Индивидуальные эвристические методы
Метод аналогии предполагает перевод проблемы в аналогию, и затем развитие аналогии. На завершающем этапе аналогия переводится обратно в проблему и анализируется. Содержательно параметры аналогии как бы замещают параметры исходной ситуации и, когда устанавливается результат развития аналогии, происходит замена параметров уже развитой аналогии на первоначальные параметры исходной ситуации. Результативное замещение возможно только при содержательном внутреннем единстве исходной проблемы и аналогии.
Аналогия - это сходство объектов их некоторых признаках, свойствах сторонах и отношениях Метод стимулирования случайностью направлен на получение большего количества идей, вариантов решения за непродолжительное время. С помощью случайного стимула создается ассоциация - определенный образ исходной проблемы со связями между элементами. В отличие от аналогии, которая представляет обычно достаточно жесткую логическую конструкцию, ассоциация менее закрепощена, она может быть содержательно не связана с исходной проблемой и обеспечивает более широкий взгляд на нее. Достоинство метода в том, что полученные ассоциации вследствие случайности и независимости стимулов также независимы между собой, а значит, более информативны. Метод вспомогательной промежуточной точки основан на использовании для решения проблемы промежуточного признака-переносчика в виде объекта, свойства и отношения. Сущность заключается в нахождении промежуточных звеньев или связей, когда прямое решение невозможно или на его пути возникают существенные сложности. Количество дополнительных промежуточных точек может быть любым, главное, чтобы в конечном счете замыкалась вся цепочка признаков-посредников. Метод дробления и восстановления на новой основе опирается на известный метод диалектики восхождения от абстрактного к конкретному, при котором абстрактные понятия выступают как способы движения знания внутрь проблемы. Проблемная ситуация переводится в абстрактную схему, которая в дальнейшем восстанавливается до конкретного знания конкретных свойств объекта, предмета, субъекта и связей между ними. При этом каждый шаг может рассматриваться как ключ к решению проблемы. Метод является одним из основных для выработки альтернатив, для агрегации и дезагрегации проблем. Его цель - разложить проблемную ситуацию на составляющие, войти в ее начало, перестраивая и восстанавливая эти составляющие новыми способами Метод равноудаленной точки используется, когда существующая ситуация разнопланово действует на развитие объекта, субъекта, их составных частей, и требуется найти устойчивое динамическое равновесие. Последнее играет ключевую роль в развитии многих систем и представляет не неподвижное, постоянное равенство, а динамическое чередование двух крайностей. Метод предполагает выделение из исходной проблемы ее составляющих, поиск равноудаленных решений с позиции совместного взаимовыгодного использования сложившейся ситуации, а затем с их позиций - разрешение исходной проблемы. Метод разворота используется в тех случаях, когда прямое разрешение проблемы затруднительно или вообще невозможно. В его основе лежит постулат "Если хочешь добиться чего-либо, следует начать с его противоположности". Сущность метода заключается в том, что исходная проблема трансформируется в перевернутую, находится ее решение, и на его базе решается исходная проблема. Модификациями метода являются метод обратной связи, метод "немного вреда - только на пользу", метод компенсации или нейтрализации ограниченности зоны внимания наблюдателя, а следовательно, ограниченности той части информации, на которую непосредственно направлено внимание. Метод последовательных приближений основан на построении и анализе таблиц, генерации вариантов решений, в которых каждый последующий вариант решения должен быть хотя бы чуть-чуть лучше предыдущего. Для этого необходимо в новом варианте перевести хотя бы один знак минус на плюс, оставив остальные без изменения. Таблицы позволяют ничего не забыть при решении проблемы при условии, если это не упущено в формировании исходных целей и ограничений. Поэтому метод последовательных приближений требует особого внимания ко всем частям проблемы, особенно к тем, которые, на первый взгляд, внимания не заслуживают. Метод морфологических матриц предполагает построение многомерной таблицы, столбцы и строки которой отражают какие-либо существенные признаки проблемы. Такая многомерная таблица позволяет охватить почти все возможные варианты. Но в этом и один из основных недостатков морфологического анализа, поскольку возникают тысячи вариантов. Выигрыш от использования метода заключается в том, что поиск вариантов решения проблемы заменяется поиском осей и признаков. Недостаток в том, что, упустив хотя бы одну ось, мы автоматически теряем очень большую группу вариантов. Метод включения предполагает использование нескольких промежуточных звеньев (суперпозиций) в виде элементов, свойств и отношений, позволяющих определить недостающие связи и найти решение исходной проблемы. Методом включения можно выбрать стартовую позицию в разрешении проблемы, а затем, наложив ее на ситуацию развития и предполагаемые ограничения, оценить возможные варианты решения проблемы. В другом случае суть метода будет заключаться в том, что ограничения проблемы включаются в единую систему с целью. В результате такого объединения "новой" целью становится система: исходная цель плюс ограничения. Наконец, метод включения может быть построен на принципе матрешки, то есть один объект размещается внутри другого. Метод асимметрии используется для снятия противоречий при разрешении проблем и представляет собой способ целенаправленного смещения противоречий. Этот метод широко используется при решении проблем путем ведения переговоров. Целевая направленность метода состоит в том, чтобы решать проблему, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на какие изменения исходной позиции может пойти каждая из сторон. Это достигается путем увеличения круга рассматриваемых вопросов, где имеются взаимные интересы сторон и создание положительной "критической массы" достижения соглашения. Стороны путем асимметрии целенаправленно увеличивают "пирог", пытаясь получить выигрыш по вновь добавленным проблемам. Метод максимального числа степеней свободыисходит из следующих положений: характеристики объекта, субъекта и внешней среды должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; если имеется возможность, то разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга. Метод непрерывности полезного действиянаправлен на устранение "холостых" ходов в функционировании объектов, работающих непрерывно. Метод периодического действияпредполагает переход от непрерывного действия к импульсному или изменению периодичности и использованию паузы между импульсами для осуществления другого действия. Метод ослабления условийоснован на раскрепощении жесткой схемы проблемной ситуации и приведении ее к более простой задаче, что создает эффект частичного решения проблемы. 26.Коллективные эвристические методы Мозговая атака призвана изобретать как можно больше идей, с помощью которых можно решить проблему. Для создания творческих подходов необходимо следующее:
1. Отделить изобретение альтернатив от их оценки.
2. Как можно больше расширить круг альтернатив, вместо того, чтобы искать единственное решение.
Для успеха главное - ощущение коллективного творчества. Оно не должно покидать участников в течение всей мозговой атаки. Поэтому целесообразно не фиксировать процесс и не обращать внимание на то, кто и какую идею выдвинул.
После "атаки" необходимо:
- выделить самые многообещающие идем с учетом мнения самих участников;
- продумать пути улучшения перспективных идей, сделать их более привлекательными и реалистическими;
- определить время окончательной оценки идей и принятия решения.
Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычную среду, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - вернуться к исходной проблеме.
Метод целевых обсуждений заключается в проведении обсуждения, направляемого ведущим, таким образом, чтобы втянуть всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать совещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Отличие от метода "мозговой атаки" состоит в том, что участники предварительно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме. Метод целевых обсуждений особенно эффективен при оценке перспективности новых идей.
Метод инвентаризации "узких мест" имеет много общего с методом целевых обсуждений и предполагает предварительное составление списка "узких мест" по какой-либо проблеме. Эффективность метода заключается в том, что анализировать уже известные "узкие места" легче, чем искать их. Самым сложным в реализации этого метода является составление по возможности полного списка "узких мест". Если такой список составлен, можно считать проблему наполовину решенной. Целесообразно использовать этот метод при осуществлении первичных прикидок решения проблемы, когда противоречия наибопее заметны.
Метод контрольных вопросов состоит в том, что генерация вариантов решений направляется списком контрольных и наводящих вопросов, составленных разными участниками или экспертами. Участники обсуждения отвечают на эти вопросы письменно и передают их друг другу. Таким образом, каждый знакомится с вариантами решения других и дает свои соображения на этот счет. При этом решения как бы "аккумулируются" на одном листе каждого из участников обсуждения.
Интегральный метод "Метра" сочетает в себе отдельные приемы атаки, синектики, морфологических таблиц и аналоговую методику "Метра".
Блок - схема метода "Метра" состоит из трех этапов:
1. Формулировка проблемы и, ее анализ, генерация исходных идей решения.
2. "Выбор". Он разветвляется на три одновременные процедуры: структуризации проблемы с помощью аналогий и ассоциаций; комбинационное построение морфологических таблиц; соотнесение целей и средств для их удовлетворения.
3. Проведение анализа первых результатов, формулировка новой постановки проблемы и поиск ее решения "мозговым штурмом".
Графические методы.
Метод деревьев взаимосвязей является главным методом много анализа. Его сущность заключается в дезагрегировании исследуемой системы на составные элементы с возможной последующей числовой оценкой их относительной значимости. Метод является достаточно гибким, чтобы удовлетворить различным требованиям. Дерево взаимосвязей представляет собой главный инструмент увязки целей разного уровня с конкретными средствами их достижения.
Одна из главных задач построения деревьев взаимосвязей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача - последующее определение коэффициента относительной важности элементов каждого уровня.
В процессе формирования дерева взаимосвязей в качестве признаков декомпозиции могут быть использованы:
1.Предметный - предполагает, что элементы дерева взаимосвязей разбиваются на элементы той же природы, только более дробные. Например, увеличение производства строительных материалов -на увеличение производства кирпича, сборного железобетона
2.Функциональный - применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направлений действий по достижению целей данного элемента. Например, цель "повышение уровня хозяйственного руководства" можно детализировать на совершенствование планирования, организации, стимулирования и т.д.
3.Этапы воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен и потребление) или жизненного цикла технических объектов (НИОКР, внедрение в производство, производство, эксплуатация).
4. Этапы принятия решения.
5. Цели, мероприятия, ресурсы.
6. Исполнители - при использовании данного признака дерево взаимосвязей строится для участников реализации программы. Следует отметить, что такая декомпозиция может быть осуществлена косвенным образом при использовании предметного признака.
7.Составные элементы процесса производства: средства труда; отношение между людьми и средствами производства.
8.Составные компоненты материальной системы. Например, разработка автомобиля разбивается на разработку двигателя, кузова, системы подвески и т.д.
Матричные методы не являются специфическим инстру-эм системного анализа, однако широко используются на различно этапах в качестве вспомогательного средства. Матрица является не только чрезвычайно наглядной формой представления ин-шции, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внут-ие связи между элементами, помогает выявить и проанализиро-ненаблюдаемые части структуры.
Эти методы используются для представления и анализа систем их структур, внутренних и внешних связей системы, при отборе с-в для достижения целей, выявления потенциальных возможно-действующих систем, проектирования комплексных программ развития. Так называемые функционально-целевые матрицы являются одним из основных инструментов проектирования организаций, ориентированных на цель.
Области применения: Разложение проблемы на комплекс четко сформулированных задач; анализ внутренних связей между элементами системы; отбор средств для достижения целей; выявление потенциальных возможностей действующей системы; построение комплексной программы развития, проектирование матричных структур управления. Целями применения сетевых методов планирования и управления являяются разработка оптимального или близкого к нему варианта осуществления программы, обеспечивающего рациональную увязку во времени и пространстве выполняемых работ и наилучшее использование ресурсов, а также эффективное управление процессом реализации этой программы.
Наиболее эффективными областями применения сетевых методов планирования и управления является управление крупными целевыми программами, научно-техническими разработками и инвестиционными проектами, а также сложными комплексами социальных, экономических и организационно-технических мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
28.Количественные методы в системном анализе Разработка методологии экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями рыночной экономики и практики управления, а именно на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Первый служит целям информационно - аналитического обеспечения субъекта управления, второй - является составной частью системы обслуживания внешних пользователей, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности.
Экономический анализ представляет собой систему методов и приемов, направленных: на исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием экономических законов и факторов субъективного порядка; на раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; на выявление положительных и отрицательных факторов и количественного измерения их действия.
Системность в экономическом анализе обуславливался тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса и его целостности.
Морфологические метды в систематизированном виде были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и морфолоческий подход к исследованию и проектированию сложных систем известен под названием метода Цвикки.
Основная идея морфологического подхода заключается в систематическом поиске возможных вариантов решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных, выделенных исследователем структурных элементов или признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в разных аспектах.
Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает: равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;максимально точная формулировка поставленной проблемы.
Использование методов морфологического анализа наиболее эффективно при определении и исследовании структуры системы, анализа деревьев целей на их полноту, а также при отборе конкретных вариантов достижения целей.
Статистические методы анализа могут использоваться в качестве инструментов получения информации о будущем, при комплексном анализе факторов перспективного развития. При применении статистических представлений процесс постановки задачи как бы частично заменяется статистическими исследованиями. Он позволяет, не выявляя всетерминированные связи между изучаемыми элементами или учитываемыми компонентами сложной системы, на основе исследования представительной выработки получить статистические закономерности и распространить их с какой-то вероятностью на поведение системы в целом.
На статистических отображениях базируются теории: математической статистики; статистических испытаний или статистического имитационного моделирования; выдвижения и проверки статистических гипотез.
Ограниченность применения статистических методов в системном анализе связана с тем, что для их использования требуется наличие большого количества достаточно достоверной исходной информации, что связано со значительными затратами. Кроме того, подготовка статистического материала требует достаточного количество времени, что негативно влияет на сроки проведения исследований.