I. тематика курсовых работ по общей части
БИП-ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
Н.С. Мочалова
МЕЖДУНАРОДНОЕ
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Минск
БИП - ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
Н.С. Мочалова
МЕЖДУНАРОДНОЕ
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Учебно-методическое пособие
Минск
«БИП-С Плюс»
2006
УДК 341(075)
ББК 67.99
М 88
Рекомендовано к печати
научно-методическим советом БИП
Рецензент: заведующий кафедрой международного права, кандидат юридических наук, профессор БИП А.А. Чепик
Мочалова, Н.С. | ||
М 88 | Международное публичное право: учебно-методическое пособие / Н.С. Мочалова. – Мн.: БИП-С Плюс, 2006. – 83 с. | |
ISBN 985-6747-21-Х. | ||
Анализируются основные понятия, общие институты и отрасли международного публичного права. Содержатся тематика курсовых и дипломных работ для студентов специальности международное право очной и заочной форм обучения, темы контрольных работ, список рекомендуемых для изучения источников, а также материал в помощь студентам. Пособие будет полезным при подготовке к практическим занятиям, к экзаменам, зачетам, а также при осуществлении научно-иссле-довательской работы. | ||
УДК 341(075) ББК 67.99 | ||
ISBN 985-6747-21-Х | ã Мочалова Н.С., 2006 ã Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2006 | |
ВВЕДЕНИЕ
Международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Поэтому понимание его сущности и значения необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц. Настоящее пособие предназначено для изучения наиболее важных и актуальных вопросов международного публичного права студентами юридических специальностей.
Международное публичное право является профилирующей дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности «Международное право». В высших учебных заведениях и на юридических факультетах, готовящих специалистов в области права, настоящий курс так же включен в учебную программу.
В соответствии с этим основные задачи преподавания названной дисциплины состоят в изучении ключевых институтов и отраслей современного международного права.
В современный период на содержание международно-правового регулирования существенное влияние оказывают такие факторы, как усиление влияния международного общественного мнения, расширение круга участников международных отношений, развитие механизмов защиты прав человека, демократизация международной и внутригосударственной жизни. Эти же факторы влияют и на увеличение влияния норм международного права Республики Беларусь.
Международное право является необходимым инструментом создания и поддержания нового мирового порядка. На сегодняшний день актуальна проблема обеспечения законности в международной жизни, признания примата международного права.
Международное публичное право тесным образом связано с теорией государства и права, историей государства и права зарубежных стран, историей и теорией международных отношений, и такими отраслями национального законодательства Республики Беларусь, как конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, трудовое право и др.
Естественным элементом процесса изучения международного публичного права является ознакомление с международными договорами и иными источниками международного права. Особое внимание следует уделять международным договорам с участием Республики Беларусь.
При подготовке к семинарским занятиям по Международному публичному праву следует использовать научные статьи и документы, публикуемые в «Белорусском журнале международного права и международных отношений» и в специализированных сборниках международных договоров.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практические занятия являются одним из основных элементов изучения дисциплины «Международное публичное право». Кроме того, практическое занятие представляет собой важнейшую форму контроля знаний студентов. Практическое занятие позволяет определить умение студентов пользоваться самостоятельно юридической литературой, умение пользоваться конспектом лекций, применять знания, полученные в результате комплексных действий, выявлять пробелы в знаниях, определять сложные для понимания моменты и разъяснять их, используя всевозможные методы, в частности, обсуждения всех важнейших вопросов, ролевые игры, решение практических задач.
Подготовка студентов к практическому занятию представляет собой самостоятельную работу над учебным материалом, уделяя должное внимание нормам международного права. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомится с лекционным материалом в объеме, позволяющем не только изложить данный материал на высоком уровне, но и позволяющим делать собственные необходимые выводы по данному вопросу.
Помимо этого при подготовке к практическому занятию студент в обязательном порядке должен ознакомится с литературой, предлагаемой к каждой теме или ко всему курсу дисциплины. Студент вправе выходить за рамки предлагаемого списка источников. Необходимым элементом подготовки к практическому занятию является также изучение студентом нормативных правовых актов Республики Беларусь, относящихся к теме занятия.
На практическом занятии студент должен уметь всесторонне осветить поставленные к теме вопросы, показать умение пользоваться юридической терминологией, грамотное изложение материала, способность делать соответствующие выводы и применять полученные знания на практике.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО»
ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Й курс, 7 семестр
Вариант № 1.
1. Понятие международного права.
2. Принцип суверенного равенства государств.
3. Признание государств.
4. Как Вы оцениваете понятие примата международного права над внутригосударственным в юридическом и политическом плане?
Вариант № 2.
1. Сущность международного права.
2. Принцип невмешательства во внутренние дела.
3. Нормы международного права: понятие и классификация.
4. Какую характеристику понятия международного признания можно дать как политической и юридической акции?
Вариант № 3.
1. Функции международного права.
2. Принцип равноправия и самоопределения народов.
3. Международная правосубъектность.
4. Как реализуются в международной практике положения теории континуитета?
Вариант № 4.
1. Возникновение международного права.
2. Принцип территориальной целостности.
3. Правопреемство государств.
4. Какую позицию Вы лично можете обосновать по проблеме международной правосубъектности индивидов?
Вариант № 5.
1. Понятие и виды субъектов международного права.
2. Принцип нерушимости государственных границ.
3. Наука международного права.
4. Какую характеристику понятия правопреемства государств можно дать, базируясь на положениях важнейших международно-правовых актов и межгосударственной практики?
Вариант № 6.
1. Источники международного права.
2. Принцип неприменения силы или угрозы ее применения.
3. Механизмы мирного разрешения международных споров.
4. Какие критерии следует применять при определении возможности наделения конкретной нации или народа международной правосубъектностью?
Вариант № 7.
1. Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии.
2. Принцип мирного разрешения споров.
3. Основания возникновения международно-правовой ответственности.
4. Как можно прокомментировать существование нескольких теорий признания?
Вариант № 8.
1. Соотношение международного права и национального законодательства.
2. Принцип всеобщего уважения прав человека.
3. Виды и формы международно-правовой ответственности.
4. Какими правомочиями наделен Международный Суд ООН по Уставу ООН и как эти правомочия детализируются в Статуте Международного Суда ООН?
Вариант № 9.
1. Система международного права.
2. Принцип сотрудничества.
3. Признание государств.
4. На базе положений каких внутригосударственных и международных нормативных актов следует подходить к решению проблемы соотношения международного и внутригосударственного права?
Вариант № 10.
1. Имплементация норм международного права.
2. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
3. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
4. Как менялся перечень основных принципов современного международного публичного права в важнейших международно-правовых документах многостороннего характера в течение второй половины ХХ века?
Й курс, 8 семестр
Вариант № 1.
1. Договорная правоспособность государств.
2. Консульские привилегии и иммунитеты.
3. Право убежища.
4. В чем состоят особенности правового положения специализированных учреждений ООН?
Вариант № 2.
1. Договорная правоспособность государствоподобных образований.
2. Штат дипломатического представительства.
3. Апатризм.
4. Каковы примерная структура и механизм принятия решений международных организаций?
Вариант № 3.
1. Договорная правоспособность международных организаций.
2. Развитие консульского права.
3. Бипатризм.
4. Какие из органов ООН управомочены запрашивать консультативные заключения Международного Суда ООН, с соблюдением каких процедурных правил и по каким вопросам?
Вариант № 4.
1. Договорная правоспособность наций и народов, борющихся за самоопределение.
2. Развитие институтов дипломатического права.
3. Международно-правовое регулирование института гражданства.
4. Каковы содержание и порядок установления пограничного режима?
Вариант № 5.
1. Толкование международных договоров.
2. Функции консульских учреждений.
3. Государственная территория.
4. Каким образом проблема убежища решается в национальном законодательстве Республики Беларусь?
Вариант № 6.
1. Действие международных договоров.
2. Юридическая природа международных организаций.
3. Государственная граница: понятие, виды.
4. Какие из гражданских прав применяются к индивидам, имеющим статус беженцев и вынужденных переселенцев?
Вариант № 7.
1. Ранги дипломатического персонала.
2. Совет Европы. Отношения с Республикой Беларусь.
3. Режим государственной границы.
4. Что понимается под формой и структурой международного договора?
Вариант № 8.
1. Специальные миссии как временные зарубежные органы внешних сношений.
2. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Деятельность главных органов и миссий.
3. Территория с государственным правовым режимом (государственная территория).
4. В чем состоят сходство и различия правового статуса лиц, имеющих какой-либо класс дипломатического представителя, и лиц, имеющих тот или иной дипломатический ранг?
Вариант № 9.
1. Торговые представительства.
2. Территории с международным правовым режимом.
3. Правовое положение вынужденных переселенцев.
4. Как соотносится институт прекращения действия международных договоров и договорных обязательств с институтом признания международного договора недействительным?
Вариант № 10.
1. Договоры между международными организациями.
2. Территории со смешанным правовым режимом.
3. Правовое положение беженцев.
4. Возможно ли и в каких случаях применение к должностным лицам иностранных дипломатических представительств принудительных и исполнительных мер?
Й курс, 9 семестр
Вариант № 1.
1. Источники международного гуманитарного права, действующие в период вооруженных конфликтов.
2. Экстрадиция как институт международного уголовного права.
3. Договор о коллективной безопасности в рамках СНГ.
4. Правовой режим международных каналов.
5. Космическая деятельность Республики Беларусь.
Вариант № 2.
1. Квалификация и классификация участников вооруженных конфликтов.
2. Международное сотрудничество в борьбе с пиратством и актами незаконного вмешательства в деятельность стационарных платформ на море.
3. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией.
4. Источники правового регулирования сотрудничества государств в использовании ядерной энергии.
5. Правовой статус космических объектов.
Вариант № 3.
1. Правовой статус жертв вооруженных конфликтов.
2. Международное сотрудничество в борьбе с захватом заложников и преступлениями против лиц, пользующихся международной защитой.
3. Международные организации в области ядерной энергии.
4. Универсальная система коллективной безопасности.
5. Охрана планетарной среды и космического пространства.
Вариант № 4.
1. Квалификация и классификация вооруженных конфликтов.
2. Сотрудничество Республики Беларусь с Международной организацией уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ).
3. Правовой статус космических экипажей.
4. Правовой режим международных проливов.
5. Международное сотрудничество в охране животного и растительного мира.
Вариант № 5.
1. Начало войны и его правовые последствия.
2. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3. Разоружение и ограничение вооружений.
4. Кодификация международного морского права.
5. Международные организации в области исследования и использования космического пространства и небесных тел.
Вариант № 6.
1. Международный комитет красного креста. Его роль в развитии международного гуманитарного права.
2. Международные преступления против мира и безопасности.
3. Региональные системы коллективной безопасности.
4. Ответственность в международном воздушном праве.
5. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
Вариант № 7.
1. Запрещенные средства и методы ведения войны.
2. Юрисдикция и компетенция Международного уголовного суда.
3. Элементы коллективной безопасности.
4. Ответственность в международном космическом праве.
5. Формы сотрудничества государств в охране окружающей среды.
Вариант № 8.
1. Защита культурных ценностей во время вооруженного конфликта.
2. Международные преступления против человечества.
3. НАТО как современная система региональной коллективной безопасности.
4. Правовой режим морского дна за пределами национальной юрисдикции.
5. Принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел.
Вариант № 9.
1. Международные стандарты в области прав и свобод человека.
2. Миротворческие операции под эгидой Организации Объединенных Наций.
3. Правовое регулирования полетов в международном воздушном пространстве.
4. Формы таможенного сотрудничества государств.
5. Правовой режим Арктики.
Вариант № 10.
1. Окончание войны и его правовые последствия.
2. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях.
3. Международное сотрудничество в области торговли.
4. Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.
5. Правовой режим Антарктики.
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ
1. Возникновение, становление
и периодизация международного права
Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытнообщинного строя, до становления государственности. Данные археологии показывают, что уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закрепляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая. Если же понятие «международное право» толковать как право межгосударственное, следовательно, оно возникает одновременно с процессом становления государственности и оказывает влияние на этот процесс.
Международное право – результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов.
Международное право является надстроечной категорией. Однако вряд ли можно считать его надстройкой лишь над экономическим базисом (экономической системой государств или даже международными экономическими отношениями). Это – надстройка особого рода, вырастающая над международными отношениями в их полном объеме – экономическими, политическими, военными и пр.
Соответственно не представляется бесспорной периодизация истории международного права, соответствующая смене общественно-экономических формаций. Предпочтительнее представляется периодизация, отражающая определенные этапы международных отношений.
В становлении МП можно выделить следующие периоды:
- первобытно общинный строй,
- рабовладельческий строй (эпоха Древнего мира) – III тысячелетие до н.э. – 5 в. н.э.,
- феодальный строй – V – XVI вв.
- буржуазный строй – XVI – XVIII вв.,
- эпоха классического международного права (XIX в.),
- современное международное право.
Первоначально это был этап первобытнообщинных, локальных «международных отношений». Ему соответствовал период зарождения обычаев.
В древнем мире международные отношения характеризовались региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право. Возникли следующие международно-правовые институты: институт коллективной безопасности, законы и правила ведения войны, классификация войны на справедливую и несправедливую, институт посольств, институт проксении.
В период феодального строя международное право характеризуется большим влиянием церкви и феодальной раздробленности. В этот период возникли следующие международно-правовые институты: способы приобретения территории, институты права международных договоров, постоянные посольства, институт консулов, береговое право, усовершенствование законов ведения войны. Наука международного права зародилась в период средневековья.
В период XVI – XVIII вв. в международном праве возникли следующие правовые институты: равноправие всех государств, ограничение права на войну, ответственность за нарушение международного договора, законы и правила морской войны, институт прав человека.
В XIХ в. были проведены 4 конференции (Вена 1815 г., Париж 1856 г., Берлин 1878 г.), заложившие основы современного международного права.
Представители естественно-правовой теории права (Дж. Локк, Б.Спиноза, Т.Гоббс), были ближе к концепции примата международного права. Представители этой теории сделали поворот к субъективному праву. Право заложено в самой сущности человека, во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и оно неизменно. Международное право является частью естественного права, где естественные права и свободы принадлежат человеку по праву его существования с момента рождения, а, вступая в общество, люди обретают гражданские права.
Что касается гроцианского направления, то оно сочетало оба подхода, т. е. как естественно-правового, так и позитивистского. Образование международного права представители данной теории (Ваттель, Бентам, Бейнкерсхук) объясняли как на основе закона природы, так и на основе соглашения народов через обычай и договор.
В XIX в. утверждается принцип суверенного равенства и происходит размежевание внутригосударственного права с международным правом. Именно в XIX в. был положен фундамент и основа проблемы соотношения двух правовых систем.
В России в XIX в., вопрос о соотношении международного права с национальным правом рассматривался лишь в связи с исследованиями международного права с другими научными институтами. Принцип дуалистической концепции был близок ректору Московского Университета Л.А. Камаровскому, который отмечал: «нормы, выставленные каким-либо одним государством, превращаются в международные лишь на основании согласия всех остальных народов (consensu gentium), выраженного либо молчаливо (обычаи), либо формально (договоры)».
Природа монистических принципов состоит в том, что и международное, и национальное право являются частями одной правовой системы. Но в то же время они делятся как на сторонников примата национального права, так и на сторонников примата международного права. На первых порах, а именно к середине XIX в., господствовала точка зрения примата национального права, которая фактически определяла международное право, как отрасль внутригосударственного права. Большое влияние на эту разновидность монистической концепции оказали взгляды Гегеля, которые были им, разработаны в учении о государстве и праве. Сторонниками данной концепции были Мальберг, Эйхельман, Симсон, Цорн и др.
Второй разновидностью монистической концепции была теория примата международного права над национальным правом. По мнению одного из представителей этой теории французского юриста Ж. Ссель, норма международного права может «автоматически упразднить норму национального права постольку, поскольку она с ней не совместима».
Международное право всегда формировалось и функционировало в тесной связи с внутренним правом, которое оказывало на него определяющее влияние. Взаимодействие международного права и национального законодательства – важное условие эффективности и МП и национального законодательства. Взаимодействие двух правовых систем предполагает определенный уровень их согласованности. Внутреннее право содержит нормы, обязывающие уважать им соблюдать МП. МП и национальное законодательство имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права:
1) они представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительными мерами.
2) МП и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих прав системах имеются основные принципы, они делятся на отрасли, подотрасли, институты, первичным элементом обеих систем являются правовые нормы.
3) МП и внутригосударственное право используют почти одни и те же юридические термины, имеются качественные отличия, признаки.
4. Международное публичное право
и международное частное право
Международное публичное право – самостоятельная система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные межвластные отношения между субъектами.
Международное частное право – совокупность принципов и норм, регулирующих международные невластные отношения гражданско-правового, административного, трудового, брачно-семейного, наследственного, финансового и иного характера.
Существует 3 точки зрения о существовании международного частного права:
- международное публичное и международное частное право – две самостоятельные правовые системы,
- международное публичное и международное частное право – две самостоятельные отрасли общего международного права,
- международное право – это международное публичное право, а международного частного права не существует, это часть национального законодательства.
Сравнение международного публичного и международного частного права можно провести по 4 критериям: субъекты, объекты, источники, методы правового регулирования. По всем этим критериям международное публичное право и международное частное право имеют как общее, так и отличия.
Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций; они регулируются либо национальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.
Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам международного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров.
5. Понятие и классификация норм международного права.
Источники международного права
Нормы МП – это юридически обязательные к исполнению правила поведения субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.
Нормы МП делятся на:
- договорные и обычные международно-правовые (неписанные правила);
- универсальные (для большинства субъектов МП) и партикулярные (для ограниченного круга субъектов);
- императивные (jus cogens признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее недопустимо) и диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять свое поведение);
- материальные (устанавливают права и обязанности по конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок реализации материальных норм);
- регулятивные (устанавливают конкретные права и обязанности) и охранительные (гарантируют реализацию регулятивных норм);
- обязывающие, разрешающие, управомочивающие.
Источник МП – внешняя форма закрепления норм МП, придающая этим нормам качество юридической обязательности.
Источники МП делятся на 2 группы:
1) основные источники: международные договоры и международные обычаи;
2) вспомогательные: общие принципы права, которые признаны цивилизованными народами; решения международных судебных органов; доктрина (научная разработка); одностороннее действие государства (пример: государство принимает закон об иностранцах и определяет статус иностранца); заявления глав государств, глав правительств; совместные заявления государств.
Международный обычай – подтверждение всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Международный договор – письменное соглашение между субъектами МП, регулируемое нормами международного права, не зависимо от того, в форме одного, двух или более связанных между собой документов оно составлено, а также независимо от его конкретного наименования.
Общее и отличия международного договора и международного обычая. Сходные:
– это – результаты взаимодействия субъектов МП;
– одинаковые правовые последствия;
– правила поведения в договоре и обычае обязательно для субъектов МП;
– если возникают нарушения, вытекающие из договора или обычая, они имеют правовые последствия; механизм реализации одинаков и создается самими государствами.
Различия:
– По способу образования: договорная норма создается в конкретное время (пример: с момента подписания), а обычная норма может возникнуть в результате активных или пассивных действий;
– договорная норма формирует практику, а обычная норма создает практику;
– договорная норма создается в конкретное время, а обычная норма в течение длительного периода времени и нигде не определяется;
– договор выступает в письменной форме, а обычай – в устной;
– если договорную норму можно кодифицировать, то обычную норму – нет.
Резолюции международных организаций подразделяются с точки зрения процесса нормотворчества на юридически обязательные и рекомендательные. Ряд специальных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации.
6. Принципы международного права.
Понятие и документарное закрепление
Принципы МП – основополагающие, императивные, универсальные нормы МП, обеспечивающие главные интересы человечества, государств и других субъектов МП.
Особенности:
Ø обязательны для всех без исключения субъектов МП;
Ø пользуются приматом относительно всех остальных норм системы МП (отклонение от нормы, содержащей принцип МП, недопустимо и она может быть отменена только последующей нормой общего МП, носящей такой же характер), следствием чего является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой МП;
Ø принципы имеют обратную силу во времени: могут воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа;
Ø только деяния, нарушающие принципы МП рассматриваются как международные преступления (применение к нарушителям мер воздействия от имени сообщества государств, разрыв экономических, дипломатических отношений);
Ø принципы могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений.
Принцип суверенного равенства государств.Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и др. системы. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.
Принцип невмешательства во внутренние дела.МП не регламентирует внутреннюю компетенцию государства. Критерием концепции невмешательства являются международные обязательства. Внутренними делами не считаются такие действия, которые представляют угрозу миру и безопасности, попирают общепризнанные международно-правовые нормы. Не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности. Вмешательство – любые меры государств или межгосударственных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту МП решать дела, входящие в его компетенцию.
Принцип равноправия и самоопределения народов.Самоопределение – это право народа самостоятельно выбирать такой путь развития, который соответствует их традициям и представлениям. Нельзя поощрять действия, ведущие к нарушению территориальной целостности или политического единства государства.
Способы осуществления права на самоопределение:
– создание суверенного и независимого государства,
– свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним,
– установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом.
Принцип неприменения силы или угрозы силой. Становление принципа в документах: Гаагская Конвенция 1899 г. о мирном решении международных столкновений, Гаагская Конвенция 1907 г. об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам, Статут Лиги Наций 1919 г., Пакт Бриана-Келлога 1928 г., Устав ООН 1945 г., Резолюция ГА ООН 1974 г. Определение агрессии, Декларация 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.
Устав ООН: «Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН».
Устав ООН запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях:
– по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии;
– в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания мира и безопасности.
Принцип мирного урегулирования споров.Ст.2 Гаагской Конвенции 1907 г. «Договаривающиеся Державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволяет обстоятельство, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Ст.2 Устава ООН: «Все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Ст. 33 Устава ООН: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».
Принцип нерушимости границ.Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории на суше, на воде, в недрах и в воздушном пространстве. Посягательство на государственную границу – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Заключительный Акт СБСЕ 1975 г.: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».
Элементы данного принципа:
- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом,
- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент и в будущем,
- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применения.
Принцип территориальной целостности.Декларация о принципах международного права 1970 г.: «Содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному ил