Развертывание борьбы против меньшевиков, за укрепление партии
Положение внутри партии после II съезда осложнялось тем, что среди самих искровцев произошел раскол. «Экономисты» были до конца разоблачены как оппортунисты и разгромлены. В лице меньшевиков партия имела дело с новыми оппортунистами, но подлинно оппортунистическая, природа меньшевиков не была еще разоблачена. Каждый искровец должен был дать себе ясный отчет в том, что партии угрожает серьезная опасность со стороны меньшевиков. Началась ожесточенная, упорная борьба между революционерами — большевиками и оппортунистами — меньшевиками, которая продолжалась много лет. Эта борьба имела огромное значение для судьбы партии, для развития революции и страны. В. И. Ленин, большевики добивались, чтобы партия действовала на основе утвержденной съездом революционной марксистской Программы, проводила ее в жизнь. Меньшевики стремились направить партию на путь оппортунизма. Отказавшись подчиниться постановлениям съезда, они в то же время не решились призвать прямо своих сторонников к разрыву с партией, не провозгласили открыто образования новой партии. Такая тактика меньшевиков объяснялась тем, что они понимали, насколько близка РСДРП рабочим, и боялись разоблачить себя как раскольников рабочего движения. Меньшевики вскоре после съезда создали втайне от партии свою антипартийную фракционную организацию во главе с Мартовым, Троцким и Аксельродом. Они поставили себе целью путем бойкота партийных центров и дезорганизации партийной работы захватить руководство партией. Меньшевики, как заявил Мартов, «подняли восстание против ленинизма». Опорным пунктом борьбы против партии меньшевики сделали «Заграничную лигу», где были особенно сильны кружковые традиции, преобладали интеллигенты и отсутствовала Непосредственная связь с рабочей массой. Постепенно меньшевики захватили все партийные центры; в ноябре 1903 года — «Искру», а в июле 1904 года — ЦК. Это им удалось не потому, что они сумели идейно завоевать партию, убедить ее в своей правоте, а в результате помощи примиренцев, находившихся в партийных центрах.
Глашатаем примиренчества выступил Плеханов, который на съезде поддерживал В. И. Ленина, но вскоре после съезда потребовал возвращения в. редакцию четверки бывших редакторов-меньшевиков. В. И. Ленин не мог согласиться с таким нарушением воли съезда и вышел из редакции. В. И. Ленин был кооптирован в ЦК партии и оттуда повел борьбу с оппортунистами. Плеханов единолично «кооптировал» всех бывших редакторов в редакцию «Искры». Свои действия он объяснил в статье «Чего не делать». Плеханов писал, что во имя мира в партии надо идти на уступки оппортунистам. Это означало сдачу принципиальных позиций своим противникам. Статья Плеханова была восторженно встречена всеми противниками революционной марксистской партии. Буржуазный либерал Струве расценил ее как «знаменательный поворот».
Деятельность самого Плеханова была ярким примером того, «чего не делать». Начав с заявления о необходимости уступить меньшевикам, хотя они и стоят на ошибочной позиции, Плеханов вскоре кончил тем, что сам стал ярым меньшевиком. Члены партии воочию убеждались, что уступчивость оппортунизму в принципиальных вопросах ведет к его победе.
Отход Плеханова от марксизма объясняется прежде всего тем, что он не понял новых задач рабочего класса в новую историческую эпоху. Сказался и его многолетний отрыв от российского рабочего движения. Большую роль в грехопадении Плеханова сыграли его колебания и ошибки в прошлом, еще до II съезда.
С номера 52 «Искра» перестала быть боевым органом революционного марксизма, органом борьбы за партию. Меньшевики, захватившие «Искру», превратили ее в орган борьбы против партии, в трибуну проповеди оппортунизма, прежде всего в области организационных вопросов. Сами меньшевики вынуждены были признать, что «между старой и новой «Искрой» легла пропасть». Подрывались основы партийности: требование обязательности выполнения решений партии было объявлено «бюрократизмом» и «формализмом», подчинение меньшинства большинству рассматривалось как «грубо механическое» подавление воли и свободы члена партии, партийная дисциплина третировалась как «крепостное право». Меньшевики тащили партию назад, к организационной раздробленности и распущенности, к кружковщине и кустарничеству.
Необходимо было дать меньшевикам решительный бой, разоблачить оппортунизм их взглядов в организационных вопросах, показать всю опасность меньшевизма для партии. Эту задачу выполнил В. И. Ленин в книге «Шаг вперед, два шага назад», вышедшей в мае 1904 года. Марксистское учение о партии получило в ней дальнейшее развитие. Исходя из взглядов на марксистскую партию как на политического вождя пролетариата, В. И. Ленин разработал следующие организационные принципы большевистской партии.
Марксистская партия есть часть рабочего класса, его передовой отряд. Партию нельзя смешивать со всем классом. Она создается путем отбора лучших людей рабочего класса, наиболее сознательных, организованных и самоотверженных, беззаветно преданных революционному делу.
Пролетариат неоднороден. В нем имеются слои, различающиеся по уровню своей сознательности и жизненному опыту. Более того, ряды рабочего класса в условиях капитализма постоянно пополняются выходцами из разорившихся крестьян и мелких ремесленников. Различие между передовыми элементами и остальной массой рабочих неизбежно. Во что бы превратилась партия, если бы она стала принимать в свои ряды без разбору всех желающих? Ясно, что она не в состоянии была бы выполнить роль
передового отряда. Коренной порок взглядов меньшевиков на партию заключался в том, что они смешивали партию и класс. Требованием предоставить каждому стачечнику право объявлять себя членном партии меньшевики стирали всякую грань между передовыми элементами и остальной массой рабочих. Это означало превращение партии в организацию, которая плетется в хвосте отсталых настроений малоразвитых слоев, вместо того чтобы поднимать весь рабочий класс на уровень сознательности его передового отряда. Это привело бы к тому, что партия неминуемо утратила бы свою авангардную роль.
Партия является высшим проявлением сознательности пролетариата, она вбирает в себя богатейший опыт и революционные традиции рабочего класса. Партия вооружена передовой революционной теорией — знанием законов общественного развития и классовой борьбы, и поэтому она в состоянии руководить рабочим классом.
Партия не только передовой, но и организованный отряд рабочего класса. Она сможет выполнить свою роль передового отряда, если будет организована в единый, общий отряд рабочего класса, спаянный единством воли, единством действий, единством дисциплины.
Для единства действий пролетариата необходимо единство воли, а единая воля немыслима без организации. Партия как сознательный отряд рабочего класса является олицетворением его организованности. Она сможет успешно руководить борьбой рабочего класса, если будет сплоченной организацией. Меньшевики пытались запугать партию тем, что многие интеллигенты останутся вне партии, ибо они тяготятся партийной дисциплиной и не желают вступать в партийную организацию. Но партии рабочего класса не нужны индивидуалистически настроенные интеллигенты. Пролетариат не боится организации и дисциплины. Вся жизнь рабочих приучает их к организации. Крупное капиталистическое производство объединяет и дисциплинирует пролетариат, классовая борьба помогает легче усвоить необходимость организации и дисциплины. Поэтому передовой рабочий ценит организацию, понимает ее значение в борьбе.
Пролетариат неоднороден не только по уровню сознатель-ности, но и по степени организованности. Организованность и сознательность тесно связаны между собой. Чем выше сознательность, тем совершеннее организация. Среди рабочих имеются и совсем отсталые, неорганизованные элементы и такие малоразвитые слои, которым доступна только профессиональная организация. Партия как передовой отряд
рабочего класса является, наиболее совершенной классовой организацией пролетариата.
Партия будет крепкой и сплоченной организацией лишь при условии построения ее на началах централизма. Принцип централизма означает построение и работу партии на основе единого устава, руководство ею из единого центра, которым является съезд партии, а между съездами — Центральный Комитет, означает единую дисциплину, подчинение меньшинства большинству, низших организаций высшим.
Ввиду нелегального существования партии в условиях царского самодержавия партийные организации не могли строиться на началах выборности и имели сугубо конспиративный характер. Но В. И. Ленин считал, что, когда партия станет легальной, партийные организации будут строиться на основе демократического централизма.
Меньшевики демагогически заявляли, что централизм якобы превращает партию в «фабрику», а членов партии — в «колесики и винтики». На деле меньшевики выступали против партийной дисциплины, они тянули партию назад, к тем временам, когда каждая организация действовала по своему усмотрению, не признавая никакой власти над собой в лице общепартийных органов.
«...Прежде, — писал В. И. Ленин,—наша партия не была организованным формально целым, а лишь суммой частных групп, и потому иных отношений между этими группами, кроме идейного воздействия, и быть не могло. Теперь мы стали организованной партией, а это и означает создание власти, превращение авторитета идей в авторитет власти, подчинение партийным высшим инстанциям со стороны низших» (Соч., т. 7, стр. 338—339). Без руководства из единого центра партия рабочего класса не может быть действительно революционной партией, не сможет руководить классовой борьбой пролетариата.
Единая и централизованная партия немыслима без дисциплины. Организация и дисциплина тесно связаны между собой, крепкая организация невозможна без строгой дисциплины. Свобода обсуждения и критики, единство действия — так определял дисциплину в рабочей партии В. И. Ленин. После принятия решения все члены партии должны действовать как один человек, ибо организованность есть единство действия.
Меньшевики, бойкотируя решения съезда и постановления ЦК, на деле подрывали дисциплину в партии, Они проповедовали необязательность решений съезда для членов партии, особенно для «избранных», для лидеров. Но в партии рабочего класса не может быть установлен такой порядок, когда ее постановления для рядовых членов партии обязательны, а для руководителей не обязательны. Такой «порядок» создает серьезную угрозу единству партии.
«Интеллигентскому индивидуализму, — писал В. И. Ленин,— который выказал себя уже в спорах о § I, обнаружив свою склонность к оппортунистическому рассуждению и к анархической фразе, всякая пролетарская организация и дисциплина кажутся крепостным правом» (Соч., т. 7, стр. 329) Подлинное единство партии — это не только идейное единство, но и единство организации, немыслимое без единой дисциплины, обязательной для всех членов партии. Марксистская партия есть воплощение связи передового отряда с миллионными массами рабочего класса.
В. И. Ленин вскрыл порочность утверждений меньшевиков, что выделение передовых элементов в централизованную и дисциплинированную организацию ослабляет их связи с массами, что построенная на таких принципах партия оторвется от масс.
«Напротив, — отвечал В. И. Ленин,— чем крепче будут паши партийные организации, включающие в себя действительных социал-демократов, чем меньше шаткости н неустойчивости будет внутри партии, тем шире, разностороннее, богаче и плодотворнее будет влияние партии па окружающие ее, руководимые ею элементы рабочих масс» (там же, стр. 239). Неустанной заботой партии является умножение и упрочение связей с беспартийными массами, завоевание доверия своего класса. Без укрепления связей с рабочими массами, без их поддержки марксистская партия не может развиваться.
Партия крепнет и ее связи с массами множатся, если в ней осуществляются внутрипартийная демократия и самокритика.
Необходимо всемерно повышать активность всех членов партии, добиваться, чтобы все они участвовали в обсуждении в важнейших вопросов партийной жизни.
«Чтобы не на словах только стать партией масс,— писал В. И. Ленин, — мы должны к участию во всех партийных делах привлекать все более и более широкие массы...» (т а м же, стр. 100). Марксистская партия считает своей обязанностью проводить «работу самокритики и беспощадного разоблачения собственных минусов» (там же, стр. 190), видя в этом важнейший способ преодоления недостатков в своей деятельности и воспитания партийных кадров. Марксистская партия есть высшая форма классовой организации пролетариата. В. И. Ленин разъяснял, что меньшевики, стирая грани между партией как политической организацией и рабочим классом, на деле отрицали значение партии как руководящей организации рабочего движения. Марксистская партия объединяет наиболее сознательные и организованные элементы рабочего класса. Она вооружена знанием законов общественного развития, имеет ясную программу и гибкую тактику. Такая партия является наилучшей школой воспитания лидеров рабочего класса; в ее рядах передовые рабочие приобретают теоретические знания и политический опыт, необходимые для руководства всеми проявлениями классовой борьбы пролетариата. Участвуя в повседневной борьбе пролетариата, непоколебимо отстаивая его коренные интересы, партия, ее комитеты и деятели завоевывают доверие рабочих масс. Все это дает возможность партии как политической организации обеспечить руководство всеми остальными организациями пролетариата, наметить их дружные и согласованные действия, направить их деятельность к единой цели — свержению эксплуататорского строя и установлению социалистических порядков.
В. И. Ленин показал, что взгляды меньшевиков, нашедшие свое выражение в дискуссии по первому параграфу Устава, переросли в целую оппортунистическую систему. Основные черты организационного оппортунизма меньшевиков — это враждебное отношение к централизму, ненависть к дисциплине, защита организационной отсталости, раскрытие дверей рабочей партии для мелкобуржуазных оппортунистических элементов, отрицание роли партии как основного оружия рабочего класса в борьбе за диктатуру пролетариата, за социализм. Коренное различие в подходе большевиков и меньшевиков к вопросам организации выражало две противоположные тенденции в строительстве партии. Большевики были представителями пролетарской организованности и дисциплины, меньшевики — сторонниками буржуазно-интеллигентского индивидуализма. Впервые в истории марксизма была дана исчерпывающая критика организационного оппортунизма, показана особая опасность принижения значения организации для рабочего движения. С огромной силой В. И. Ленин в своем труде раскрыл гигантское значение марксистской партии в борьбе рабочего класса, особенно в новую историческую полосу, когда в России поднималась величайшая народная революция, а капиталистический мир созрел для социалистического переворота. «У пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации. Разъединяемый господством анархической конкуренции в буржуазном мире, придавленный подневольной работой на капитал, отбрасываемый постоянно «на дно» полной нищеты, одичания и вырождения, пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством. организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса. Перед этой армией не устоит ни одряхлевшая власть русского самодержавия, ни дряхлеющая власть международного капитала» (В. И. Ленин. С о ч., т. 7, стр. 383).
«У пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации», — это ленинское положение стало одним из краеугольных камней большевизма.
В борьбе за партию партийные кадры обнаружили зрелость и глубокое понимание ленинских организационных идей. Многие комитеты выступили с острой критикой меньшевистской «Искры». Уральские комитеты прямо связали вопрос о партии, о ее организационных основах с задачами борьбы за диктатуру пролетариата.
«Подготовка пролетариата к диктатуре,— писали уральцы,— такая важная организационная задача, что ей должны быть подчинены все прочие. Подготовка состоит, между прочим, в создании настроения в пользу сильной, властной пролетарской организации, в выяснении всего значения ее» («Третий съезд РСДРП. Сборник документов и материалов». Госполитиздат, 1955, стр. 146). В. И. Ленину пришлось вести борьбу за партию при отсутствии поддержки и даже при прямой враждебности руководства западноевропейских социал-демократических партий. Лидеры II Интернационала выступили против В. И. Ленина, сказавшего новое слово в марксизме о роли партии, о ее характере и принципах организации, о воспитании кадров партий в решительной и непримиримой борьбе против оппортунизма. Меньшевики в борьбе с большевиками могли опираться на такие признанные в то время авторитеты, как А. Бебель и К. Каутский. Большевики дали достойный ответ лидерам II Интернационала. В ряде выступлений, в частности на Амстердамском конгрессе II Интернационала в 1904 году, большевики прямо заявили, что ленинская формулировка первого параграфа Устава партии учитывала печальный опыт немецких социал-демократов. Устав германской социал-демократии не требовал принадлежности члена партии к одной из партийных организаций, и это было широко использовано оппортунистическими элементами во вред партии. Большевики отказывались строить партию по образу и подобию партий II Интернационала. Внимательно изучая и критически перерабатывая опыт международного и российского рабочего движения, они под водительством В. И. Ленина смело строили партию нового типа. Большевизм активно выступал на международной арене, оказывая воздействие на международное рабочее движение.
Летом 1904 года состояние партии было очень тяжелым. Меньшевистские лидеры, захватив партийные центры, начали раскалывать партийные организации на местах. Дезорганизаторская работа меньшевиков разрушала единство действий рабочего класса. Такое положение было тем нетерпимее, что революционная обстановка в стране требовала сплочения сил партии и боевого единства пролетариата. Большую роль в сплочении партии сыграло происходившее в августе 1904 года в Швейцарии под руководством В. И. Ленина совещание 22 большевиков. Принятое на этом совещании обращение «К партии» призывало партийные организации к борьбе за созыв III съезда, который обуздает меньшевиков и создаст новое руководство, отвечающее воле партии.
В сентябре — декабре 1904 года состоялись три конференции— южная, кавказская и северная, на которых было представлено 13 комитетов РСДРП. На этих конференциях было сформировано Бюро комитетов большинства (БКБ) под руководством В. И. Ленина. 22 декабря 1904 года вышел первый помер большевистской газеты «Вперед» — достойной продолжательницы старой «Искры». В редакцию газеты входили В. И. Ленин, В. В. Боровский, А. В. Луначарский, М. С. Ольминский. За большевиками шли крупные промышленные районы и главные центры: Петербург, Москва, Рига, Баку, Екатеринослав, Одесса, Центрально-промышленный район, Урал. Основные кадры профессиональных революционеров целиком поддерживали В. И. Ленина. В борьбе за большевизм выросли новые партийные силы. В острых идейных схватках с меньшевиками сложились многие выдающиеся работники партии: А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Д. 3. Мапуильский, Г. К. Орджоникидзе, П. П. Постышев, М. В. Фрунзе. Партия, ее огромное большинство, критически проверила таких руководителей, как Плеханов, Аксельрод, Мартов, отвергла их и сплачивалась вокруг В. И. Ленина как своего вождя.