Методические рекомендации по подготовке студентов к

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, С ПРАВОВЕДЕНИЕМ,

КУРСОМ ИСТОРИИ И ОСНОВ ЭКОНОМИКИ

ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

Уфа 2007

УДК 947 (07)

ББК 63.8 (2.Рос)

М 54

Практикум для студентов по курсу «История Отечества» /Составители: Л.А. Панова, И.В. Сухарева - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава», 2007. – 96 с.

Практикум для студентов по курсу «История Отечества» содержит общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по курсу «История Отечества», методические советы студентам; вопросы для самостоятельной работы по темам курса; темы докладов и рефератов, список учебной литературы (обязательной и дополнительной). В него включены тестовые задания, которые могут быть использованы в качестве дидактического материала для закрепления и контроля знаний студентов.

Работа ориентирована на преподавателей и студентов, изучающих историю Отечества.

© ГОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет Росздрава», 2007.

 
  Методические рекомендации по подготовке студентов к - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

Уважение к минувшему и знание истории своей Родины всегда выгодно отличали образованного человека. В этой связи важной составляющей гуманитарной подготовки в вузе является историческое образование. Изучение истории требует определенного обобщения полученных ранее знаний, осмысления и анализа известных фактов, выработки научных представлений о ходе и закономерностях исторического процесса.

Изучение курса «История Отечества» включает лекционные и семинарские занятия, текущий контроль и самоподготовку студентов. Материалы данного Практикума позволяют систематизировать взаимосвязанные этапы аудиторной и самостоятельной работы.

Практикум для студентов по курсу «История Отечества» составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования М., 2000, типовой учебной программой для студентов высших медицинских учебных заведений М., ГОУ ВУНМЦ, 2001. В нем учтены новейшие данные, накопленные исторической наукой, и современные требования, предъявляемые к студентам.

Практикум содержит общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по курсу «История Отечества», методические советы студентам; вопросы для самостоятельной работы по темам курса; темы докладов и рефератов, список учебной литературы. Он имеет программированный, контрольно-обучающий характер. В него включены тестовые задания по всем важнейшим проблемам истории России с IX по XX вв., которые могут быть использованы в качестве дидактического материала для закрепления и контроля знаний студентов.

Целью изучения дисциплины являются: формирование научного представления об историческом развитии России на различных этапах мировой и отечественной истории и подготовка студентов к успешному восприятию других социально-политических и гуманитарных дисциплин.

Задачи изучения истории Отечества – показать место и роль России в истории мировой цивилизации, привить чувство гордости и патриотизма за свою Родину, развить аналитическое мышление и творческий подход к изучаемым проблемам.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь - ориентироваться в историческом пространстве, определять характер влияния политических и социально-экономических процессов на состояние и развитие системы здравоохранения, утверждение здорового образа жизни и здоровья людей.

Планы семинарских занятий

Семинарские занятия являются одной из основных форм обучения. Они нацелены на формирование навыков исследовательской работы и развитие аналитического мышления у студентов. Участие в семинаре позволит им приобрести опыт публичных выступлений, научиться полемизировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

На семинары выносятся узловые вопросы, составляющие смысловую основу курса «История Отечества» и раскрывающие ключевые понятия исторического процесса. Вопросы семинаров по всему курсу логически связаны между собой. Поэтому одно из главных условий успешного освоения курса – подготовка, достаточная для усвоения проблем, вынесенных на семинар, и формирование собственной точки зрения на проблемы.

Для осознанной работы при подготовке к семинарским занятиям и работы непосредственно на каждом семинаре студенту необходимо уяснить общие цели всего семинарского курса и частные задачи каждого семинара в отдельности.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ заключаются в следующем:

1. Формирование интеллектуальных умений:

- с достаточной глубиной усвоить узловые (опорные) проблемы курса, на основе которых сформировать понимание логики исторического процесса, выработать умение, научно объяснить действие объективных и субъективных факторов тех или иных исторических событий и процессов;

- усвоить смысл принципа историзма в анализе общественно-политических и социально-экономических явлений, событий и процессов;

- выработать умение находить исторические предпосылки конкретных событий и явлений в современной общественно-политической и социально-экономической и духовной жизни общества;

2. Формирование практических навыков и умений:

- научиться грамотно вести поиск исторической и общественно-политической информации: уметь пользоваться каталогами, различного вида справочниками, периодикой, электронными СМИ;

- выработать умение работы с книгой;

- научиться рационально вести рабочие записи при подготовке к семинару;

- сформировать умение публичных выступлений перед аудиторией;

- научиться выполнять письменные работы (рефераты, доклады, статьи) по общественно-политическим проблемам с соблюдением общепринятых требований.

Эти цели достигаются путем самостоятельной систематической работы, а также работы на семинаре под руководством преподавателя. Они составляют неотъемлемую и важную часть высшего образования.

Частные задачи определяются планом семинарского занятия по конкретной теме.

Они заключаются в выполнении конкретного учебного задания, обеспечивающего усвоение в установленном объёме изучаемой на семинаре темы.

Методические рекомендации по подготовке студентов к

Семинарским занятиям

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара. Обратить внимание и попытаться осмыслить взаимосвязь указанных в плане каждого семинара основных аспектов, опираясь на уже известные студенту сведения. Ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы по теме и вопросами, предлагаемыми для дискуссии на семинаре.

2. Просмотреть конспект учебной лекции по теме семинарского занятия и отметить материал, который может быть использован при подготовке к семинару.

3. Важнейший этап в подготовке к занятию – изучение литературных источников по теме. При подготовке к семинару основной упор делается на изучение монографических исследований по теме. Именно научная историческая литература позволяет развить историческое мышление, выработать собственную точку зрения на изучаемые проблемы и избавиться от определенных стереотипов в мышлении. Учебная литература предлагается для получения общих представлений о теме и систематизации знаний по курсу.

Приступая к ознакомлению с литературой, следует помнить:

- учебная и научная литература – это основной источник исторических знаний. Без самостоятельной работы над литературой и источниками высшее образование невозможно;

- список литературы, рекомендованной к семинару, не может быть исчерпывающим, в виду огромного количества изданных и вновь выходящих книг и статей по каждой теме. Поэтому студент вправе использовать вместо рекомендованных другие издания, если они содержат материал, в достаточной мере раскрывающий суть вопросов, поставленных на семинаре;

3.2. Для извлечения из литературных источников максимума информации при минимальных затратах времени целесообразно:

- при работе с незнакомыми изданиями сначала определить степень пригодности источника, для чего требуется внимательно просмотреть оглавление книги и определить разделы, в которых может содержаться нужный материал;

- необходимо определить год издания. По истории СССР и России книги, изданные государственными и партийными органами до 1991 года, как правило, содержат искажённую информацию, которая может быть полезна как дополнительная, но может ввести в заблуждение, если её использовать как основной источник;

- прежде чем основательно изучать текст, полезно бегло его просмотреть для того, чтобы убедиться в целесообразности изучения. При этом следует отметить те разделы и фрагменты, которые содержат необходимую для понимания семинарских вопросов информацию. Рекомендованные учебники и учебные пособия предварительной и ознакомительной работы, как правило, не требуют.

3.3. После того, как учебный материал отобран, его следует внимательно изучить и осмыслить, для чего целесообразно:

- читая текст, стремиться найти в нём теоретические выводы и их аргументацию, раскрывающие основные аспекты вопросов семинара;

- обнаружить различия в подходах разных авторов к изучаемым вопросам;

- сформировать своё понимание изучаемых исторических явлений на основе полученной информации.

При изучении текста литературных источников следует научиться отмечать необходимые проблемы с тем, чтобы их легко было найти при более глубоком осмыслении рабочих записей. Для этого можно использовать закладки на нужных страницах, лёгкие отметки простым карандашом при условии, что их легко можно потом удалить, если книга не собственная, и другие способы. Все неясности следует снять при помощи справочной литературы.

После того, как у студента сложилась собственная концепция, следует приступить к составлению рабочей записи. Грамотное ведение рабочих записей при изучении сложных вопросов – это одно из наиболее важных умений интеллектуального труда.

Наши рекомендации