Вопрос 66. Систематизация законодательства.
Систематизация – это юридическая деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Систематизация – это приведение НПА в единую систему, упорядочение, которое позволяет:
o быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену;
o выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале;
o совершенствовать действующую систему законодательства.
Систематизация – это, с одной стороны, специфическая правотворческая деятельность, а с другой – важная часть эффективного практического использования законодательства.
В соответствии с требованиями юридической техники систематизаторская работа должна проводиться в определенной последовательности и по определенным стадиям. Современная юридическая практика использует четыре способа систематизации НПА:
1) Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии НПА, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т.д. Основная задача данного вида систематизации – возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Данный вид систематизации проводится практически всеми государственными органами, юридическими лицами, а также различными юридическими учреждениями и организациями. Совокупность НПА, взятых на учет, составляет информационный фонд. Учет ведется как автоматизированным путем (автоматизированные информационно-поисковые системы), так и с помощью ручного поиска.
2) Инкорпорация – это внешняя форма систематизации, которая выражается в подготовке и издании сборников, собраний ранее изданных НПА без изменения их содержания с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но могут подвергаться внешней обработке, которая заключается в том, что: из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения; исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний.
Выделяют два вида инкорпорации по субъектам: официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях: если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник; если правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом. На официальные источники можно ссылаться при правоприменении. К числу официальных инкорпорации относится Свод законов – инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти и государственного управления страны.
Официозная инкорпорация выполняется по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (Минюстом), но не имеет официального статуса.
Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Эти издания не являются официальными изданиями и, следовательно, официальными источниками, на них нельзя ссылаться при правоприменении.
По характеру расположения материала инкорпорация может быть хронологической, систематической (предметной). По объему охватываемого материала: генеральная (полная), охватывающая все законодательство государства, и частичная, затрагивающая определенные сферы государственной деятельности.
3) Консолидация – это сведение множества НПА, посвященных общему кругу вопросов, в один укрупненный акт (возможно даже более высокой юридической силы) с целью обеспечения единства правового регулирования (унификации). Консолидация представляет собой своеобразныйправотворческий прием, проводимый правотворческими органами в отношении принятых ими актов, при котором содержание правового регулирования не меняется, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование (устраняются противоречия, повторы, тождественные нормы и т.д.). При этом объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
4) Кодификация есть особая содержательная форма систематизации НПА. Кодификация – это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного НПА путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. Кодификация по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права. Ее всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий. Результатом кодификации являетсякодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Как правило, кодифицированный акт имеет большую юридическую силу, чем иные законы, и отменяет действие ряда старых НПА.
В юридической науке различают всеобщую (Свод законов), отраслевую (охватывает определенную отрасль права или подотрасль – Кодекс) и специальную кодификацию (группирует нормы права определенного правового института или нескольких ин статутов – Таможенный кодекс).
Виды кодификационных актов: кодексы (крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений), основы законодательства (крупные нормативные правовые образования, содержащие принципы правового регулирования общественных отношений), уставы (чаще всего это комплексный акт, регулирующий все сферы деятельности субъекта), положения (своего рода сводные акты, регулирующие статус определенного государственного органа или организации, учреждения), правила (регламентируют порядок организации и структуру отдельной организации или вида деятельности).