Внутренняя политика Александра I

На российский престол вступил его сын Александр I. Молодой император был сложной противоречивой натурой. Он получил блестящее для того времени образование, был знаком с лучшими достижениями философской и общественно-политической мысли конца XVIII в., вошедшими в историю как идеи французского просветительства. Наставником и учителем императора в его детские и юношеские годы был Ф.С.Лагарп, швейцарец по происхождению, республиканец и враг абсолютизма по своим убеждениям. Именно он пытался привить Александру систему наиболее передовых для той эпохи взглядов на политическое и социальное устройство общества. Первые внутриполитические мероприятия Александра были связаны с исправлением наиболее одиозных поступков Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступал против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику просвещенного абсолютизма, ссылаясь на заветы своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность у дворянства, приведшего его к власти. Александр объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменил раздражавшие людей павловские регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Именно эти меры убедили дворянское общество в либерализме и прогрессивности Александра, снискали ему популярность. С целью решения всех этих вопросов Александром был создан ряд совещательных органов, в которых разрабатывались различные проекты проведения реформ. В 1801 г. был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако идеи преобразований в основном разрабатывались в так называемом Негласном комитете, в который вошли наиболее близкие по духу и личным связям с императором представители высшей знати - граф П.А.Строганов, польский князь А.А.Чарторыйский, граф В.П.Кочубей, двоюродный брат Строганова Н.Н.Новосильцев (это был кружок молодых друзей царя). Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые могли лишь слегка подновить фасад Российской империи. Так, например, устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственной власти. Она привела к смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению Централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалования. В 1802 г. была проведена министерская реформа и учреждено 8 новых министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, коммерции, финансов и народного просвещения. Впоследствии количество министерств увеличилось. Против либеральных проектов Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в них крайнюю опасность не только для самодержавной власти, но и для собственных привилегий и господствующего положения в обществе. В конечном счете они понимали, что осуществление преобразований, предложенных Сперанским, приведет к краху крепостнической системы. Наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос был указ 1803 г. о вольных хлебопашцах, по которому помещики по собственному желанию могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако этот указ мало повлиял на крепостническую систему, так как за первую половину XIX в. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки (что широко практиковала "щедрая" Екатерина II). Таким образом, предпринятые меры внесли ничтожно мало изменений в крепостную систему, которая оставалась незыблемой на долгие десятилетия. Заметно отставала Россия от Запада в области образования, просвещения и грамотности населения. Потребности страны в новинках, технических и административных кадрах не удовлетворялись. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней - от низших в городе и сельской местности до высших (институтов и университетах). Наибольшее значение имело открытие ряда университетов: в Петербурге (в 1819 г. в университет был преобразован существовавший ранее Педагогический институт), в Казани, Харькове, в 1811 г. для детей дворян был открыт знаменитый ли- Царском Селе. Было образовано вышеупомянутое Министерство просвещения, увеличен отпуск государственных сред на образование.


Наши рекомендации