Виды толкования норм права по субъекту.
По субъекту толкование норм права делится на официальное и неофициальное.
В теории государства и права официальное толкование принято определять как сформулированное в специальном акте разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое властным органом и влекущее определенные юридические последствия. Официальное толкование – своего рода общеобязательная директива о том, как правильно понимать и применять определенную юридическую норму.
Обязательность официального толкования означает, во-первых, обязанность правоприменительного органа искать и изучать акты разъяснения; во-вторых, обязанность следовать им в случае расхождения собственных представлений о содержании применяемых норм с указанием актов официального толкования[19].
Официальная праворазъяснительная деятельность проходит ряд последовательных стадий (праворазъяснительная инициатива, обобщение практики, выработка и обсуждение текста разъяснения, принятие решения и опубликование его).
Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий делится на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование характеризуется государственной обязательностью, распространенностью на широкий круг общественных отношений и возможностью неоднократного использования в юридической практике[20].
Нередко орган, издающий нормативный акт в нем самом, поручает одному или нескольким органам издать разъяснение о порядке его применения. Этот вид нормативного официального толкования получил название легального (разрешенного).
К легальному толкованию относится конституционное толкование. Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства и органов законодательной власти субъектов Федерации, т. е. осуществляется официальное конституционное толкование.
Разновидностью официального нормативного толкования является толкование аутентическое, представляющее собой разъяснение нормы права органом, ранее ее установившим. Разумеется, осуществляется толкование тех норм, право на издание и изменение которых относится к компетенции соответствующего органа. Очевидно, например, что Правительство РФ не имеет права толковать уголовные и уголовно-процессуальные законы.
Официальное толкование может выступать и в устной форме (например, разъяснение прав и обязанностей участникам судебного процесса).
Следует заметить, что выражение «нормативное толкование», несмотря на широкое использование в теории и на практике, все-таки недостаточно конкретно, поскольку такое толкование в сущности не приводит к созданию норм и не облекается в нормативный акт. Действительная сущность его в том, что оно имеет общий характер и предназначается для общего руководства в процессе применения права, может относиться к неограниченному числу случаев. Однако оно должно быть четко отграничено от тех случаев, когда в целях обеспечения применения какого-то нормативного акта создаются другие нормативные акты, детализирующие норму толкуемого нормативного акта. В этой связи с процессом и актами толкования норм права тесно связана их конкретизация. Последняя осуществляется в ходе подзаконного правотворчества, но иногда конкретизирующие положения содержатся в актах официального толкования, что дает повод отождествлять названные процессы. В отличие от актов толкования (разъяснения того, что есть) акты конкретизации привносят в содержание нормы права нечто новое.
Таким образом, хотя термин «нормативное толкование» является общепринятым и используется широко в юридической литературе, все-таки он имеет условный характер и не полностью адекватен содержанию, которое вкладывается в него[21].
Казуальное толкование адресуется персонально определенным лицам, подразумевает конкретные жизненные обстоятельства и обязательно только для лиц, в отношении которых оно дается.
Казуальное толкование, в свою очередь, подразделяется на судебное и административное. Последнее представляет собой толкование, осуществляемое министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти на местах. Чаще всего акт казуального толкования является составной частью правоприменительного акта, которым разрешается конкретное юридическое дело.
Неофициальное толкование – это толкование, даваемое научными работниками, научными и культурными учреждениями, практическими работниками, гражданами, журналистами в форме рекомендаций, советов, консультаций. Оно не обладает властно-обязательной силой и делится на доктринальное (научное), компетентное (профессиональное) и обыденное толкование.
Доктринальное – это толкование норм права научными работниками и научно-исследовательскими учреждениями в статьях, монографиях, научных комментариях практики, устных и письменных обсуждениях проектов нормативных актов. Оно не имеет обязательной силы, но, основанное на научной аргументации, на авторитетности интерпретатора, оказывает существенное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Примером могут служить научные комментарии к кодексам, которые обычно разрабатываются учеными-юристами и пользуются особым авторитетом у практиков-юристов и граждан.
Компетентное – это толкование, исходящее от ведущих в области права юристов-практиков, от должностных лиц государственного аппарата. Консультации по отдельным вопросам права, вечера вопросов и ответов на юридические темы – все это относится к неофициальному компетентному толкованию.
Обыденное – это толкование норм права гражданами. Значение этого вида толкования для правоприменительной деятельности состоит в проявлении правового сознания и юридической активности широкого круга субъектов права. Это повседневные выражения понимания правовой действительности.
Одной из разновидностей неофициального толкования являются материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладные и объяснительные записки, протоколы, прения, мотивированные предложения).