Алексей Петрович ПРОСКУРИН
Продолжение следует.
Часть 3. Перед Донбассом
Вернуться к части 1
Вернуться к части 2
28 марта исполнится ровно месяц, как в Киеве начало функционировать постреволюционное правительство Турчинова-Яценюка, хотя очень многие (в том числе и я) не верили, что оно сумеет дожить до этого юбилея.
Что же успело и чего не успело сделать это правительство?
Во-первых, худо-бедно удалось попросту не развалиться и даже до некоторой степени стабилизировать функционирование государственной машины. Процесс введения правых радикалов в более-менее цивилизованные рамки со скрипом, но движется. Потихонечку начинают работать все системы государства, вертикаль управления и особенно правоохранительные и силовые структуры, хотя, конечно, анархии и глупостей еще более, чем достаточно.
Во-вторых, премьер-министр Яценюк уже успел легитимизироваться в основных западных столицах и привезти оттуда немало обещаний финансовой помощи, хотя живые деньги до Украины ниоткуда пока еще не дошли. Тем не менее общий объём обещанных ресурсов в общем впечатляет – около 20 млрд. долларов (это без учета гипотетической помощи МВФ).
В-третьих, хотя и не полностью, но правительству удалось сбить накал сепаратистских выступлений на юго-востоке страны. В настоящее время в Украине имеются четыре проблемных региона: два очень проблемных - Донецк и Луганск, один средне-проблемный – Харьков, и один слегка проблемный - Одесса. Если говорить об остальной территории страны, то ситуация здесь в смысле уровня сепаратизма для правительства в Киеве более-менее удовлетворительная.
В-четвертых, украинское общество попривыкло к массированной информационной войне, которую ведут против нового правительства основные российские СМИ и реагирует на эту войну все меньше и меньше.
Венцом деятельности правительства стало очень скромно прокомментированное в России подписание политической части Соглашения об Ассоциации с ЕС. Хотя по сути весь сыр-бор разгорелся именно из за этого.
Если бы Украина не анонсировала бы своего намерения двигаться в ЕС, то в Москве вне всякого сомнения сквозь пальцы смотрели бы и на свержение Януковича, и на проделки Яроша с Тягнибоком. И уж конечно, ситуация в Крыму вряд ли развивалась бы так стремительно.
Церемония подписания соглашения об ассоциации Европейского Союза и Украины состоялась в Брюсселе 21 марта, через пару дней, после того как было принято решение о присоединении Крыма к России. С европейской стороны свою подпись поставил президент Европейского совета Херман ван Ромпей, с украинской - премьер-министр Арсений Яценюк.
Стороны также подписали дополнительный документ, так называемый заключительный акт, согласно которому временное, до утверждения в парламентах Украины и стран-членов ЕС, выполнение политической части соглашения начнется немедленно.
С моей точки зрения, таким образом, произошло то, о чем предупреждали немногие, сумевшие сохранять ясную голову в течение последнего месяца. Произошел тектонический сдвиг в том самом "русском мире", о сбережении которого так фальшиво и неумно пеклись многие российские политики, которые так и не поняли, что Киев - субъект, а не объект международной политики, продолжая относиться к нему как к чему-то, где можно производить любые территориальные разделы и переделы по своему усмотрению и согласно собственным представлениям о должном и нужном.
Что с того, что сегодняшнее правительство в Киеве не нравится многим в Москве? Нынешнее российское правительство, манипулирующее энергооружием и жестоко, с применением режима контртеррористических операций и подобного арсенала, но успешно подавляющее сепаратизм в своих собственных провинциях, к примеру, в Дагестане, тоже очень многим в мире не нравится - но это далеко не причина для того, чтобы ставить вопрос об отторжении от России тех или иных территорий.
Вопрос о том, имеет ли в принципе то или иное украинское руководство на принятие самостоятельных внешнеполитических решений и может ли оно при этом не учитывать интересы России вопрос, совершенно, очевидно, не имеющий однозначного ответа. В Киеве на него ответят утвердительно, в Москве – отрицательно.
С моей точки зрения, именно политика российской элиты, которая не сумела удержаться от соблазна и "оттяпала" у оказавшейся в тяжелой ситуации "братской" страны Крым, окончательно толкнула все еще колеблющуюся Украину в объятия ЕС.
Как я уже писал, с Крымом вообще все очень сложно. Особенно с точки зрения мега-истории. Добавлю, пожалуй, еще вот что.
Крымско-татарское население после включения Крыма в состав России (1783-1787 гг.) составляло большинство на полуострове до Крымской войны (1853-1856 гг.), в ходе и после которой из Крыма в Турцию эмигрировали более 250 тысяч крымских татар. В начале XXвека крымско-татарское население составляло примерно 25 процентов от всего населения полуострова. Затем случился голод 1921 года, унесший жизни почти 80 тысяч крымских татар. Перед Великой Отечественной войной крымско-татарское население составляло лишь около 20 процентов, от всего населения полуострова, которое насчитывало 1 млн. 200 тысяч человек.
В ходе военных действий полуостров, где происходили серьезнейшие бои, очень сильно пострадал.
Крымские татары, за коллаборационизм были выселены вместе с греками, немцами и болгарами, а большая еврейская община полуострова (четвертая вслед за русской, крымско-татарской и украинской) была практически полностью уничтожена нацистами.
В 1949 году Крым представлял собой малонаселенную пустыню; его население сократилось до 500 тысяч человек, сельское хозяйство запустело (им по преимуществу занимались выселенные крымские татары и болгары), а города лежали в руинах. Не было ни электричества, ни центрального водоснабжения, ни нормальной сети продуктового снабжения, ни функционирующей сферы услуг, ни населения, которое все этого могло отстраивать.
В 1949-1953 годах его пытались заселить русскими переселенцами из центральных областей России, но они были плохо приспособлены к ведению сельского хозяйства в местных условиях маловодья и к особенностям местного земледелия: не умели возделывать виноград, табак и южные фруктовые культуры, да и система сбыта продукции также была разрушена, и поэтому на полуострове царила самая настоящая нужда.
В этих условиях руководство СССР обратилось с просьбой к руководству УССР о включении Крыма в состав УССР с целью максимально быстрого оказания помощи терпящему бедствие региону. Решение было отнюдь не единоличным решением Хрущева, который в 1954 году чувствовал себя еще крайне неуверенно, а коллективным решением Политбюро и объяснялось в первую очередь экономическими мотивами и здравым смыслом. Крым, привязанный к Украине пространственно, было проще снабжать отсюда электричеством, пресной водой и продовольствием. Привязка же передачи острова к праздничной дате - 300-летию Переяславской Рады действительно имела место, но не более того. В СССР всегда значимые события старались красиво "подогнать" под ту или иную памятную дату и ничего плохого в этом не было.
УССР, сама чудовищно пострадавшая от войны ( ее население сократилось с 41 до 31 млн. человек) и трудом восстанавливавшая свое собственное хозяйство, отнюдь не рвалась повесить себе на шею еще один регион, в котором, говоря современным языком, назревала гуманитарная катастрофа. Однако в те поры с Политбюро спорить было не принято.
Одним из первых действий УССР стало строительство днепровского канала, сделавшего снабжение Крыма пресной водой стабильным.
Из бюджета Украинской ССР отстраивались крымские города (кроме Севастополя, который всегда имел особый статус закрытого города), создавалась заново курортная инфраструктура и пр.
Так что тот Крым, который известен большинству нынешних россиян среднего и старшего возраста и который досуществовал до 1991 года - как всесоюзная здравница, край прекрасного виноделия и высокоэффективного зернового земледелия - во многом создан украинцами. И это факт, который невозможно оспорить
Вопрос о волеизъявлении граждан собственно Крыма на фоне всей этой мега-истории в данном случае вопрос иного порядка, вопрос куда менее важный, чем вопрос об отношениях между российским и украинским народами.
Даже в создавшейся после ввода "зеленых человечков" на полуостров ситуации вполне можно было начать долгие трехсторонние (Украина-Крым-Россия) переговоры о статусе полуострова, которые не побуждали бы Украину к столь стремительной и болезненной реакции. Но правители России вместо этого моментально устроили умопомрачительное "воссоединительное" шоу и ... произошло то, что должно было произойти.
Да, Россия получила Крым, но, возможно, потеряла Украину очень и очень надолго. Что бы теперь не произошло в Киеве - часть территории Украины уже отторгнута навсегда у этой страны и ее народа в пользу России, какими бы благими аргументами это объяснялось. И теперь эта обида навсегда останется в генетической памяти украинского народа и юридической памяти государства Украина до тех пор, пока оно будет существовать.
Это одновременно и крах всей украинской политики Путина и его присных, и крупнейшее геополитическое преступление перед народами Украины и России.
Не судят только победителей. Вся нынешняя российская политическая элита продемонстрировала свою полную никчемность в битве за Украину, позарившись на заманчивую приманку в виде Крыма, возможно, вместе с дезой о приближающихся к Крыму ударных отрядах националистов-радикалов, искусно подброшенную Кремлю стратегами НАТО. И поэтому она будет нести историческую ответственность за это. И когда схлынет нынешний ура-патриотический угар и развеется пелена безудержного вранья, народ нашей страны поймет, в какую геополитическую беду втащили его нынешние правители. И предъявит всем тем, кто сегодня надувает щеки в ультра-империалистическом раже, свой строгий счет.
Однако нынешнее российское руководство отнюдь не таково, чтобы складывать руки и признавать свое поражение.
Поэтому, когда оно полностью осознает, что оно проиграло, а не победило, оно не скажет гражданам России: «Знаете, в Украине, мы вели себя очень глупо и совершили гигантскую ошибку. Поэтому мы уходим в отставку»
Нет. Путин и его команда теперь поставлены перед выбором: либо признать свое поражение, либо сделать так, чтобы Украина осталась в сфере влияния России.
И амбиции Путина таковы, что он пойдет на любые риски и втянет страну в любое противостояние на самых невыгодных условиях, чтобы доказать свою правоту и неправоту всех остальных.
И здесь у Кремля, судя по всему, имеются только два варианта – либо прямая военная агрессия и аннексия всей Украины, либо доведение Украины до хаоса и приведение к власти правительства такого уровня марионеточности, что оно будет смотреть на Крым и тихо блеять что-нибудь вроде «Как же хорошо, что Крым воссоединился наконец с Россией, а мы сами виноваты в том, что осмелились недостаточно быстро поклониться Великому Человеку, когда он начал своё благодеяние по отбору у нас Крыма». Вне всякого сомнения, на Украине, особенно на востоке, найдутся и такие политики.
Что касается варианта военного, то хотя внешнеполитические и военные риски его крайне высоки, он, предположительно, отнюдь не сброшен со счетов. В частности, как сообщает УНИАН, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий 24 марта заявил, что «на сегодняшний день на границах с Украиной продолжает находиться почти 100-тысячный боевой отряд российской армии, готовый к вторжению на территорию Украины, несмотря на все заявления официального Кремля».
Опыт «странной» бескровной войны в Крыму дарит путинским стратегам основательную надежду на то, что захватывающую прогулку до Киева можно будут предпринять в том же ключе. Учитывая плачевное состояние украинской армии – это отнюдь не невозможный вариант.
Запад, возможно в этом случае до предела ужесточит санкции вплоть до торгового эмбарго и полного запрета на покупку российских углеводородов. Что с того? Россия - самодостаточное государство, имеющее колоссальный исторический опыт автаркичного существования. Что стоит Путину, и так де факто управляющему значительным сектором национальной экономики через институт национальных корпораций, вообще перейти к мобилизационной экономической модели? – Без проблем, Кремль без икры и шампанского не останется, а на народ Путин всегда смотрел, лишь как на инструмент имперской политики. К тому же, на Западе плохо осознают, что русский человек есть во многом человек имперский, для которого посидеть лет двадцать-двадцать пять за железной занавеской без демократических свобод – пустяк, по сравнению с возвращением в лоно империи Новороссии, Киевщины и Закарпатской Руси..
Вариант достаточно кровопролитной и затяжной войны? - Его путинская Россия не выдержит из-за хилой экономики. Но он в Кремле пока и не рассматривается.
Во-первых, по причине, как уже было сказано, крайней слабости украинской армии. Во-вторых, по причине сильного раскола, в том числе географического в украинском обществе. Кремль лелеет сверхнадежды на население юго-востока. Путинские стратеги не без основания считают, что в случае вторжения это самое население будет в массовом порядке дезертировать и переходить на сторону оккуп…, то есть пардон, освободителей, как это было со многими украинскими подразделениями в Крыму, особенно с теми, в которых служили крымчане. Здесь тактика бескровного переманивания на свою сторону целой армии прошла блестящую апробацию.
. И хотя российские официальные лица всячески клянутся и божатся, что Крымом все началось, им же и закончится, теперь уж этим уверениям мало кто поверит после того, как высшие российские чиновники глядя в грустные очи Барака Хусейновича Обамы, честно выводившего американские войска отовсюду, истово отрицали сначала наличие каких бы то ни было войск РФ в Крыму, а затем - наличие каких либо планов по его присоединению.
Тот факт, что российскую армию совершенно не беспокоят проблемы, которые могут возникнуть по поводу бесцеремонного захвата достаточно обширной украинской военной собственности в том числе, почти половины украинского ВМФ, свидетельствует о том, что никаких нормальных отношений между Россией и Украиной в ближайшем обозримом будущем не предусмотрено, и военно-политическое руководство РФ делает ставку на продолжение отношений "с позиции силы".
Возвращаясь к второму варианту, а пока суд да дело, разыгрывается именно он – ситуация в Донецкой, Луганской и Харьковской области дестабилизируется всеми возможными способами. На юго-востоке множатся все новые и новые украинские левые, рабочие, славянские и православные организации, слезно взывающие к Путину с призывами «защитить и спасти». Находящиеся на данный момент в оппозиции Партия Регионов и КПУ также всячески демонстрируют свою готовность к «конструктивному диалогу» и желание выступить в качестве посредников.
Информационная война отнюдь не сбавляет обороты, а напротив всячески нагнетается. А между тем Кремль даже еще и не применял орудие главного калибра в рамках второго варианта – экономическое и финансовое давление на непокорную Украину. И когда Путин с Медведевым, ехидно усмехаясь, выкатят Турчинову с Яценюком многомиллиардные долговые счета, - вот тогда начнется в Киеве реальная веселуха. Вот тогда отзовется им тоскливым эхом недолгое брюссельское торжество.
Таким образом, на данный момент мейн-стрим кремлевской украинской стратегии, видимо, выглядит так: Кремль хочет свалить нынешнее правительство и провести переговоры с тем, которое удастся привести к власти (на худой конец, из нафталина будет вытащен Янукович с его бессмертным слоганом «Аз есьм..! ) примерно со следующим набором необсуждаемых пунктов.
1. Никаких ЕС, НАТО и пр.
2. Крым - навсегда российский. А если будете недостаточно низко кланяться, то еще и Донбасс.
3. Бандеровцев и вообще всяких западенцев - к ногтю. И чтоб не смели близко подходить к украинскому правительству
4. Газ – это святое.
На этих условиях Путин и Лавров, пожалуй, согласятся, чтобы Украина какое-то время еще именовалась независимым государством.
Если все это вдруг почему-то не удастся, можно будет вернуться к варианту 1 –танковая экскурсия по маршруту Луганск-Киев (а может быть, и Львов). Или же изобрести некий конкубинат – по-серьезному вооружить донечтчан и харьковчан, чтобы они как следует повоевали с «бандеровскими отморозками» из Львова и Винницы. А потому с блеском выступить посредниками на переговорах. В общем есть, где развернутся имперскому креативу.
В этих условиях у украинского руководства остается весьма небольшое пространство для маневра.
А вот вопросов очень много. Как и нерешенных пока проблем.
Главное. Непонятно, обеспечивает ли подписанное с ЕС Соглашение, хотя бы какую-нибудь защиту, как от первого, так и от второго варианта.
Предположим, что от первого - да. А от второго? Если на улицах Донецка и Луганска будут каждый божий день слоняться многочисленные митинги с лозунгами «Путина – любим!» и «Засунем Бандерштадт в Гейропу!», то ЕС с его пристрастием к толерантности и к демократической процедуре, скорее заставит Украину провести референдумы, чем противиться им.
Понятно, что в атмосфере полного сюрреализма, который сейчас царит в отношениях между Россией и Украиной (в день написания статьи, например, пришло сообщение о том, что «спутинизировав» весь военно-морской флот Украины, наши доблестные вооруженные силы перешли к следующей стадии и "сшойгузили" в Херсонской области еще и газовую буровую вышку с целью перевоза ее в Крым), любые мало-мальски серьёзные идеи будут восприниматься с иронией, но все же…
С моей точки зрения, подписанию экономической части соглашения с ЕС должны предшествовать несколько предварительных мер, которые затем должны быть включены в Соглашение.
Поэтому нынешнему руководству Украины следует добиваться Особого порядка введения предусматривающихся соглашением экономических мер на территории восточных областей Украины: Луганской, Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской и Николаевской. Наиболее раздражающие население и промышленников этих областей меры либо не должны вообще здесь вводиться, либо вводиться очень постепенно.
Для сохранения промышленности этих областей следует добиться от ЕС Особого порядка ввода технических регламентов и прочих регулирующих документов ЕС для этих областей, с тем, чтобы переход совершался в максимально щадящем режиме.
Следует создать Список особо ценных для экономики Украины предприятий, которые прочно встроены в кооперационные цепочки с Россией и Беларуси и добиваться того, чтобы этих предприятий переход Украины в ЕС вообще как бы не касался, по крайней мере в течение 3-4 ближайших лет или пока они сами не будут готовы к глубокому реформированию. Для такого рода предприятий также должен быть разработан Особый порядок,который должен быть тщательно разработан в кратчайшие сроки с компетентными представителями данных регионов.
Наконец, Яценюку следует создать Промышленный Совет из директоров крупнейших предприятий юго-востока Украины, включив в него, как минимум, 10-12 человек. К примеру, В. Богуслаева ("Мотор СИЧ", Запорожье), В.Субботина ("Турбоатом", Харьков), С.Войта ("Южмаш", Днепропетровск), А. Полякова ("Криворожсталь", Кривой Рог), Д.Киву (ГП "Антонов", Киев), В. Калашникова ( "ЧСЗ", Николаев), А. Савчука ("Азовмаш", Мариуполь) и еще несколько человек этого уровня.
И разрабатывать промышленную и экономическую политику, по крайней мере, в той части, в которой она будет относиться к этим предприятиям и этим регионам, только вместе с Промышленным Советом и опираясь на него.
В этом случае присоединение к ЕС для Украины и особенно для её юго-востока может стать не еще одним опасным экспериментом с плохо предсказуемым итогом, а нормальным и более менее управляемым восходящим эволюционным процессом.
Занятно, но интересы наиболее изощренной части нынешнего правительства или её «мозгового центра») на данный момент могут частично совпадать с российской стратегией, кардинально расходясь с ней на следующем этапе. Оно неглупое, это украинское правительство и в принципе понимает, что и Крым, и отчасти Донбасс, настроенные категорически антиевропейски, всегда будут являться источником такой нестабильности для Украины, что способны похоронить любое нелояльное к России украинское руководство.
Если говорить о потере Крыма и предположительной в скором времени потере киевским правительством Донбасса, то она, как ни странно, в рамках обсуждаемой гипотезы, ослабляя Украину экономически и демографически, может одновременно очень усилить ее за счет этнической консолидации.
Поясню. В Крыму этнически русское население составляет около 58 процентов (около 1,2 млн. чел.), в Донбассе (Донецкая и Луганская области) – около 40 процентов (примерно 3,5 млн. человек).
Если эти области выйдут из состава Украины, то нынешнее население Украины сократится с 45,5 до 36,8 млн. человек. При этом русское население уменьшится с нынешних 8 миллионов (17,5 процентов) до 3,3 и будет таким образом составлять не более 9 процентов от всего населения Украины, что практически не дает возможности серьезно влиять на проводимую политику.
В остальных областях Украины этнически украинское население (часть из которого, безусловно, русскоязычна) составляет от 70 процентов (Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Херсон) до 90-95 процентов (Чернигов, Киев, Житомир, Львов).
В этой связи политические пристрастия оставшейся части Украины очень резко изменятся. Ни Партия Регионов, ни КПУ в ней не будут иметь никаких шансов в обозримой перспективе прийти к власти.
В этом случае (без Крыма и Донбасса) скорее всего на базе нынешних «Свободы» и «Правого сектора» сложится мощная право-консервативная партия, близкая по взглядам к французскому Нацфронту Марин Ле Пен или к австрийской и нидерландской партиям «Свобода», умеренно-консервативный центр займет «Удар», «Батькивщина» станет чем-то вроде Демпартии США и обязательно на левом фланге появится что-то вроде Левой Партии Жана Меланшона во Франции или греческой «Сиризы» Алекса Ципраса.
Но в любой случае эта, так сказать, урезанная Украина будет настроена яро «антимосковски».
Строго говоря, уже отторжение Крыма от Украины, с таким искусством осуществленное лидером нации и с таким восторгом встреченное обожающим его народом, изменили сложившийся в течение 25 постсоветских лет политический баланс, когда ровно половина избирателей Украины голосовали, огрубляя и упрощая, за пророссийского кандидата (партии), а вторая половина с такой же пассионарностью за прозападного (ных). На всех последних общеукраинских выборах исход их определялся «фотофинишем» и реально, а не в результате подтасовок разница часто составляла несколько десятков тысяч человек.
Уход же из украинского политпространства 4 процентов избирателей Украины (примерно 1,5 млн. человек), которые проживали в Крыму и которые всегда голосовали исключительно пророссийски, уже сделал исход любых выборов в Украине на ближайшую перспективу абсолютно предсказуемым. Даже если сейчас правительство Турчинова-Яценюка падет (возвращаясь к началу статьи, я, честно говоря, ожидал, что оно падет само по себе, под грузом проблем, но вторжение «зеленых человечков» в Крым вызвало в Украине патриотический подъем и неожиданно сплотило нацию вокруг того правительства, которое имелось на данный момент) и будут проведены более менее честные выборы, то на них большинство примерно в 5 процентов завоюют все те же «Батькивщина», «УДАР» и правые радикалы...
Именно отторжение Крыма настолько изменило зыбкий электоральный баланс в Украине, и настолько уменьшило пророссийские симпатии, что это позволило Яценюку ощутить достаточную уверенность, чтобы совершить акт подписания Соглашения с ЕС.
Отторжение же Донбасса настолько усилит прозападные силы в оставшейся части Украины и настолько простимулирует антироссийские настроения, что речь, вероятно, пойдёт уже о вступлении в НАТО.
Вот такая диалектика, господа-товарищи русские империалисты. Все-таки буржуазно-демократические революции в Европе подавлять, это вам не Чечню с Дагестаном усмирять.