Охарактеризуйте основные направления развития экономики Казахстана в XXI веке.
Первое ключевое направление – подготовка к посткризисному развитию – включает меры по созданию более благоприятной бизнес - среды, укрепление финансового сектора и совершенствование правовой системы.
Действия в рамках второго ключевого направления будут способствовать ускорению диверсификации экономики Казахстана в результате реализации программы форсированной индустриализации страны и развития инфраструктуры.
Количество и качество человеческих ресурсов являются основополагающими факторами, определяющими будущее любой страны. Третье направление – инвестиции в будущее – будет включать меры, необходимые для повышения качества человеческих ресурсов Казахстана в долгосрочном периоде.
В рамках четвертого ключевого направления – услуги для граждан – будут усилены меры по социальной защите населения и эффективному предоставлению жилищно-коммунальных услуг.
В рамках пятого ключевого направления – межнациональное согласие, безопасность, стабильность международных отношений – будут предусмотрены меры по укреплению внутренней стабильности, безопасности, мира и согласия, развитию миролюбивой внешней политики.
Роль Чингисхана в истории Казахстана.
Во-первых, он сформировал новые родовые общины и племена, которые позже вошли в состав казахской нации. Во-вторых, он поручил Майкы-бию создать новый язык — глубокомысленный, многогранный, красочно‑образный элитарный язык биев, которым пользовались Асан-кайгы, Жиренше-шешен, Байдибек-бий, Толе-бий, Казыбек-бий, Айтеке-бий, Абай, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жамбыл Жабаев, Мухтар Ауэзов, язык, который стал фундаментом литературно-философского языка современных казахов. В-третьих, по его приказу Джучи вернул протоказахским племенам, которые пять столетий ютились в степях бывшего Восточнотюркского каганата (современная Монголия), исходные земли их предков, располагавшиеся на территории бывшего Западнотюркского каганата (современный Казахстан). В-четвертых, благодаря мудрости Джучи в состав его орды добровольно вошли племена, считавшиеся коренными «дешти-кипчаковцами». Среди них прежде всего следует упомянуть племя «Ұста-қыпшак» («Кузнецы-кипчаки»), которое вместе с тюркютами (племя «Ай-шона») создавало Великий тюркский каганат. Своим ханом признали Джучи и бывшие караханиды, которые вошли в состав Среднего жуза казахов (бывшей Синей орды) с самоназванием «Курлеут-кыпшак». Признав Джучи своим ханом, племя «Торы-кыпшак», составлявшее гвардию Хорезмшаха Мухаммеда, влилось после поражения шаха в состав племени «Кара-кыпшак». Таким образом, вокруг Джучи объединялись племена, которые вместе представляли коренное население территории, на которой позже было создано Казахское ханство. В-пятых, казахи благодарны Чингисхану за то, что вместе с Майкы-бием он фактически создал заново философские учения «Билік», «Төрелік» и «Жасақ», а также перевел на новый язык учение «Жасау-ізі». Язык «Майқы би» стал родным для казахов. А духовно-ценностные фрагменты учений Чингисхана и Майкы-бия стали базовыми элементами национального мышления, национальной психологии и национальных традиций казахов.
Билет № 25
1. Ногайская Орда: образование, государственное устройство, общественное устройство, политическая история.
Нога́йская Орда́ — кочевое государственное образование, появившаяся в результате распада Золотой Орды, в междуречье Волги и Урала в конце XIV − начале XV веков.
Государственное устройство, общественное устройство
Власть ханов Золотой Орды охватывала территорию значительной части современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера), северный и западный Казахстан, Восточную Украину, Молдавию, часть Узбекистана (Хорезм) и Туркмении.
Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255—1266), близ современного Волгограда). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид.
Золотая Орда была многонациональным и многоукладным государством. Крупными центрами главным образом караванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, в крымских городах Судак, Каффа, Азак (Азов) на Азовском море и других находились генуэзские торговые колонии.
Во главе государства стояли потомки Чингисхана — Чингизиды. В особо важных случаях политической жизни созывались всенародные собрания — курултаи. Государственными делами руководил первый министр (беклербек — князь над князьями), которому подчинялись министры — везиры. В города и подчинённые им области посылались полномочные представители — даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами назначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, принцы (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска — темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т. д.).
Баскаки существовали и на Руси, где они собирали дань, но позднее эта функция была передана самим русским князьям. Для удержания русских земель в повиновении и в грабительских целях татарские отряды совершали частые карательные походы на Русь. Только в течение второй половины XIII века было четырнадцать таких походов.
Политическая история:
Важную роль в создании и упрочении Ногайской орды сыграл Едигей, не имевший право на ханский титул, но являвшийся в течение многих лет фактическим правителем Золотой Орды. При его правлении произошло обособление Ногайской орды и превращение её земель в независимое феодальное владение. Управляя Золотой ордой, Едигей носил титул беклар-беги или великий эмир. Он имел неограниченную власть. Существовала традиция, по которой без согласия потомков Едыгея утверждение хана из числа представителей династии Чингисхана считалось недействительным. В этот период среди мангытского народа появился эпос об Едигее. В 90-е годы XIV века он вёл войны с Тохтамыш-ханом, во-первых, за господство в Золотой орде, во-вторых, в целях укрепления власти Ногайской Орды над соседними владениями, расширения её границ. Едыгей в течение 15 лет правил Ордой (1396—1411 гг.). При правлении Едыгея владения Ногайской Орды расширились до Западно-Сибирской низменности. Именно сюда бежал и там умер Тохтамыш-хан, на этой земле племя тайбуга признало над собой власть Едыгея. Судя по письменным источником, ногаи (мангыты) в середине XV века доходили до среднего течения Сырдарьи, захватывали укреплённые города. Например, в 1446 году мангыт Уакас-бий правил городом Узгенд. Важную роль в политической жизни Восточного Дешт-и-Кыпчака в XV веке играли потомки Эдиге — Муса-мырза и Жан-быршы. В начале XVI в Ногайской орде начался упадок. В 1534 году Россией в Орду направлен послом Данила Губин, который доставил сведения об окрестных землях Ивану Грозному. В 1550-х годах после присоединения Казанского, Астраханского ханств к России, Ногайская орда распалась на несколько самостоятельных владений. В результате трёхлетней засухи и гололедицы зимой в 50-е годы XVI века, пал весь скот, в среде ногаев началась междуусобная борьба, следом пришла эпидемия чумы, 80 % населения вымерло, и ногаи стали откочёвывать на Северный Кавказ. В начале XVII века их кочевья по обоим берегам Яика до Волги заселили калмыки.
2. Определите, позитивные и негативные тенденции в науки и образовании Казахстана в 20 - х - 30 - х годах XX века.
Развитию культуры 20-30-х годов характерны как позитивные, так и негативные черты.
В начале 20-х годов по всему советскому союзу началась борьба с безграмотностью, коснувшаяся всех в возрасте от 8 до 50 лет.
Обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принято решение о переводе на новый, латинский алфавит.
В 1930 году было введено всеобщее начальное образование.
Большое развитие получила система среднего специального образования- двухгодичные учительские и педагогические институты в Караганде, Уральске, Семипалатинске, Чимкенте и др., музыкально-драматический техникум, сельхозтехникумы, медтехникумы и др.
Начала развиваться система высшего образования Казахстана. В 1928 году открылся первый вуз – Казахский государственный педагогический институт (в 1935 году ему было присвоено имя Абая), в 1929 - Алматинский зооветеринарный институт, в 1930 - Казахский сельскохозяйственный, в 1931-Алматинский медицинский, в 1934 - КазГУ и Казахский горно-металлургический институт. В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен» профессора Асфендиярова С.