Семинар №15. Казахстан – суверенное государство
Учебные вопросы:
1. Становление независимого суверенного государства Республики Казахстан
2. Социально-экономическая и внешняя политика РК
Методические указания:
При подготовке к семинару необходимо изучить рекомендованную литературу. В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на причины распада СССР и на трудности при формировании независимого государства.
В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на трудности формирования рыночной экономики, на реструктуризацию форм собственности, на коренные изменения в области образования и культурной жизни общества. Обратить внимание на инициативы Казахстана с трибуны ООН, на роль Казахстана в мировом сообществе.
Краткие тезисы материала занятия:
- центробежные тенденции в многонациональном государстве (ГКЧП);
- первые всенародные выборы Президента Казахстана (1 декабря 1991г.);
- принятие Конституционного закона Республики Казахстан о независимости (16 декабря 1991 г.);
- Беловежское соглашение (аннулирование договора СССР 1922 г.);
- Ашхабадская встреча глав государств Средней Азии и Казахстана;
- Алматинская декларация об образовании СНГ.
- Государственное строительство: символы РК, Конституции РК (1993 г., 1995), укрепление границ РК;
- всемирный курултай казахов, Ассамблея народов Казахстана;
- Стратегию развития Казахстана до 2030 г.: основные приоритеты и пути их реализации;
- строительство и модернизацию Вооруженных Сил: меры по созданию современной и эффективной армии, военно-воздушных и военно-морских сил Республики Казахстан;
- принятие его в ООН. Выступление Президента Н.А. Назарбаева на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН;
- сотрудничество Казахстана с международными организациями: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЭКОСОС и др., а также с МБР, МВФ, ОБСЕ;
- участие РК в интеграционных процессах глобального и регионального масштабов, таких, как ОЭС, ЦАЭС, ШОС;
- роль и место Республики Казахстан в мировом сообществе;
- начало складывания рыночной и многоукладной экономики: приватизацию и демонополизацию государственного сектора экономики;
- экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе;
- экономическая политика современного Казахстана;
Дополнительные задания для семинарских занятий:
1. Заполните таблицу №1. Основные вехи государственного становления Республики Казахстан.
Годы | Основные мероприятия по укреплению государственного строительства |
2. Заполните таблицу. Сотрудничество Казахстана с международными организациями.
Название международных организаций | Год вступления |
3. Составьте по теме кроссворд, чайнворд и чайндат.
4. Подготовить по теме: 1) сообщение; 2) доклад; 3) рефераты.
5. Прочитать и законспектировать материалы из ниже указанных литератур по выбору студентов.
6. Выписать в тетрадь термины по теме и раскрыть их смысл.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда была принята Декларация о суверенитете Казахстана?
2. Когда и где было провозглашено образование СНГ?
3. Когда Н.А. Назарбаев был всенародно избран Президентом Казахстана?
4. Когда Казахская ССР была переименована в Республику Казахстан?
5. Когда был принят Закон «О государственной независимости Республики Казахстан»?
6. Когда и где прошел второй Всемирный курултай казахов? Какие вопросы поднимались на курултае?
7. На каких принципах формировалась новая политическая система РК?
8. Назовите долгосрочные приоритетные направления программы «Казахстан – 2030».
9. Назовите труды Н.А. Назарбаева.
10. Какие изменения произошли в области образования?
11. Назовите основные направления системы национальной безопасности Казахстана.
12. Каких международных организаций является членом Казахстан?
13. Между какими регионами Казахстан будет играть роль экономического и культурного связующего звена?
14. Назовите основные признаки рыночных отношений.
15. Какие национальные и государственные компании в Казахстане вы знаете? Назовите.
Литература:
1. История Казахстана. Курс лекций. – Алматы, 2009.
2. Кан Г., Шаяхметов Н. История Казахстана. – Алматы, 2005.
3. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы, 1999.
4. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. – Москва, 1990.
5. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алма-Ата, 1992.
6. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки и внешней политике Казахстана. – Алматы, 1997.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по курсу «История Казахстана»
№ темы | Наименование тем лекций | Содержание тем | ООбъем в часах | Неделя семестра |
Тема 1 | История Казахстана как наука и учебная дисциплина | Предмет «Истории Казахстана». Роль и значение изучения курса «Истории Казахстана». Политика курса и выставления оценок. Понятие слова «История». Востребованность отечественной истории. Виды исторических источников: письменные, вещественные, фольклорные материалы. Особенности исторических источников по истории Казахстана. Основные принципы истории. Вспомогательные исторические дисциплины. | ||
Тема 2 | Казахстан в эпоху камня и бронзы | Периодизация и характеристика каменного века. «Неолитическая революция»: зарождение животноводства и земледелия. Возникновения новых видов хозяйства. Материальная культура, религиозные представления. Центры развития металлургии. Формирование комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства. Андроновская культура, ее периодизация, хозяйство, социальное устройство андроновцев. Бегазы-Дандыбаевская культура. | ||
Тема 3 | Родоплеменные союзы и ранние государственные объединения в Казахстане | Источники о скифо-сакских племенах. Кочевое скотоводство – господствующая форма хозяйства саков (земледелие и ирригация). Общественные отношения у саков. Религиозные представления саков. «Звериный стиль». Усуни и кангюи - этнокультурные преемники саков. Политические и этнокультурные связи с Китаем, гуннами, государствами Средней Азии. Политическая жизнь гуннов, территория, хозяйство. | ||
Тема 4 | Казахстан в средневековье (VI-XII вв.) | Расселение тюрков в восточной части Евразии. Образование Тюркского каганата в VI в. и его территорию. Взаимоотношения с соседними государствами. Внутренние и внешние причины распада Тюркского каганата (Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты) (603 г.). Образование Тюргешского каганата и его территорию, хозяйство каганата. Тюргешский каганат – объект экспансии арабов и Китая: Атлахская битва 751 г. Расширение политического влияния ислама и мусульманской культуры. Распад государства Карлуков и образование государства Караханидов (942-1210). Центральноазиатские племена киданей: Гурхан Елюй Даши. Племенной состав кыпчаков - термин «Дешт-и-Кыпчак». Взаимоотношения кыпчаков с соседними народами и государствами: вытеснение огузов из Сырдарьи, борьба с Хорезмшахом. Структуру средневековых городов. Расцвет городской жизни. Роль ислама в развитии городской культуры. | ||
Тема 5 | Казахстан в монгольскую эпоху (начало XIII – первая половина XV вв.) | Темучин (1155–1227) и образование Монгольского государства. Общественное устройство государства Чингисхана, улусная система управления в монгольской империи. Поход Чингисхана на Казахстан и Среднюю Азию. Обособление Золотой Орды от центра Монгольской империи. Возвышение и правители Золотой орды. Этнополитическая история Ак Орды, Урус хан и его деятельность. Распад улуса Шагатая: образование Моголистана. Правление в Восточном Дешт-и-Кыпчаке Абулхаир хана, территорию и этнический состав. Военные походы Абулхаир хана в Среднюю Азию. Образование Ногайской Орды, территория и этнический состав. | ||
Тема 6 | Образование Казахского государства | Образование Казахского ханства, распространение политического господства Казахского ханства на Восточный Дешт-и-Кыпчак. Усиление Казахского ханства, расширение территории ханства при Касым-хане. Хан Хак-Назар (1538-1582 гг.) и возрождение Казахского ханства. Начало русско-казахских отношений. Укрепление Казахского государства в период правления хана Тауке. Институт биев и укрепление авторитета ханской власти. «Жеты Жаргы» Тауке хана. Обострение казахско-джунгарских отношений. | ||
Тема 7 | Формирование казахской народности | Основные предпосылки для этнической консолидации (общность территории, экономики, языка, культуры и т.д.). Фактор государственного образования и его влияние на этнический процесс. Первое упоминание в письменном источнике термина «қазақ» (казах). О возникновении жузов, территория жузов и их родоплеменной состав. Хозяйство и быт казахов. Формы собственности в казахском обществе: собственность на пастбища, на скот. Народные промыслы и ремесло. Торговля. Военное дело и вооружение казахов. Социальное деление казахского общества (ак суйек, кара суйек). Особенности кочевого образа жизни. Культурные традиции казахов. Акыны и жырау степи. Устное народное творчество, устная и письменная литература. Оригинальное музыкальное искусство. Образование (обучения в медресе). | ||
Тема 8 | Казахстан в составе Российской империи | Начало присоединения Казахстана к России: объективные и субъективные причины начала процесса присоединения. Принятие подданства России Младшим жузом (1731 г.) и Средним жузом (1734 г.). Российские военные экспедиции, их деятельность в изучении края. Основные военные линии в Казахстане. Роль казачества в колонизации степи. Реформы царизма в 20-х гг. XIX в. и изменение политико-правового статуса Казахстана: ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах. Административные реформы царской России 1867-1868 гг. (территории, границы и население областей согласно реформам). Отношение казахов к реформе - восстания в Тургайской, Уральской областях и на Мангышлаке. Изменения в административном и судебном устройстве по реформам 1886–1891 гг.: завершение административно-судебной реформы в крае и создание правовой основы для безраздельного политического господства царизма в Казахстане. | ||
Тема 9 | Национально-освобо-дительное движение в Казахстане в XVIII-ХІХ вв. | Кризис ханской власти в Младшем жузе. Участие казахов в крестьянской войне под руководством Е. Пугачева. Восстание казахов Младшего жуза под руководством С. Датова. Кенесары Касымов – воин, патриот, правитель. Причины восстаний под руководством Жанхожи Нурмухамедова (1856-1857) и Есета Котибарова (1855-1858). Причины восстания казахов в Уральской и Тургайской областях, на Мангышлаке. | ||
Тема 10 | Казахстан в начале ХХ века | Первую русскую революцию и ее влияние на казахское общество: Каркаралинская петиция, участие казахов в деятельности I-II Государственной Думы. Первые периодические издания на казахском языке: деятельность казахской интеллигенции по формированию национального самосознания народа (казахская демократическая литература). Развитие промышленных предприятий, торговля в крае. Последствия столыпинских аграрных реформ. Причины и повод восстания 1916 г. Позиции радикальной и либеральной национальной интеллигенции к восстанию. Очаги восстания, значение восстания. Причины, предпосылки, характер Февральской революции. Образование двоевластия и его особенности в Казахстане. Органы Временного правительства в Казахстане. Представители передовой казахской интеллигенции (А.Букейханов, Ж.Акпаев, Б.Каратаев, М.Тынышпаев, М.Дулатов, А.Байтурсынов) и их деятельность по возрождению государственности: I Всеказахский съезд 21-28 июля 1917 г. | ||
Тема 11 | Казахстан в период октябрьского пере-ворота. Установ-ление советской власти и граж-данская война (1917-1920 гг.) | Октябрьский переворот в России и установление Советской власти: декреты Советской власти. Отношение к революции различных слоев общества. Особенности установления власти Советов в Казахстане: мирный и немирный пути. IV Чрезвычайный съезд мусульман Туркестана (Коканд, ноябрь) и провозглашение автономии Туркестана. II Всеказахский съезд (5–13 декабря, Оренбург). Советская власть и судьбы правительств Алаш-Орды и Кокандской Автономии. Гражданская война – вооруженное противостояние непримиримых политических и социальных сил. Падение Советской власти на западе, севере и востоке Казахстана. Образование фронтов гражданской войны в Казахстане. Меры Алаш-Орды по созданию казахских военных формирований. Возникновение национальных подразделений Красной Армии. Экономическое положение в годы гражданской войны: политика «военного коммунизма» и ее последствия (голод 1920/21гг.). Недовольство трудящихся аула и деревни политикой «военного коммунизма». Новая экономическая политика Советской власти: аул и деревня в годы НЭПа (образование союза бедняков «Кошчи» (1921г.). | ||
Тема 12 | Казахстан в 20-30 годы ХХ века | Образование революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем (Кирревкома): цель и задачи. Ликвидацию Алаш-Орды. Декрет Советского правительства «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Социалистической Советской Республики» (КАССР 26 августа 1920г.). Учредительный съезд Советов КАССР - образование ЦИК и СНК. Национально-государственное размежевание Туркестана (1924г.). Политику «индустриализации» Казахстана: споры и дискуссии о путях и методах индустриализации, результат индустриализации в Казахстане. Идеология «Малого Октября» Ф.И. Голощекина: постановление ЦИК и СНК Казахской АССР о переделе пахотных и сенокосных угодий; декрет ЦИК и СНК Казахстана (1928 г.) о конфискации скота, имущества и выселении крупных баев-полуфеодалов. Коллективизацию крестьянских хозяйств: распад традиционной структуры хозяйства, ликвидация бай - кулачества как класса. Протест народных масс против насильственной коллективизации (1929-1931 гг. Голод 1931-1933 гг., и его последствия. Политическую систему сталинизма и ее характеристику. Репрессия против казахской интеллигенции. Формирование сети концентрационных лагерей (ГУЛАГ: Карлаг, Степлаг, АЛЖИР и др.). Массовые политические репрессии 1937-1938 гг. и трагические последствия репрессий. Насильственное переселение народов в Казахстан. Достижения Советской власти в области образования: развитие системы народного образования, борьба с неграмотностью. Перевод казахского языка с арабского алфавита на латинский, и в последующем - на кириллицу. Борьбу с «буржуазным национализмом» в культуре: подавление национальных основ культуры, социалистический реализм в литературе и искусстве. | ||
Тема 13 | Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | Начало и характер войны. Мобилизацию сил на отпор врагу: формирование воинских подразделений и национальных частей на территории Казахстана. Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны. Участие казахстанцев в партизанском движении. Герои-казахстанцы войны. Последствия войны. Перестройку промышленности Казахстана на военный лад. Эвакуацию населения: проблемы и решения. Строительство новых предприятий цветной и топливно-энергетической промышленности. Казахстан – основная республика трудового фронта. Патриотические начинания трудовых коллективов. Трудовой подвиг сельских тружеников в годы войны: рекорды Ш. Берсиева, Ким-Ман Сана и Ы. Жакаева. Народное движение помощи фронту: вклад казахстанцев в добровольный сбор средств для строительства танковых колонн, авиасоединений и др. Помощь Казахстана в восстановлении разрушенного войной хозяйства освобожденных районов. | ||
Тема 14 | Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь Казахстана во второй половине ХХ века (1946-1991 гг.) | Перевод экономики на мирные рельсы: демобилизация армии, отмена карточной системы. Курс на ускоренное наращивание военно-промышленной базы (создание ядерных полигонов). Возникновение новых отраслей тяжелой промышленности в Казахстане. Негативные тенденции в области экономики. Борьбу за политическое лидерство: приход к власти Н.С. Хрущева. «Оттепель» в общественно-политической жизни. ХХ съезд партии - осуждение культа личности Сталина. Курс на реформирование сельского хозяйства: освоение целинных и залежных земель, первые результаты освоения целины в Казахстане и экологические, экономические и социально-демографические послед-ствия. Усиление сырьевой ориентации экономики республики. Изменение в высшем партийном руководстве: приход к руководству страны группы во главе с Л.И. Брежневым. Экономические реформы 1965 года: незавершенность экономических реформ. Ограничение демократии и усиление командно-административных методов руководства. Застой в политическом руководстве страны: усиление бюрократизации, извращение в национальной политике (события в Целинограде 1979г., сужение сферы употребления казахского языка). Экологический кризис (Арал, Семипалатинский полигон, промышленность). Курс на ускорение социально-экономического развития (Апрельский пленум ЦК КПСС. 1985 г.): концепция самоуправления и самофинансирования. Декларативность и противоречивость политики «перестройки» (декабрьские события в Алма-Ате (1986 г.) и их оценка). Отрицательные тенденции в экономической сфере: спад промышленного и аграрного производства, ухудшение социального положения населения в аулах и селах введение, продовольственных карточек, события в г. Жана Узень (1989 г.), забастовка шахтеров Караганды (1989г.). Формирование и деятельность общественных движений. Принятие «Закона о языках» (1989 г.). Принятие «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» (1990 г.). | ||
Тема 15 | Казахстан – суверен-ное государство | Центробежные тенденции в многонациональном государстве (ГКЧП). Роспуск Компартии Казахстана (внеочередной съезд Компартии Казахстана). Первые всенародные выборы Президента Казахстана (1 декабря 1991г.). Принятие Конституционного закона Республики Казахстан о независимости (16 декабря 1991 г.). Беловежское соглашение (аннулирование договора СССР 1922 г.). Ашхабадская встреча глав государств Средней Азии и Казахстана. Алматинская декларация об образовании СНГ. Государственное строительство: символы РК, Конституции РК (1993 г., 1995), укрепление границ РК. Всемирный курултай казахов, Ассамблея народов Казахстана. Становление многопар-тийности. Стратегию развития Казахстана до 2030 г.: основные приоритеты и пути их реализации. Строительство и модернизацию Вооруженных Сил: меры по созданию современной и эффективной армии, военно-воздушных и военно-морских сил Республики Казахстан. Реформы системы образования, науки. Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Государственную программу «Культурное наследие». | ||
ВСЕГО: | 15 часов |
ТАБЛИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ СРСП
№ | Тема и содержание заданий | Форма проведения | Количество часов |
Племенные союзы и ранние государственные объединения на территории Казахстана Задание №1. Саки, уйсуни, кангюи, хунну (по выбору) На основе анализа источников раскрыть суть одной из проблем социльно-экономической и политической жизни племенных союзов (не менее трех источников): 1. Расселение племен 2. Взаимоотношения с соседними народами 3. Материальная и духовная культура 4. Хозяйство 5. Общественный строй и т.д. | Написать в рефератив-ной форме на 1-2 стр. | ||
Карлукское, Огузское, Кимакское государства и Великий Шелковый путь Задание №2. Карлукское, Огузское, Кимакское государства и Великий шелковый путь (по выбору) Используя карту охарактеризовать месторасположение государств и пути торговых караванов по территории Казахстана | Описать письменно и составить карту | ||
Кипчакское ханство. Духовная и материальная культура племен Задание №3. Описать политическую историю кипчаков и представителей духовной культуры Х-ХII вв. (по выбору) | Составить эссе | ||
Средневековые государства ХIV-ХV вв. Задание №4. Государственные объединения этого периода (Ак орда, Могулистан, Абулхаирово ханство) На основе не менее двух источников написать краткую политическую историю одного гос.объединения (по выбору) | Написать в рефератив-ной форме на 1-2 стр. | ||
Формирование казахской народности Задание №5 (по выбору). 1. Перечислить этапы и причины незавершенности формирования казахской народности. 2. Происхождение этнонима «казах» (на основе источников). 3. Территория жузов и родоплеменной состав казахского народа (составить карту) | Реферат 1-2 стр., составить карту | ||
Социально-экономическое положение казахского народа (вторая половина XVI - начало XVIII вв.) и казахско-джунгарские воины в XVII- начале XVIII века Задание №6. По выбору студента раскрыть проблему: 1. Социальная структура казахского общества. 2. Экономическое положение казахского народа.(виды налогов, повинностей, формы землепользования, хозяйство и ремесло) 3. Казахско-джунгарские войны в во второй половине XYII века. 4. Актабан шубырынды-алка кол сулама | Написать в рефератив-ной форме на 1-2 стр. | ||
Казахстан во второй половине XVIII века Задание №7. По выбору студента раскрыть проблему: 1.Суть дипломатии Абылай хана.(написать эссе) 2.Национально-освободительная борьба казахского народа против колониальной политики царизма в ХУШ в. (в таблице указать где было восстание, причины, требование восставших, отношение царизма к восстанию) | Составить эссе или таблицу | ||
Национально-освободительные движения казахского народа против колонизации в Х1Хвеке Задание №8. Составление таблицы «Нац-освободительные движения казахов против российской колонизации (не менее двух нац-осв. движений) Форма таблицы прилагается (всего 4 ячейки) /1/ | Таблица | ||
Социально-политическое положение и культура Казахстана (вторая половина ХVIII – начало ХХ вв.) Задание №9. 1. Февральская революция: образование двоевластия и его особенности в Казахстане.(письменно раскрыть суть проблемы) 2. Творчество акынов, жырау, поэтов и деятельность представителей Алашского движения (личность по выб. студента ) Составить краткое эссе об их творчестве и деятельности с указанием литературы | Написать эссе объемом 1-2 стр. | ||
Политическая, социально-экономическая и культурная модернизация Казахстана советами Задание №10. 1. Национально-государственное размежевание Туркестана (составить карту) 2. Политика «индустриализации» в Казахстане (таблица)/2/ 3. Насильственная коллективизация сельского хозяйства (письменно раскрыть причины, характер, последствия коллективизации) 4. Основные события в общественно-политической, социально-экономической жизни и культурной жизни в 20-30-гг. ХХ в. (таблица)/3/ | Карта, таблица, конспект | ||
Казахстан в годы ВОВ ( ХХ век.) Задание №11. 1. Трудовой подвиг казахстанцев (таблица)/4/ 2. Эвакуация и депортация населения в Казахстан - написать эссе (1-2 стр.) с указанием литературы. 3. Казахстан в послевоенные годы (1945-1953) /5/ | Таблица, эссе | ||
Казахстан во второй половине ХХ века (1953-1991 гг.) Задание №12. 1. Политика «перестройки» 2. Декабрьские события в Алма-Ате 1986 г. /6/ | Таблица, эссе | ||
Казахстан – суверенное государство Задание №13. 1. Студентов разделить на группы, каждая группа должна придумать название, цель и задачи и краткую программу партии. 2. Стратегия развития Казахстана до 2030 г. (назвать и раскрыть 7 основных приоритетов направления программы) | Групповая работа, таблица | ||
Переход к рыночной экономике и становление внешне-экономической деятельности Республики Казахстан Задание №14. По выбору студента охарактеризовать одну из международных или региональных организаций и сотрудничество ее с Казахстаном | Написать в рефератив-ной форме на 1-2 стр. | ||
Всего |
/1/Составление таблицы на тему «Национально-освободительное восстание казахского
народа против колониальной политики царизма XVIII – нач. XX вв. по схеме:
Название и время восстания | Территория | Причины, предпосылки и повод | Цель и задачи |
/2/ Составление таблицы на тему «Политика «индустриализации» в Казахстане» по схеме:
Цель и задачи индустриализации | Различные позиции по поводу путей осущ-я инд-ии | Успехи индустриализации | Трудности, недостатки и последствия индустриализации |
/3/ Составление таблицы на тему «Основные события в общественно-политической,
культурной и социальной жизни в 20-30-гг. ХХ в.» по схеме:
Общественно-политическая жизнь | Культурная жизнь | Социально-экономическая жизнь |
/4/ Составление таблицы на тему «Трудовой подвиг казахстанцев» по схеме:
Герои-казахстанцы | Трудовые подвиги |
/5/ Составление таблицы на тему «Казахстан в послевоенные годы» по схеме:
Общественно-политическая жизнь | Экономическая жизнь | Культура |
/6/ Составление таблицы на тему «Декабрьские события в Алма-Ате 1986 г.» по схеме:
Причины | Повод | Характер | Последствия | Оценка декабрьским событиям | Историческое значение |
ТАБЛИЦА ВЫПОЛНЕНИЯ СРС