Виды правонарушений по российскому законодательству и их характеристика.
В зависимости от степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки.
При установлении степени общественной опасности правонарушения законодатель должен оценивать следующие обстоятельства:
– значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства;
– размер причиненного ущерба;
– способ, время и место совершения противоправного деяния;
– личность правонарушителя. Проступок характеризуется тем, что противоправное деяние представляет общественную опасность, а личность, его совершившая – нет. Особенность преступления заключается в том, что не только противоправное деяние представляет общественную опасность, но и лицо, его совершившее тоже общественно опасно.
Таким образом, преступления характеризуются большей степенью общественной опасности, чем проступки. Поэтому за преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения – уголовные наказания. Их перечень предусмотрен УК РФ и является закрытым. Его изменение возможно только путем внесения изменений в сам Уголовный кодекс.
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленном для того процессуальном порядке.
Все другие правонарушения, не предусмотренные уголовным законодательством, относятся к категории проступков.
В зависимости от сферы общественной жизни, в которой совершаются противоправные проступки, характера наносимого ими вреда и особенностей наказания за их совершение, все проступки подразделяются на четыре вида: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и конституционные.
Административным проступком признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Административные правонарушения посягают на государственный и общественный порядок, собственность, окружающую природную среду, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные правонарушения по своему характеру менее опасны, чем преступления, поэтому за них назначаются менее суровые наказания. Примерами административных правонарушений являются мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, паспортного режима, нарушение сроков представления налоговой декларации, таможенных правил, правил пожарной безопасности.
Составы административных правонарушений могут быть установлены только законом – КоАП РФ либо законами субъектов Федерации в пределах, определенных КоАП РФ.
В определенных законом случаях дела об административном правонарушении рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Но основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается специально уполномоченными на то органами (должностными лицами) исполнительной власти: органами внутренних дел, государственного пожарного надзора, таможенными органами, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, административными комиссиями при органах местного самоуправления.
Характерная особенность административных правонарушений заключается в том, что правонарушитель не состоит с органами или должностными лицами, принимающими решения о наложении административного наказания, в служебных или трудовых отношениях. Если правонарушитель привлекается к ответственности органом (должностным лицом), которому он подчинен по службе, то имеет место не административное правонарушение, а дисциплинарный проступок.
Дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых, служебных, воинских обязанностей, возложенных на него трудовым договором, дисциплинарным уставом, правилами внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарные проступки могут быть самыми разнообразными: опоздание на работу, прогул, невыполнение требований по охране труда, некачественное выполнение работ, невыполнение законного распоряжения руководителя и т. д. Исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков (в отличие от административных правонарушений и преступлений) законодатель не дает. Действующее трудовое законодательство не содержит и легального определения дисциплинарного проступка.
Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарных взысканий, предусмотренных ТК РФ (ст. 192), а также уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем соответствующего предприятия, организации, учреждения.
Гражданско-правовой проступок (деликт) представляет собой нарушение имущественных и связанных с ними некоторых личных неимущественных прав, определяемых гражданским законодательством. Это может быть невыполнение договорных обязательств, заключение противозаконных сделок, нарушение прав собственности, авторских или изобретательских прав и др. Как и в отношении дисциплинарных проступков, в законодательстве не содержится определения и исчерпывающего перечня гражданско-правовых проступков.
Субъектами гражданских правонарушений могут быть физические и юридические лица. По общему правилу ответственность за гражданское правонарушение возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Отступления от этого правила допускаются лишь в случаях, установленных законом. Так, обязанность возместить причиненный вред возлагается на владельца источника повышенной опасности независимо от вины причинителя. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийное бедствие, военные действия) или умысла потерпевшего.
Конституционный проступок – это противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена конституционная ответственность. Это может быть принятие неконституционного закона, нарушение установленной процедуры принятия закона или назначения на должность главы государства, главы правительства и т. д.
Совершение конституционного проступка влечет за собой возложение конституционной ответственности, предусмотренной Конституцией и конституционными законами. Конституционная ответственность налагается главой государства (например, отставка правительства), законодательным органом страны (например, отрешение главы государства от должности), конституционным судом (например, приостановление действия неконституционного закона).