Понятие и структура механизма государства. Механизм государства: понятие и структура
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы. Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства.
Таким образом, механизм государства – это система государственных органов и организаций, действующая на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванная реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.
Признаки механизма государства:
1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;
2) сложная структура;
3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
В структуре механизма государства выделяют следующие составные части:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
а) органы представительной власти;
б) органы исполнительной власти;
в) судебные органы;
г) контрольно-надзорные органы;
2) государственные организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих государственных органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения. Выделяют следующие виды государственных организаций:
а) государственные учреждения, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
б) государственные предприятия, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны с целью получения прибыли;
3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;
4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и предприятия, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые, государственный аппарат действует.
Таким образом, понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат» по составу и структуре. Другими словами, государственный аппарат является составной частью механизма государства.
Под «государственным аппаратом» понимается система государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого государственно-властными полномочиями. В понятие «механизм государства» включаются помимо государственных органов государственные предприятия и государственные учреждения, которые под руководством аппарата государства практически осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных ценностей (государственные предприятия) и нематериальных ценностей (государственные учреждения). Для государственных учреждений типичной является непроизводственная деятельность в сфере охраны здоровья, научных исследований, проектирования, учебно-воспитательной, духовно-образовательной работы и т. п.
Государственные предприятия и государственные учреждения отличаются от государственных органов рядом признаков:
1) не имеют государственно-властных полномочий, т. е. не являются носителями государственной власти;
2) непосредственно создают материальные или духовные блага;
3) имеют специфическую организационную структуру: представляют собой организованные государством трудовые коллективы рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, действующим на основе единоначалия;
4) имеют строго обозначенный круг полномочий: администрация предприятий и учреждений осуществляет управленческие функции исключительно в сфере своей деятельности, в границах предприятия или учреждения;
5) руководствуются в своей деятельности собственным уставом в соответствии с законодательством.
Таким образом, государственные предприятия и государственные учреждения следует отличать от органов государства, но их нельзя противопоставлять друг другу, поскольку все они относятся к государственным организациям, действующим в единстве и взаимосвязи: государственный аппарат обеспечивает реализацию функций государства благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми он руководит.
Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства, – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи в процессе осуществления тех или иных функций государства.
Механизм государства, по сути, является аппаратом в действии, в функционировании – со всеми связями, существующими и возникающими между его частями. Механизм государства должен рассматриваться не как простая совокупность составляющих его элементов (государственных органов, организаций, учреждений), а как система этих элементов, функционально совместимых, согласованных между собой и системой в целом, находящихся в постоянном обновлении с целью поддержания своей основной функции – управления.
Структура механизма государства обусловлена теми целями и задачами, которые стоят перед обществом на определенном этапе его исторического развития. Их смена влечет пересмотр функций государства и как следствие – структуры механизма государства.