Владыка Феогност сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Храме Христа Спасителя в день его 70-летия
Понедельник, Ноября 21 2016 |
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/3283-vladyka-feognost-sosluzhil-svyatejshemu-patriarkhu-kirillu-v-khrame-khrista-spasitelya-v-den-ego-70-letiya |
20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет.
Богослужение возглавили: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон.
Предстоятелям сослужили: главы делегаций Поместных Православных Церквей ― митрополит Галльский Эммануил (Константинопольская Православная Церковь); митрополит Тырговиштский Нифон (Румынская Православная Церковь); митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний (Болгарская Православная Церковь); митрополит Димитриадский Игнатий (Элладская Православная Церковь); постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви ― Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата; собор архиереев Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле, главы синодальных учреждений и зарубежных представительств Московского Патриархата, наместники и настоятели мужских монастырей Русской Православной Церкви, члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане, члены Епархиального совета г. Москвы, духовенство Московской епархии.
На богослужении присутствовали: председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, заместитель председателя Правительства РФ — руководитель аппарата Правительства РФ С.Э. Приходько, министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, член Совета Федерации ФС РФ А.А. Клишас, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, мэр Москвы С.С. Собянин, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин, представители государственных и общественных организаций.
В Храме Христа Спасителя молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, игумены и игумении монастырей, сотрудники синодальных учреждений, представители православных молодежных организаций, многочисленные верующие.
За Литургией пели: Патриарший хор Храма Христа Спасителя, регент И.Б. Толкачев; братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, регент архимандрит Глеб (Кожевников); сводный детский хор воскресных и церковных музыкальных школ Москвы и Подмосковья под управлением Варвары Волковой.
Прямая трансляция богослужения осуществлялась Информационным агентством Русской Православной Церкви на телеканалах «Спас», «Союз» и «Царьград», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляцию комментировал сотрудник Московской Патриархии Н.И. Державин.
На малом входе Божественной литургии за усердное служение Церкви Божией и во внимание к 25-летию
архиерейской хиротонии архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий был возведен в сан митрополита .
В сан архиепископа были возведены:
- за усердное служение Церкви Божией в Калининградской епархии епископ Калининградский и Балтийский Серафим;
- за усердное служение Церкви Божией в Брестской епархии епископ Брестский и Кобринский Иоанн;
- за усердное служение Церкви Божией в Майкопской епархии епископ Майкопский и Адыгейский Тихон;
- за усердное служение Церкви Божией епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий приходами в Юго-Восточной Азии;
- за усердное служение Церкви Божией в Салехардской епархии епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай;
- за усердное служение Церкви Божией в Костромской епархии епископ Костромской и Галичский Ферапонт.
В сугубую ектению были включены особые прошения о здравии Предстоятеля Русской Церкви.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы о мире на Украине. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий прочитал молитву о Святейшем Патриархе Кирилле.
По окончании Божественной литургии митрополит Онуфрий зачитал поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.
В завершение поздравления митрополит Онуфрий сказал: «Ваше Святейшество, в день Вашего семидесятилетия Священный Синод просит Вас возложить на себя знаки высшей награды Русской Православной Церкви ― ордена святого апостола Андрея Первозванного».
Согласно Положению о наградах Русской Православной Церкви, утвержденному Архиерейским Собором 2013 года, Патриарх Московский и всея Руси при восшествии на Патриарший Престол «как Верховный начальник всех орденов возлагает на себя знаки ордена святого апостола Андрея Первозванного». На момент интронизации Святейшего Патриарха Кирилла действовало Положение о наградах, в котором подобного пункта не было. Святейший Патриарх Кирилл с благодарностью принял от Блаженнейшего митрополита Онуфрия знаки ордена.
Затем Святейшего Владыку приветствовал председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество! Знаем, что Вас поздравил наш Президент Владимир Владимирович Путин. Сегодня он находится в зарубежной поездке. Со своей стороны, просим Вас разрешить поздравить Вас с замечательным, особым днем Вашей жизни. Вы более 7 лет являетесь Предстоятелем Русской Православной Церкви. Сложно переоценить Вашу деятельность. Вы очень многое делаете в плане сохранения наших традиций, наших духовных ценностей. Большое количество проектов сегодня Русская Православная Церковь во главе с Вами реализует в области культуры, образования. Неоценим Ваш вклад в миротворческую деятельность. Говоря о Вашей деятельности, очень сложно перечислить все ее грани... Позвольте пожелать Вам здоровья в Вашем служении на благо нашей страны».
Митрополит Галльский Эммануил зачитал поздравление Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея.
К участникам богослужения обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В галерее Храма Христа Спасителя Святейшего Патриарха Кирилла с юбилеем поздравили участники молодежного движения «Православные добровольцы» и православная молодежь столицы.
[1] Согласно русской версии.
[2] По греч. сайту Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов)
[3] Анастасия - имя не римское, а греческое и означает «воскресшая». Возможно, это не настоящее имя святой, а его перевод или давшие ей имя были греками…
[4] [Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать девятый день (11.11), С. 3. Жития святых, С. 12269 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 495)]
[5] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.
[6] Звание поручика соответствовало (в чешской армии соответствует до сих пор) званию лейтенанта, таким образом, упомянутое звание генерал-поручика соответствует современного званию генерал-лейтенанта.
[7] ἡ Ἐλευθερόπολις, совр. Бет Гурвин (Bet Guvrin) в Израиле.
[8] Архиепископ Данило и други. Животи краљева и архиепископа Српских. - Загреб, 1866, с. 22, https://books.google.com.ua/books?id=yXNw2mf_v0AC&pg=PA22&hl...lse; Минея-март, изд. Московской Патриархии, ч. 1: месяцеслов (с. 421), http://files2.regentjob.ru/minea/mar1/mar1421.html; служба (с. 341и далее), http://files2.regentjob.ru/minea/mar1/mar1341.html; страница календаря на портале Православие.RU, http://days.pravoslavie.ru/name/657.htm; страница календаря в англоязычном разделе портала Православие.Ru, http://orthochristian.com/calendar/20160312.html; страница календаря на сайте Свято-Троицкой Русской Православной Церкви (приход Московской Патриархии в г. Балтиморе, США), http://www.holytrinityorthodox.com/calendar/index.php?year=2...=-4 и http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/index.php?yea...=-4.
[9] Хронология отражает консенсус исследователей ко второй половине XX века. В источниках XVIII-XIX века обыкновенно даты кончины Стефана Уроша I и царствования Драгутина смещены на несколько лет ранее - по той хронологии Урош I скончался в 1272, а Драгутин правил с 1270 или 1272 по 1275 год.
[10] Статья энциклопедии Брокгауза и Ефрона добавляет и дядю, святителя Савву II, якобы пробудившего совесть у Драгутина. Однако святой Савва II скончался уже в 1271 году.
[11] Основная версия. По http://days.pravoslavie.ru/Life/life4618.htm 2 / 15 марта 1316 года. У свт. Димитрия Ростовского – 22 марта / 4 апреля 1316 года. По http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm - в 1317 году.
[12] или Феофанович.
[13] "Журнал № 15", Журнали засiдання Cвященного Синоду Україньскої Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Українскої Православної Церкви, http://news.church.ua/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sino...ku/
[14] Или Амплиат - греч.: ̓Αμπλιᾶτος, ̓Αμπλιᾶς, ̓Αμπλίας от лат. Ampliatus
[15] Так по Псевдо-Дорофею и греческим минологиям. Синаксарь Константинопольской Церкви и Минологий Василия II называют его епископом "Одиссопольским," т.е. "Одиссоградским". Из-за последующего искажения названия в "Житиях" свт. Димитрия Ростовского он назван епископом "Диоспольским" и ошибочно связан с Диосполем в Палестине. См. свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, http://www.ispovednik.ru/zhitij/index.htm
[16] Так по Синаксарю Константинопольской Церкви и Минологию Василия II. Римский мартиролог не упоминает о епископстве святого Амплия, но отмечает, что он был замучен иудеями и язычниками.
[17] Некоторые источники отождествляют его с Зеведеем – отцом апостолов от 12 Иакова и Иоанна, создавая, таким образом, противоречия… Также ряд источников называют его тестем апостола Петра.
[18] В нижнем Египте, недалеко от реки Нил.
[19] Уксус.
[20] Мученическая кончина святого была около 250 г.
[21] Их блаженная кончина последовала около половины XII в. Мощи их почивают в Антониевой пещере.
[22] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.
[23] по другим данным - Новосильского
[24] Ныне - Чечельницкий р-он Винницкой области.
[25] В журнале заседания Священного Синода РПЦ указан 1938 год (cм. журнал №9 заседания Священного Синода от 20.04.2005 г.: http://www.patriarchia.ru/db/text/1496072.html
[26] Включает в себя 1 кафизму. В книгах всегда о нем пишется «кафизма вся» (я и вправду слышал вариант пения, при.котором поются полностью, по крайней мере, первые три псалма). На практике же всегда поются лишь отрывки из первых трех псалмов.
[27] Напомню, рипиды - это диски с изображением Херувимов, закрепленные на длинных шестах. В древности вместо них носили опахала, коими отгоняли от святынь мух….
[28] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 — 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строило оборонительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терроризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).
[29] В древности – Юго-Восточная часть Малой Азии (ближе к современной границе Турции и Сирии), историческая армянская территория, на территории в разные времена существовали Киликийские армянские царства. В настоящее время от коренного населения полностью очищена.
[30] К моменту начала описываемых событий король Леовигильд начал гонения против православных. Ранее он инициировал созыв собор епископов в городе Толедо в 580 году, на котором желал утвердить арианство. Однако епископы твердо стояли на позициях православия. Взбешенный, король начал преследования православных.
[31] Светские источники пишут, что святой, будто бы, с помощью франков и басков готовил восстание против отца гонителя, этим объясняя страдания принца. Впрочем, среди них также нет единство – одни считают, что он стремился свергнуть отца, другие – что он, будто бы, желал создать собственное государство. Конечно, это может быть правдой, а может – тиражированием официальных объяснений заключения и казни принца «для народа». Так или иначе, но после взятия Севильи принц бежал в Кордову, где был схвачен и затем сослан в Валенсию. Спустя какое-то время отец и сын примирились, однако после вторжения франков под предводительством дяди жены принца Ингунды Леовигильд начал подозревать сына в измене и снова заточил в темницу, обещая свободу лишь в обмен на принятие арианства. Далее светские источники и текст святителя Димитрия сходятся….
[32] [Жития святых Димитрия Ростовского: Первый день (14.11), С. 10. Жития святых, С. 12356 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 519-520)]
[33] Другой вариант названия: Малое Подберезье.
[34] Или Валентин
[35] Святые новомученики и исповедники в стенах вятских школ на ниве духовного образования, сайт Вятского духовного училища: http://vdschool.ru/publikacii/article_post/svyatye-novomuche...ol-
[36] По другим данным – в Христорождественской церкви села Рождественского Осинского уезда
[37] По другим данным - с 1917 года.
[38] Правильно – Уральская область. Ура́льская о́бласть — административно-территориальная единица РСФСР СССР, существовавшая в 1923—1934 годах. Включала в себя территории нынешних Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской областей, а также Пермского края. В 19324 году была разделена на Свердловскую (в 1938 году из нее была выделена Пермская область, ныне Пермский край ), Челябинскую (в 1943 году из нее была выделена Курганская область) и Обско-Иртышскую области (в том же 1934 году была упразднена, а ее территории вошли в состав Омской области. В 1944 году на части территорий Омской и Курганской областей была создана Тюменская область).
[39] Мария Дегтярева, Наталья Дегтярева "ПУСТЬ МЕНЯ РАССТРЕЛЯЮТ…" Следственные дела 1937 года в Пермских архивах, портал Православие.RU: http://www.pravoslavie.ru/put/58976.htm#_ftn22
[40] Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века : http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html
[41] Легочная форма чумы, распространяемая воздушно-капельным путем.
[42] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 — 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строил оборонительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терроризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).
[43]Диоклетиан - Кай - Аврелий - Валерий, римский император.
Родился в Далмации, был простым солдатом, однако выдвинулся, и был избран императором в 284 году. Разделив империю на 4 части, поселился в Никомидии. Первое время проявил себя справедливым и добрым правителем. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан, издав 4 эдикта, запрещавшие христианам совершать богослужения, иметь храмы, приказывавшие сжечь святые книги, заставлявшие христиан приносить жертву языческим богам, под угрозой лишения должности и жизни, наконец, все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.
Умер Диоклитиан в 313 году.
[44] Существует предание, которое утверждает, что это все-таки не так….
[45] Лод (ивр. לוֹד, араб. 'اَلْلُدّْ; в прошлом Лидда и Георгиополь) — город в Израиле, расположенный в 20 км юго-восточнее Тель-Авива. Ныне это центр национальной аэрокосмической индустрии; рядом расположен крупнейший в стране аэропорт имени Давида Бен-Гуриона.
[46] [Жития святых Димитрия Ростовского: Третий день (16.11), С. 27. Жития святых, С. 12418 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 532-533)]
[47] От Георгиевской церкви не уцелело до настоящего времени никаких остатков.
[48] Тиун - управитель от князя, низший судья; а здесь - как надсмотрщик при княжеской отройке.
[49] Ногата - род древнерусской монеты, равнявшейся половине четвертака, т. е. 12,5 коп.
[50] Иларион - первый митрополит на Руси из природных русских. Он избран был самим князем и собором епископов и почтен саном митрополита за свою подвижническую жизнь и учительность; управлял Русскою Церковию с 1051-1054 г. Им написано "Слово о Законе и Благодати", "Исповедание веры", а также сохранились и другие поучительный послания его и слова.
[51] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 — 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строил обронительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терриризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов).
[52] Арбела — город на одном из притоков реки Запата (иначе Забата), представляющего собой, в свою очередь, левый приток реки Тигра. Город этот находится недалеко от Ниневии, замечателен тем, что в 1—2 милях к западу от него, близ Гавгамелы, произошло сражение, в котором Александр Великий во второй раз победил Дария Кодамана, сделавшись после того обладателем всей Персидской монархии. Ныне это Эрбиль, столица Иракского Курдистана.
[53] С этим эпизодом связан случай с праведной Снандулией, чтимой также 3 / 16 ноября. Святая отказалась участвовать в побиении камнями единоверца….
[54] [Жития святых Димитрия Ростовского: Третий день (16.11), С. 30. Жития святых, С. 12421 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 533)].
[55] "Учащиеся РДС 1864/65 – 1906/07 учебные годы. Часть 3-я (Д-Ж)" - http://www.history-ryazan.ru/node/6115
[56] Информация об определении на священническую должность - Рязанские епархиальные ведомости 1888, № 6.
[57] Послушник Сергий (Осокин) «Святый священномучениче Николае, Даневский чудотворче, моли Бога о нас!» - http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article...d=4
[58] Церковные ведомости 1900, № 19, http://www.history-ryazan.ru/node/7503?page=0%2C1
[59] По др. данным, родился 13 / 26 ноября.
[60] По Православной энциклопедии (т. 8, стр. 411) - Засименево, http://www.pravenc.ru/text/158454.html
[61] По www.fond.ru о. Александр: В сентябре 1918 года был назначен помощником начальника Вифанских пастырско-богословских курсов Московской епархии. В 1921 году был назначен преподавателем Московских пастырско-богословских курсов по кафедре пастырского богословия. В 1922 году был назначен помощником начальника Московских пастырско-богословских курсов.
[62] По www.fond.ru: арест - месть за то, что не подавал нужные сведения для ОГПУ
[63] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.
[64] В советские годы переименован в Днепропетровск. В настоящее время властями Украины переименован в «Днепр».
[65] Числился в 1904 г.
[66] По fond.ru (Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. - Тверь: "Булат" , 2002 год, стр. 278-279.) - Орлинков Петр Измайлович.
[67] По др. источникам - Косменков
[68] То есть, Гермес. Так в древнерусских текстах менялись имена.
[69] Под хлебом небесным можно разуметь или действительную пищу, которая чудесно посылаема была святым мученикам в темнице, или вообще подкрепление их свыше, при котором они не нуждались и в пище.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четвертый день (17.11), С. 51. Жития святых, С. 12478 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 543)]
[70] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.
[71] Поццуо́ли (итал. Pozzuoli, неап. Pezzulo) — город-порт на берегу одноимённой бухты Неаполитанского залива в Италии, в регионе Кампания, в центре знаменитой зоны сейсмической активности (см. «Флегрейские поля»).
Покровителем населённого пункта считается св. Прокл из Поццуоли (ит.). Его день ежегодно празднуется 16 ноября. Ранее город назывался Дикеархией (как город Великой Греции) и Путеолами (после основания римской колонии в 194 до н. э.).
[72] Филиппополь - древний укрепленный город во Фракии, ныне город Пловдив в Болгарии в Восточной Румелии, на реке Марице.
[73] Эфе́с (лат. Ephesus, греч. Ἔφεσος, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции). Население города достигало 225 тыс. жителей. Начала веры христианской положены были в нем учениками Иоанна Крестителя; уже Апостол Петр нашел здесь христиан, но главным образом Евангелие проповедано здесь Апостолом Павлом; потом ученик его, Тимофей, был здесь епископом; наконец, Эфес был местом пребывание Апостола и Евангелиста Иоанна, который тут в скончался.
[74] То есть, город Синоп (греч. Σινώπη), город на южном берегу Черного моря, существующий и поныне.
[75] Гермес.
[76] Память его в Римской церкви 23 сентября / 6 октября, (а также 26 ноября / 9 декабря).
[77] Церк. Ист. III, 2
[78] 40 беседа 148
[79] Ириней, Contra haereses кн. III, 3 Евсевий, Церк. Ист. кн. III, 2
[80] архим. Арсений, Церк. Летоп. 26 и 31 стр.
[81] Dictionnaire de la Bible, t. Ill, 154
[82] Дух. беседа. 1874, № 10
[83] Исторически этим словом именовали обедневших испанских дворян, переселившихся в Южную и Центральную Америку, но ныне так часто именуются метисы - помесь белых и индейцев.
[84] Ныне Вильнюс, столица Литвы.
[85] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186
[86] Vat. gr. 1156. Fol. 264 v, 3-я четв. XI в.; под 4 нояб.
[87] Перед кончиной, святителя Александра спросили о том, кого он оставляет после себя, и он указал на Павла и диакона Македония как двух достойных мужей. При этом, прибавил, что если желают иметь пастыря учительного и имеющего добродетельную жизнь, то избирали бы себе Павла; если же хотят иметь пастырем человека представительного, отличающегося внешним благообразием, то пусть избирают Македония.
[88] Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года
[89] Бубонная чума.
[90] Храм в честь святителя Николая чудотворца, некогда существующий в Московском Кремле, в восточной части Ивановской площади, и снесенный по царскому указу в 1817 г…… для пущего удобства проведения военных парадов (не только в советские годы храмы сносили в целях большего удобства мирских дел, коим храм, по мнению властей, мешал – прим. моя).
[91] Ныне столица Турции – Анкара.
[92] Галатия. Самый центр полуострова Малая Азия, примерно там находится современная Анкара, столица Турции……
[93]Верста равна 1 0,668 км., или по до реформы XVIII века - 1 0,66781 км. по нынешним меркам.
[94] 7,37122338 кг.
[95] 3,27609928 кг.
[96] Таорми́на (итал. Taormina, сиц. Taurmina), древн. Тавроме́ний (греч. Ταυρομένιον, лат. Tauromenium) — исторический город на восточном побережье Сицилии (Италия), на склоне горы Тауро (Monte Tauro), на террасе, 206 м над уровнем моря, на полпути между Мессиной и Катанией.
Население — 10863 жителя (2004 год). Поселение у горы Тавра основано в конце V — начале IV века до н. э. Греческое поселение Тавроменион (греч. Ταυρομένιον) возникло на берегу Ионического моря после уничтожения близлежащего портового города Наксос (403 до н. э.). По сообщению Диодора Сицилийского город был основан в 356 до н. э. изгнанными жителями Наксоса во главе с Андромахом, отцом историка Тимея. В 210 до н. э. город сдался римлянам. Арабам город сопротивлялся 62 года, оставаясь последним островком Восточной Римской империи на Сицилии. Два года выдерживал плотную осаду. В ночь на Рождество 902 года город пал, когда мессинский наёмник предательски открыл ворота. Тавромений был сравнён с землёй. Всех захваченных в плен мужчин арабы обезглавили, в том числе и епископа св. Прокопия (сведений о нем не нашел).
Разграбленный арабами в 902 и 962 годах, Тавромений получил арабское имя Муизия в честь арабского эмира аль-Муиза. Арабы отстроили южную часть города, за чертой греко-римской застройки. Там были устроены многочисленные фонтаны, сады. Город был переименован в честь халифа: Альмоэзия.
Столетие спустя (1078) Таормина была завоёвана норманнами (викингами). Рожер Алтавилла при поддержке Понтифика, взял Альмоэзию осадой (вокруг города были построены стена и 22 крепости, перекрывавшие коммуникации), возвратив её в лоно христианской церкви и возвратил городу его первоначальное название.
[97] БАН. Собр. В. Г. Дружинина. № 975. Л. 29
[98] Знаменский П.В. Сергий Шелонин - один из малоизвестных писателей XVII века//Православное обозрение. М., 1882 г. Февраль. «Пантократор» - pantokrator (греч.) - Всевластитель, т.е. Христос; «понт» - море (церк.-сл.); «отток» - остров (церк.-сл.).
[99] Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития
[100] См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_6037
[101] По days.ru - 18 октября
[102] Так по данным Православной энциклопедии. По БД ПСТГУ, родился в селе Селихове Конаковского района Тверской обл.
[103] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделена на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.
[104] Нижне-Волжский край — административная единица РСФСР, существовавшая с 11 июня 1928 по 10 января 1934 года. В 1928 году была образована путем преобразования Нижне-Волжской области (созданной 21 мая 1928 года по 11 июня того же года, путем объединения Астраханской, Сталинградской (Царицынской) и части Самарской губерний). Включала в себя территории нынешних Астраханской, Волгоградской, Саратовской и республики Калмыкия. В 1934 году был разделен на Саратовский и Сталинградский (в 1936 году был разделен на Сталинградскую (с 1961 года – Волгоградскую) область и Калмыцкую АССР(в 1947 году, по обвинению калмыков в пособничестве немцам в прошедшей войне все калмыки были депортированы, а республика – упразднена до 1957 года, когда она была возрождена)….) края.
[105] По данным официального сайта Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=717
[106] Каппадоки́я (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Գամիրք, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
[107] Лидия (др.-греч. Λυδία, тур. Lidya). Древняя страна, включавшая в себя некогда весь Запад Малой Азии и доходившая до Эгейского моря.
[108] Магнесия у Сипила (не путать с близлежащей Магнесией на Меандре). Ныне на этом месте находится турецкий город Маниса, расположен в западной части Анатолии, центр турецкой провинции Маниса. Почти примыкает к побережью Эгейского моря Античный город, существовавший уже в V в. до н. э., был стёрт с лица земли неоднократными землетрясениями. В древней истории он упоминается Ливием в связи с битвой 190 г. до н. э., в ходе которой римляне во главе с Луцием Сципионом нанесли страшное поражение сирийской армии Антиоха III.
В 1313 году Сару-хан Бей отвоевал Манису у византийцев и сделал её столицей своего государства Саруханогуллары. В 1390 году Маниса стала частью Османского государства, однако впоследствии потомки Сару-хана выступили против Османов на стороне Тамерлана, который восстановил их государство. Окончательно Маниса вошла в состав Османской империи в 1410 году. В 1912 году в городе проживали греки — 38,926 чел., турки — 37,900 чел., армяне — 2,000 чел., евреи — 1,000 чел. Ныне от греков полностью очищен…
[109] Васильсурк. Основан, как поселок, в 1532 году, как крепость (первоначальное название: Васильев Новгород, позже Васильгород) участниками первого похода на Казань (правление князя Василия III), начавшегося в связи с убийством русских купцов на казанской ярмарке. Статус уездного города получил в 1779 году под названием Василь. В 1927 году, с учреждением делением на районы, лишен статуса города и стал поселком под названием Васильсурск. Ныне имеет статус поселка городского типа.
[110] Эта дата указана как основная в базе данных ПСТГУ. Другие версии года рождения - 1872 или 1875.
[111] Основная версия в базе данных ПСТГУ. По Доненко, Николай, прот., Наследники Царства, Симферополь, 2004, 7-290 - окончил Московский университет.
[112] Согласно БД ПСТГУ. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_5115 приводит эту дату как вторую версию, а основной указывает 11 августа.
[113] Данные об уклонении его ненадолго в обновленческий раскол в 1924 году в http://days.pravoslavie.ru/Life/life4908.htm вероятно ошибочны.
[114] Статья Православной энциклопедии - http://www.pravenc.ru/text/155254.html - указывает его временно управяющим Воронежской кафедрой в начале 1929, что не стыкуется с данными обо окончании ссылки в августе того года.
[115] По ошибочной версии ряд житий указывает кончину 14 ноября. Так например на официальном сайте Запорожской епархии, http://hram.zp.ua/?page_id=6616
[116] См. текст решения на официальном сайте Запорожской епархии, http://hram.zp.ua/?page_id=6616