Специфика переходной динамики
Проблемы переходов от одних качественных состояний институциональной системы к другим создали в политологии особую субдисциплину, называемую 'политической транзитологией' (от английского слова - 'transition' - переход). В число исследуемых транзитологией объектов попадают страны, имеющие различные уровни социально-экономического и политического развития: от индустриально развитых до самых отсталых.
В послевоенный период, начиная с 1950 - 60-х гг., в рамках политической науки проблематика политического развития и изменений, переходов и трансформаций начинает разрабатываться особенно интенсивно. Конечно же, в первую очередь это было связано с самой интенсивностью политической динамики во многих развивающихся странах, вызванной процессами деколонизации, и вследствие того, проблемами выбора пути социально-экономического и политического развития в условиях противоборства двух общественных систем: капиталистической и коммунистической.
Исторически раньше всех других подходов в 1950-е гг. появляются концепции политического развития и модернизации. Авторы этих концепций исходят из разработанного еще М. Вебером, Ф. Теннисом и Т. Парсонсом принципа разделения существующих стран на 'традиционные' и на 'современные'. Таким образом, категория 'политическое развитие' определялась в весьма узком смысле, поскольку под развитием подразумевался лишь модернизационный переход от традиционных структур к современной политической системе. Все развитые страны в свое время прошли через известный период модернизации примерно с конца XVII в. до начала XX в.
Любопытно, что в этот же период (1950 - 60-х гг.) в СССР и других странах коммунистического блока создаются концепции 'некапиталистического пути развития' и 'социалистической ориентации' стран третьего мира'.
Политологические концепции перехода к 'современному обществу', разрабатывавшихся ни Западе разделились на ряд теорий 1) 'модернизации'; 2) 'развития'; 3) 'отсталости' (или 'субразвития') и 4) 'зависимости'.
Концепция политической модернизации. В 1960 году в работе 'Стадии экономического роста: Некоммунистический Манифест' У. Ростоу выделяет пять основных стадий развития: 1) традиционное общество с примитивной технологией, преобладанием земледелия и семейно-клановых связей; 2) переходное общество, появляющееся как реакция отсталой Периферии на развитие передовых стран Центра; 3) взлет, связанный с индустриализацией, урбанизацией и накоплением; 4) движение к зрелости, многоотраслевой и технологичной структуре экономики и 5) общество массового потребления, где экономическая структура смещается в направлении сферы услуг. Позднее им была выделена и шестая стадия 'поиска качества' социальной жизни. Высшие фазы, по мнению У. Ростоу, достигнуты Северной Америкой, страны же Западной Европы находятся в движении к пятой стадии. Таким образом, модернизация в рамках подобного взгляда представляется 'вестернизацией'.
Политическая модернизация, по У. Ростоу, осуществляется прогрессивной элитой, которая при поддержке 'снизу' и 'извне' ликвидирует старые, традиционные институты власти, создавая при этом их более современную замену.
Для объяснения этого процесса один из 'отцов' доктрины политической модернизации Д. Аптер использует следующую схему. Существуют два основных типа политических систем: мобилизационная и плюралистическаямодели. Первая модель, связанная с персонифицированным лидерством, иногда даже религиозной верой в харизматического лидера (Китай при Мао Цзе-дуне), противопоставляется второй идеальной модели политического плюрализма, при которой наблюдаетсяразнообразие власти и лидерства, заключаются многочисленные сделки и компромиссы (США). Таким образом, по Аптеру, модернизация есть частный случай политического развития, связанный с периодом преобразования традиционной системы в демократическую модель современного типа.
Положения теории политической модернизации были подвергнута критике, а затем и переосмыслению в 1970-80-е гг. Во-первых, было подвергнуто сомнению положение о строгой последовательности фаз линейной эволюции (например, это продемонстрировал опыт развития ряда 'азиатских драконов'). Во-вторых, критика обрушилась и на модели этноцентристской, 'вестернизаторской' модернизации, поскольку многие страны успешно сочетают традиционные и современные институциональные компоненты (Япония). Критической оценке подверглась претензия модернизационной доктрины на универсализм.
К основным характеристикам политической модернизации относили следующие параметры: во-первых, дифференциацию и специализацию политических институтов и, во-вторых, растущий уровень участия народных масс в политике.
Концепция 'отсталости'и концепция 'зависимости'. В целом же разработка концепции политического развития породила и альтернативные подходы, в частности, теории 'зависимости' и 'отсталости', или 'субразвития'. Сторонники теории отсталости (С. Фуртадо, А. Франк, С. Амин и др.) утверждают, что неразвитость экономики стран третьего мира сложилась под влиянием глобальных факторов, в частности, торговой экспансии развитых стран, импортировавших промышленные товары и экспортировавших сырье, что привело к 'гибридной', 'дуалистической' структуре развивающихся стран, сочетающих внедрения современного капиталистического уклада с одновременной консервацией архаичных, традиционных форм.В этих странах сложилась ситуация, при которой экономика определенных стран обуславливается иной экономики, в отношении которой первая носит подчиненный характер.