Тема 3. Нормы международного права
9. Понятие и особенности и классификация международно-правовых норм
Под нормой международного права понимается правило по- ведения, установленное посредством согласования воль (соглашения) субъектами международного права и направленное на регулирование складывающихся между ними отношений. Отечественные авторы предлагают ряд классификаций данных норм, критерии которых также взяты из общей теории, права. Нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные; материальные и процессуальные; универсальные и партикулярные (локальные); договорные и обычные; обязывающие, управомочивающие и запрещающие; нормы-принципы, нормы-дефиниции, регулятивные и охранительные нормы; нормы морского права, воздушного права, права внешних сношений и т.д.
Нормы между-народного права есть продукт не новой, единой воли, а согласования воль, что особенно рельефно выступает при создании обычных норм. Процесс согласования воль государств, завершающийся созданием нормы международного права, включает взаимообусловленность этих воль, выражающуюся в том, что согласие государства на признание той или иной нормы в качестве нормы международного права дается под условием ана- логичного согласия другого государства или других государств..
Создание норм международного права — процесс, происходящий в межгосударственной системе, часть ее функционирования. Этот процесс протекает в соответствии с нормами международного права, касающимися нормообразования. На него влияют явления, происходящие в межгосударственной системе, а также среда, т.е. общество в целом.
Нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные; материальные и процессуальные; универсальные и партикулярные (локальные); договорные и обычные; обязывающие, управомочивающие и запрещающие; нормы-принципы, нормы-дефиниции, регулятивные и охранительные нор- мы; нормы морского права, воздушного права, права внешних сношений и т.д
10. Особенности правотворчества в международном праве.
В процессе международного сотрудничества государств формируется международное право. В доктрине международного права международное правотворчество определяется как процесс согласования государствами содержания норм и введения их в действие. Важнейшая особенность международного правотворчества (в отличие от внутригосударственного) заключается в том, что каждое государство правомочно признавать или не признавать в качестве юридически обязательной согласованное содержание нормы. Таким образом, процесс международного правотворчества состоит из коллективных действий государств на этапе согласования содержания нормы и индивидуальных действий каждого государства на этапе признания этой нормы как обязательной1.
Правотворческий процесс в международном праве не ограничивается заключением государствами международных договоров и признанием практики государств в качестве обычной нормы международного права. Современный процесс международного правотворчества характеризуется усилением роли международных организаций. В этой связи особый интерес представляет изучение правотворческой деятельности международных организаций как составной части международного правотворчества.
Как правильно отмечает российский профессор К. Бекяшев, "правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену2. В юридической литературе правотворческая деятельность международных организаций часто именуется как их регулирующая функция. Регулирующая функция международных организаций, по определению польского юриста В. Моравецкого, заключается в установлении норм и образцов морального, политического или юридического характера, призванных соответствующим образом формировать поведение участников международных отношений3.
При исследовании правотворческой роли международных организаций следует учитывать особенности их правосубъектности. В международном праве не сразу сформировалась единая позиция относительно международной правосубъектности международных межправительственных организаций.
11. Имплементация и непосредственная реализация международно-правовых норм.
Имплементация в буквальном смысле означает обеспечение практического результата и фактического выполнения конкретными средствами. Большой юридический словарь определяет ее как фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международноправовых норм в национальные законы и подзаконные акты2.
Данный термин получил отражение в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, международных конвенциях, а также в других нормативно-правовых актах.
Имплементация норм международного права в национальное законодательство понимается как процесс, складывающийся из совокупности процедур и средств, способствующих повышению эффективности реализации этих норм. В результате имплементации происходит, с одной стороны, заимствование положений международного права (процедуры, институты, фрагменты языка, нормативные правовые акты, принципы, ценности, правовые идеи), а с другой — трансформация национального законодательства с целью обновления и совершенствования норм национальной правовой системы.
Главная цель имплементации норм международного права в национальное законодательство заключается не в масштабных изменениях принципов и ценностей, на которых базируется национальная правовая система, а в постепенной ее трансформации с целью сближения правовых систем.
Существующие проблемы имплементации международно-правовых норм в национальное законодательство следует рассматривать с учетом условий, необходимых для нормального функционирования имплементационного процесса, в частности, проблемы примата международного права, соотношение национального права с международным, порядок их взаимодействия.
В целях обеспечения выполнения государствами своих обязательств ими коллективно или единолично используются различные организационно-правовые средства, в целом образующие так называемый механизм имплементации норм международного права.
Под механизмом имплементации норм международного права принято понимать определенную совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном к национальном уровнях, с целью реализации норм31. Основу данной позиции заложил А.С. Гавердовский, по мнению которого, юридическая категория «механизм» означает в данном случае тесную органическую взаимосвязь правовых (международно-правовых) и институционных средств, применяемых в процессе имплементации норм международного права. На практике взаимосвязь правового и организационного проявляется в том, что меры правового характера, предпринимаемые в целях имплементации международно-правовых норм на международном или национальном уровне, всегда сопровождаются проведением комплекса мер организационно- исполнительного характера, осуществляемых международными или национальными органами в соответствии с правовыми предписаниями.
12. Понятие кодификация и система основных принципов международного права
Понятие кодификации и прогрессивного развития международного права. Кодификация международного права — это усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм международного права путем приведения их в определенный порядок. В результате кодификации уточняются и изменяются действующие нормы международного права, а также разрабатываются новые нормы. Как справедливо отмечает А. П. Мовчан. «с первых же шагов кодификация международного права носит характер весьма сложного политико-правового процесса» 1 . Современный процесс кодификации и прогрессивного развития международного права, указывает А. П. Мовчан, представляет собой систематизацию и совершенствование принципов и норм общего международного права, осуществляемых путем: а) установления точного содержания и четкого формулирования уже издавна действующих (обычных или договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; б) изменения или пересмотра устаревших норм; в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса и актуальных потребно- стей международных отношений; г) закрепления в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (конвенции, договоре, соглашении)2 . Кодификация международного права может быть официальной, осуществляемой на международном уровне или в рамках межправительственных организаций, и неофициальной, проводимой международными неправительственными организациями, научными учреждениями и учеными
Огромную роль в кодификации норм международного права сыграли Гаагские конференции мира. В 1899 г. состоялась первая Гаагская конференция мира, созванная по инициативе императора Николая II. Эта Конференция приняла три важные конвенции: о применении Женевской конвенции 1864 г. о за- щите раненых и больных в морской войне, о мирном разрешении международных столкновений и о законах и обычаях сухопутной войны1 .
Вторая Гаагская конференция мира, созванная в 1907 г., утвердила тринадцать конвенций. Три из этих конвенций: Конвенция о мирном разрешении международных споров, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны и Конвенция о применении к морской войне начал Же- невской конвенции — заменили собою три соответствующие конвенции первой Гаагской конференции мира. Остальные десять конвенций были новыми.
13. Принципа суверенного равенства государств и принцип невмешательства
Принцип суверенного равенства государств (принцип равноправия государств) отражает основное качество международного права как права равных (par in parem not habet imperium) субъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является основанием для классификации субъектов международного права, определения их юридической природы и объема их правосубъектности для установления только согласительной процедуры международного нормотворчества. В силу этого качества государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания. Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава ООН 1945 г., однако доктрина, связывающая его возникновение не с осознанием равенства народов государства, а с равенством и божественным происхождением самих государей, относит его возникновение к позднему феодализму, а становление — к периоду упрочения капитализма и появления республик. Именно в этот период произошла подстановка понятий монарх — народ — государство, где равенство народов признавалось первичным для признания равенства государств. Таким образом, до 1945 г., т. е. до принятия Устава ООН, принцип как универсальная норма существовал в обычно-правовой форме.
Права государства, обусловленные принципом равноправия, важнейшим функциональным принципом системы, заключаются в равном допуске ко всем правомерным видам сотрудничества, на равных со все- ми основаниях, в равной защите через международные механизмы
Принцип невмешательства во внутренние дела государств также тесно связан с наличием качества суверенитета и основывается на одном из его элементов — независимости государства при осуществлении его внутренней функции. Возникновение принципа во времени, как84 Глава III. Основные принципы современного международного права и обычно-правовая форма его выражения, может быть соотнесено с принципом равноправия. Устав ООН сформулировал в писаной форме только часть этого принципа (п. 7 ст. 2), касающуюся невмешательства международной организации в дела, «по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства», оставив существенную его часть — взаимоотношения между самими государствами — в форме обычая. Таким образом, в полной формулировке принцип существует все же в обычно-правовой форме. Понимание и тенденции развития принципа просматриваются в договорах государств по различным объектам сотрудничества, а также в морально-политических нормах в виде резолюций и деклараций, например Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, представляющую один из аспектов полной и суверенной власти, осуществляемой им на своей территории и в пределах своих границ
14. Принцип неприменения силы или угрозы силой и принцип мирного разрешения международных споров
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой в виде уни- версальной нормы, обязательной через положение п. 6 ст. 2 Устава ООН, сформулирован в п. 4 ст. 2 гл. I Устава ООН, дополняемой систе- мой норм гл. V—VIII. История становления принципа характеризуется такими вехами, как многосторонние договоры Версальской системы и Статут Лиги Наций, а позже — Пакт Бриана—Келлога об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., а также не вступившей в силу Конвенцией Лондонской конференции 1933 г., в ко- торой была сделана по инициативе СССР попытка дать расширенное определение понятия силы, включая экономическую. Второй этап истории развития принципа связан с неудавшимися попытками принятия юридического документа, определяющего на универсальном уровне понятие агрессии. Однако определенные успехи достигнуты за счет принятия морально-политических норм в виде резолюций и деклараций ООН, таких как Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии
Объектом защиты принципа являются общественные отношения, связанные с правом человека на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решения спорных вопросов с применением силы или ее угрозой. Предмет отношений в соответствии с более конкретной формулой п. 4 ст. 2 Устава ООН обозначен как территориальная неприкосновенность или политическая независимость любого государства, а также иные действия, несовместимые с целями ООН. Круг субъектов принципа идентичен кругу субъектов международного права в целом, но относительно принципа он представлен, с одной стороны, жертвой агрессии и сообществом государств и виновным государством и его пособниками — с другой. Ими считаются, согласно сложившейся практике и позиции доктрины, государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие ему территорию для размещения военных баз, формирования банд наемников, транзита в военных целях и др
Принцип мирного разрешения международных споров является, образ- но говоря, процессуальным принципом в системе основных принципов. Он представляет собой совершенный метод, ряд способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество государств во всех областях сотрудничества. Качество принципа он приобрел после включения его в Устав ООН в 1945 г., однако, как норма многосторонняя, он был включен в «право Гааги» (Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.), в тексты Пакта Бриана—Келлога 1928 г., других договоров. Ныне он является неотъемлемой частью каждого источника международного права, ибо, даже не будучи его структурным элементом, обязателен для соблюдения как основной принцип международного права. Как и остальные принципы, он развивается через морально-политические нормы деклараций и резолюций органов ООН, региональных организаций — Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отно- шений государств 1970 г., Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г
Особенностью структуры принципа мирного разрешения споров является достаточно обширный перечень способов их разрешения. Один только Устав ООН содержит их более десятка — переговоры (в послед- нее время дополнены таким способом, как консультации, упоминаемые в Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.), обследование, посредничество (к которому с конца XX в. на основе обычая привлекается Генеральный секретарь ООН, его заместители и посредники), примирение, арбитраж, судебное разбирательство, а так- же привлечение к процессу всех главных органов ООН и региональных организаций (ст. 33—38). В последнее время государства расширили каталог предпринимаемых мер, включая в процесс примирения не только третьи государства (посредничество, добрые услуги, примирение), но и международные межгосударственные организации (так, орган по разрешению палестино-израильского конфликта включает кроме России США, ООН и Евросоюз — от лица сообщества государств и европейских государств
Обязанности государств состоят в следующем: они не должны прекращать процесс поиска приемлемого способа решения спора; при разрешении спора должны исходить из интересов обеих сторон спора; в процессе мирного урегулирования должны воздерживаться от любых действий, могущих ухудшить сложившуюся к моменту разбирательства ситуацию или нанести ущерб процессу поиска приемлемого способа; они обязаны добровольно выполнить принятое совместно решение
15. Принцип нерушимости государственных границ и принцип территориальной целостности государств понятие и нормативное содержание
Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отншения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. С давних времен считалось, что нарушение границы является законным поводом для применения вооруженной силы. Воздушные, морские, сухопутные границы государства охраняются военной мощью государства, его дипломатическим ап- паратом, политическими союзническими договорами. Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики госу- дарств по охране государственных границ, следует констатировать наличие в международном праве в качестве руководящей универсальной нормы принципа нерушимости государственных границ. Естественно, что его возникновение связывается с существованием суверенных государств в период разложения феодализма. Обычай находит свое подтверждение в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных (политических) организаций. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия.
Нарушение границы рассматривается как международное преступление, влекущее применение самых жестких ответных мер, в том числе предусмотренных ст. 39—47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства
Права государства в соответствии с этим принципом заключаются в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой.
Принцип территориальной целостности государств, защищающий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть основное условие существования государства, сфера действия его суверенитета. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями. Данный принцип начал свое формирование параллельно с образованием суверенных государств вместо феодальных княжеств и государств-городов. И хотя еще в течение долгого времени территория оставалась «призом», целью войн, так что, казалось бы, трудно было говорить о наличии императивной нормы, все же сложилось и представление о том, что посягательство на чужую территорию есть неправомерное деяние, тяжкое нарушение международного права, закономерно вызывающее самый жесткий отпор. Становление принципа запрещения приме- нения силы и угрозы силой способствовало упрочению позиций принципа территориальной целостности, логически связывая незаконность применения силы с незаконностью последствий
Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа. Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления. Так, в результате Второй мировой войны был установлен особый режим управления Западным Берлином. Территория Германии была разделена на зоны, управляемые от имени держав-победительниц.
В соответствии с данным принципом обязанности государств, других субъектов международного права заключаются в следующем: они не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны воздерживаться от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее частям, а также не оказывать помощь государству-нарушителю или его пособникам.
16. Принцип уважения прав человека и основанных свобод и принцип равноправия и самоопределения народов
Сам принцип в универсальной форме впервые был закреплен в п. 3 ст. 1 Устава ООН в 1945 г. Тем самым были выполнены требования об универсализации нормы и круга субъектов, однако конкретизация положений Устава ООН была, естественно, минимальна и требовала создания документа, равного принципу как по форме, так и по содержанию. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права разработать и предложить государствам-членам проект универсального кодифицирующего международного договора, содержащего перечень прав и основных свобод человека, который бы соответствовал требованиям второй половины XX в. Важным, но не решающим этапом на этом пути была принятая на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН (в порядке реализации ст. 18 Устава ООН — голосованием, в виде морально-политической, а не юридической нормы) в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека
Документы, удовлетворяющие всем признакам источника основного принципа, — Пакты о гражданских, политических и экономических, социальных и культурных правах — были одобрены государствами только в 1966 г. и вступили в силу после сдачи 35 ратификационных грамот в 1976 г. (СССР ратифицировал Пакты в 1973 г.).
Ведущая идея Пакта о гражданских и политических правах — безусловное принятие на себя государствами обязательств по защите «священных или естественных или неотъемлемых» прав и свобод, принадлежащих человеку по праву рождения. Второй Пакт, напротив, давал государствам возможность осуществлять реализацию прав и свобод человека соответственно своим возможностям, которые, однако, контролировались от имени сообщества государств Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и Социальным советом ООН, Комиссией по правам человека и другими органами. (Оба Пакта содержат 84 статьи против 30 статей Всеобщей декларации.) Не следует думать, что тридцатилетний период от принятия Устава ООН до вступления пактов в силу прошел без результатов для процесса формирования нормативной базы принципа. Он развивался в двух на- правлениях. Во-первых, формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека — права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.). Во-вторых, формирование обязательств по защите отдельных категорий так называемых уязвимых слоев — женщин, национальных меньшинств, ко- ренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Параллельно МОТ приняла более 300 конвенций о защите отдельных категорий трудящихся. В начале 2003 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.)
Принцип равноправия и самоопределения народов
Данный принцип в краткой форме, тезисно, был сформулирован в Уставе ООН в 1945 г., затем — в универсальном кодифицирующем до- говоре — Пактах о правах человека 1966 г. Статья 1, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы, выделена в особую часть. («Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие... ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на существование».) В период перед принятием пактов содержание принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и народам, в своем развитии опиралась на морально-политические нормы Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Декларации о принципах международного права 1970 г. На первом этапе применения принципа упор делался на регламента- цию статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, среди которых наиболее важным было право колонизуемого применить против колонизатора вооруженную силу, что, как известно, разрешается в особом порядке и в исключительных случаях. При этом подразумевалось, что народ имеет орган: 1) возглавляющий та- кую борьбу, 2) поддерживаемый значительной частью населения, 3) эффективно контролирующий значительную часть национальной территории.
По достижении независимости и в период военных действий народ и нация должны были подчиняться всем требованиям международного права. Активная деколонизация привела к появлению нового субъекта международного права — народа и нации, находящихся в стадии борьбы за свое самоопределение, следствием чего было право испрашивать и получать помощь со стороны сообщества. Под влиянием существования этого принципа сформировался наряду с колониализмом новый состав международного преступления — неоколониализм, понимаемый как применение иных, кроме политических и военных, методов удержания в подчинении бывшей колонии. Права народа и нации состоят в самостоятельном (или под контролем сообщества, например в лице ООН, как в случае Индонезии и Тимора) принятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоятельный политический статус, в праве на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность, в праве на свободное распоряжение своими естественными ресурсами, которые представлены богатствами их территории или долей в общечеловеческом достоянии.
17. Принцип сотрудничества государств и принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Принцип сотрудничества государств, так же как и принцип мирного разрешения международных споров, является функциональным принципом международного права. Сотрудничество — единственный законный способ реализации государством своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической и политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40, 41). Примерами применения положений указанных статей являются ситуации с Ираком, обвиняемым в нарушении универсальных договоров по уничтожению оружия массового уничтожения, Южно-Африканской Республикой — за невыполнение решения Международного суда ООН о ликвидации преступления апартеида. Принцип сотрудничества является формой практической реализации всех остальных принципов международного права. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом. Устав ООН в преамбуле и ст. 1 обязывает членов ООН «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера». Сам принцип пронизывает все положения Устава ООН, других правомерных договоров.
В соответствии с императивами принципа сотрудничества государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на правомерный отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом или высшими интересами государства. В случаях, предусмотренных до- говорами, государства могут устанавливать льготные режимы сотрудничества, как, например, государства Евросоюза, Содружества Независимых Государств, Британского содружества, Французского сообщества и др. Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов международного права, т. е. равноправно, справедливо, без давления и попы- ток вмешательства в осуществление внешней или внутренней функции государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной, но при этом сотрудничество должно служить благу всех государств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и всеобщего мира.