Тема 1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь (2 часа)

Кафедра истории и

Культурологии

Б1.Б.1 ИСТОРИЯ

ПРАКТИКУМ

Дисциплины

Направление подготовки

081100 Государственное и муниципальное управление

Профиль подготовки

Муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Уфа 2012

УДК 93

ББК 63.3

0-82

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 1от 27 августа 2012 г.)

Составитель: к.и.н., доцент Семенова Л.М.

Рецензент: к. ю. н., профессор Ханнанова Т.Р.

Отв. за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии,

к.и.н., доцент Семенова Л.М.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..... …..2

Раздел 1 Методические указания по проведению практических занятий… ...... ..4

1.1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь………………………………….....4

1.2 Московское централизованное государство XV–XVII вв………… …….........8

1.3 Россия в XVIII вв.…………………..………………………………………........11

1.4 Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX веке…..14

1.5 Россия в начале XX века…………………………………………………….....17

1.6 Начало советского периода в истории России………………………………21

1.7 СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны…………………..26

1.8 СССР в послевоенные годы (1945 – сер.1980-х гг.)……………………….. 33

1.9 CCCР в годы перестройки (1985 – 1991). Распад СССР……………………38

1.10 Становление и развитие новой российской государственности………....42

Раздел 2. Методические рекомендации по подготовке реферата…...………..…43

Раздел 3 Фонд контрольных вопросов………………………………………..…..45

Вопросы для самостоятельной работы студента…………………………………48

Библиографический список………………………………………………………..52

Введение

Достоверные знания о прошлом и современном состоянии своей страны необходимы каждому истинному гражданину и патриоту Отечества. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться (В.О. Ключевский). Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает историю (П.Я. Чаадаев). История дает не только необходимые знания, но и формирует лучшие гражданские и нравственные качества будущего специалиста. Поэтому курс истории в системе высшего профессионального образования занимает центральное место среди гуманитарных и социальных наук.

Практические занятия под руководством преподавателя рассчитаны на активную творческую работу студентов. На практические занятия по отечественной истории выносятся наиболее важные и проблемные вопросы курса. При этом учитывается, что студенты в системе среднего образования уже получили определенную подготовку по данному предмету.

Практикум включает в себя методические указания по проведению аудиторных практических занятий и самостоятельной работы студентов: тематика докладов и сообщений, тестовые задания и задания по работе со словарем, фонд контрольных вопросов. К каждой теме практического занятия рекомендуется список литературы, которую можно подобрать в читальном зале (ауд.269/1) и на абонементе в библиотеке университета.

После осмысления темы необходимо ознакомиться с несколькими источниками и литературой и на их основе составить конспект. Конспект должен составляться к каждому занятию. Не допускается использование распечаток из Интернета. Во всяком случае, материал должен быть проработан и выполнен в виде собственных записей. Конспект может быть подробным письменным ответом, иметь форму тезисов или развернутого плана. Выступающему необходимо быть готовым к дополнительным вопросам преподавателя и группы. Одобряется практика высказывания дополнений и уточнений по заслушанным выступлениям. Студенту необходимо подготовить один реферат по предлагаемой тематике (возможна формулировка собственной темы по договоренности с преподавателем). Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Раздел 1 Методические указания по проведению практических занятий

Тема 1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь (2 часа)

1) Образование древнерусского государства: предпосылки, формирование территорий, социально-политический строй и экономика.

2) Удельный период в истории России (феодальная раздробленность) в XII–XV вв.: причины и последствия.

3) Монголо-татары и Русь.

Рекомендуемая литература

1 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: АГРАФ, 2000.- 125 с.

2 Греков И. Б. Мир истории : Русские земли в 13-15 веках / И. Б. Греков, Ф. Ф. Шахмагонов. - 2-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 336 с. : ил. - (Эврика). - Библиогр.:с.333-334

3 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 2007. - 868 с.

4 Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков(9-12 вв.) : Курс лекций / И. Н. Данилевский. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 400 с.

5 Карамзин Н.М. История государства Российского: В трех книгах. Книга 1. – СПБ.: Кристалл, 2000. - 704 с.

6 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 1. – М.: Мысль, 1995. - 592 с.

7 Шишов А. В. Александр Невский / А. В. Шишов. - Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 351 с.

8 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 2007. – 742 с.

9 Поляков А.Н.Древнерусская цивилизация: вопросы социальной мобильности/ Вопросы истории.2009. №9. с. 65-80.

Содержание первого вопроса

1) Проанализируйте предпосылки образования древнерусского государства: природные, экономические, социально-политические и внешние.

2) Раскройте сущность норманнской и антинорманнской теорий создания древнерусского государства. Дайте им оценку с точки зрения современной исторической науки.

3) Охарактеризуйте политический строй, социальную структуру и экономику Киевской Руси. В чем состояло господство княжеской власти над населением в X в.?

4) Расскажите о значении принятия христианства, о его влиянии на развитие культуры, просвещения и нравственности общества.

5) Выделите основные направления внешней политики Киевской Руси в X-XI вв.

Содержание второго вопроса

1) Что такое удельный период? Каковы его хронологические рамки?

2) Проанализируйте причины раздробленности на Руси и особенности развития феодальных отношений.

3) Выделите основные модели государственности (Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика, Галицко-Волынское княжество).

4) Каковы были экономические и политические последствия феодальной раздробленности?

Содержание третьего вопроса

1) Назовите причины монголо-татарского нашествия на Русь.

2) В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? Каковы его хронологические рамки ?

3) Охарактеризуйте отношения между Русью и Золотой Ордой.

4) Покажите последствия монголо-татарского нашествия на Русь и долговременные сдвиги в русском обществе.

Наши рекомендации