредственной опасности для гражданина или для окружающих, беспомощности гражданина и (или) возможности причинения существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи;
3) факт невозможности обследования и лечения гражданина вне медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;
4) факт отказа или уклонения гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в добровольном порядке либо от продления такой госпитализации.
6. Распределение бремени доказывания. Обстоятельства, являющиеся основанием для принудительной госпитализации или продления срока такой госпитализации, равно как и для принудительного освидетельствования, подлежат доказыванию административным истцом. В то же время при необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
7. Гласность судебного разбирательства. Административное дело о принудительной госпитализации может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании в порядке, установленном ст. 11 КАС. Представляется, что данное положение ч. 2 ст. 277 КАС не следует толковать как безграничную дискрецию суда на закрытие судебного заседания по делам данной категории. С учетом международного стандарта надлежащей судебной процедуры, права на суд (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), положений ст. 11 КАС решение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании во всяком случае должно быть мотивировано применительно к наличию оснований такого закрытия, указанных в ч. 2 ст. 11 КАС <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее о гласности судебного разбирательства в контексте стандарта надлежащей судебной процедуры и права на суд см.: Спицин И.Н. Транспарентность в цивилистическом процессе. М., 2013. С. 102 - 140.
§ 6. Особенности судебного решения по административному
делу о недобровольной госпитализации в психиатрический
стационар, о продлении срока госпитализации
или о психиатрическом освидетельствовании
в недобровольном порядке
КАС закрепляет сокращенные сроки изготовления мотивированного решения по делам о госпитализации и психиатрическом освидетельствовании: решение в полном объеме (т.е. содержащее вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части) должно быть изготовлено в день его принятия.
Копии решения незамедлительно после его изготовления должны быть направлены лицам, участвующим в деле, и их представителям способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку, либо вручены этим лицам под расписку.
В связи с вариативностью места проведения судебного заседания по делам о госпитализации вводная часть решения помимо сведений, указанных в ст. 180 КАС (общие требования к содержанию решения), должна содержать указание на место проведения судебного заседания.
Глава XXIII. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
О ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНИНА В МЕДИЦИНСКУЮ
ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ В НЕДОБРОВОЛЬНОМ
ПОРЯДКЕ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
§ 1. Возбуждение производства
Поскольку в соответствии со ст. 118 Конституции РФ административное судопроизводство есть форма осуществления судебной власти, к административному судопроизводству применимы все известные нам основные концепции гражданского процессуального права.
В настоящей главе будут рассматриваться вопросы, регулируемые гл. 31 КАС, с акцентом на основные особенности существующей административной процессуальной формы.
По общему правилу в соответствии с принципом диспозитивности инициация судебных процедур с целью защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов осуществляется самим заинтересованным лицом, которое является участником правоотношения.
Однако в отношении гражданина, больного заразной формой туберкулеза, может быть предъявлено административное исковое заявление о его госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, поскольку речь идет о защите интересов всего общества в целом. Представляется правильным полагать, что данная форма защиты интересов общества есть разновидность искового заявления в защиту публичных и государственных интересов, поскольку выгодоприобретателями в данном случае выступают само государство и все общество в целом.
Главной целью выделения в отдельную главу производства по делам о принудительной госпитализации гражданина, больного заразной формой туберкулеза, является четкое регламентирование механизма воздействия со стороны государства на лиц, которые в силу определенных обстоятельств - болезни - представляют серьезную опасность для общества.
В соответствии со ст. 281 КАС административное исковое заявление в защиту "чужих" интересов подается специальным субъектом - руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.
Основанием участия в административном процессе для медицинской противотуберкулезной организации в лице ее руководителя являются административная правоспособность и административная дееспособность, которой данные субъекты наделяются в силу ст. 5 КАС.
Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке может быть предъявлено при соблюдении ряда следующих условий:
- гражданин болен заразной формой туберкулеза;
- находится под диспансерным наблюдением в медицинской противотуберкулезной организации;
- неоднократно нарушал санитарно-противоэпидемический режим либо умышленно уклоняется от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
С точки зрения содержания административного искового заявления законом также установлен ряд особенностей. В частности, в административном исковом заявлении о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
- наименование административного истца, место нахождения; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
- фамилия, имя, отчество административного ответчика, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
- содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
- иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
К иным сведениям можно отнести:
- установленные федеральным законом основания для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- заключение комиссии врачей;
- иные данные, обосновывающие требования административного истца.
Процессуальные особенности подачи административного искового заявления касаются также и документов, прикладываемых к исковому заявлению. КАС устанавливает специальную по отношению к ст. 126 данного Кодекса норму для документов, которые прикладываются к административному исковому заявлению.
По делам о принудительной госпитализации гражданина, больного заразной формой туберкулеза, к административному исковому заявлению должны быть приложены:
- истории болезни гражданина;
- заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, обязательности диспансерного наблюдения, а также иные материалы, подтверждающие необходимость госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- документы, на основании которых составлено заключение комиссии врачей противотуберкулезной медицинской организации о помещении гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- документы, подтверждающие неоднократное нарушение гражданином, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, санитарно-противоэпидемического режима либо умышленное уклонение гражданина от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза;
- документы, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС, - уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 данного Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Иные документы, указанные в ст. 126 КАС, не прикладываются, поскольку субъектом, подающим административное исковое заявление, является руководитель медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.