Тема 1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь (2 часа)
Кафедра истории и
Культурологии
Б1.Б.1 ИСТОРИЯ
ПРАКТИКУМ
Дисциплины
Направление подготовки
081100 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки
Муниципальное управление
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Уфа 2012
УДК 93
ББК 63.3
0-82
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 1от 27 августа 2012 г.)
Составитель: к.и.н., доцент Семенова Л.М.
Рецензент: к. ю. н., профессор Ханнанова Т.Р.
Отв. за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии,
к.и.н., доцент Семенова Л.М.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..... …..2
Раздел 1 Методические указания по проведению практических занятий… ...... ..4
1.1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь………………………………….....4
1.2 Московское централизованное государство XV–XVII вв………… …….........8
1.3 Россия в XVIII вв.…………………..………………………………………........11
1.4 Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX веке…..14
1.5 Россия в начале XX века…………………………………………………….....17
1.6 Начало советского периода в истории России………………………………21
1.7 СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны…………………..26
1.8 СССР в послевоенные годы (1945 – сер.1980-х гг.)……………………….. 33
1.9 CCCР в годы перестройки (1985 – 1991). Распад СССР……………………38
1.10 Становление и развитие новой российской государственности………....42
Раздел 2. Методические рекомендации по подготовке реферата…...………..…43
Раздел 3 Фонд контрольных вопросов………………………………………..…..45
Вопросы для самостоятельной работы студента…………………………………48
Библиографический список………………………………………………………..52
Введение
Достоверные знания о прошлом и современном состоянии своей страны необходимы каждому истинному гражданину и патриоту Отечества. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться (В.О. Ключевский). Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает историю (П.Я. Чаадаев). История дает не только необходимые знания, но и формирует лучшие гражданские и нравственные качества будущего специалиста. Поэтому курс истории в системе высшего профессионального образования занимает центральное место среди гуманитарных и социальных наук.
Практические занятия под руководством преподавателя рассчитаны на активную творческую работу студентов. На практические занятия по отечественной истории выносятся наиболее важные и проблемные вопросы курса. При этом учитывается, что студенты в системе среднего образования уже получили определенную подготовку по данному предмету.
Практикум включает в себя методические указания по проведению аудиторных практических занятий и самостоятельной работы студентов: тематика докладов и сообщений, тестовые задания и задания по работе со словарем, фонд контрольных вопросов. К каждой теме практического занятия рекомендуется список литературы, которую можно подобрать в читальном зале (ауд.269/1) и на абонементе в библиотеке университета.
После осмысления темы необходимо ознакомиться с несколькими источниками и литературой и на их основе составить конспект. Конспект должен составляться к каждому занятию. Не допускается использование распечаток из Интернета. Во всяком случае, материал должен быть проработан и выполнен в виде собственных записей. Конспект может быть подробным письменным ответом, иметь форму тезисов или развернутого плана. Выступающему необходимо быть готовым к дополнительным вопросам преподавателя и группы. Одобряется практика высказывания дополнений и уточнений по заслушанным выступлениям. Студенту необходимо подготовить один реферат по предлагаемой тематике (возможна формулировка собственной темы по договоренности с преподавателем). Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Раздел 1 Методические указания по проведению практических занятий
Тема 1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь (2 часа)
1) Образование древнерусского государства: предпосылки, формирование территорий, социально-политический строй и экономика.
2) Удельный период в истории России (феодальная раздробленность) в XII–XV вв.: причины и последствия.
3) Монголо-татары и Русь.
Рекомендуемая литература
1 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: АГРАФ, 2000.- 125 с.
2 Греков И. Б. Мир истории : Русские земли в 13-15 веках / И. Б. Греков, Ф. Ф. Шахмагонов. - 2-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 336 с. : ил. - (Эврика). - Библиогр.:с.333-334
3 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 2007. - 868 с.
4 Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков(9-12 вв.) : Курс лекций / И. Н. Данилевский. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 400 с.
5 Карамзин Н.М. История государства Российского: В трех книгах. Книга 1. – СПБ.: Кристалл, 2000. - 704 с.
6 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 1. – М.: Мысль, 1995. - 592 с.
7 Шишов А. В. Александр Невский / А. В. Шишов. - Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 351 с.
8 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М.: Высшая школа, 2007. – 742 с.
9 Поляков А.Н.Древнерусская цивилизация: вопросы социальной мобильности/ Вопросы истории.2009. №9. с. 65-80.
Содержание первого вопроса
1) Проанализируйте предпосылки образования древнерусского государства: природные, экономические, социально-политические и внешние.
2) Раскройте сущность норманнской и антинорманнской теорий создания древнерусского государства. Дайте им оценку с точки зрения современной исторической науки.
3) Охарактеризуйте политический строй, социальную структуру и экономику Киевской Руси. В чем состояло господство княжеской власти над населением в X в.?
4) Расскажите о значении принятия христианства, о его влиянии на развитие культуры, просвещения и нравственности общества.
5) Выделите основные направления внешней политики Киевской Руси в X-XI вв.
Содержание второго вопроса
1) Что такое удельный период? Каковы его хронологические рамки?
2) Проанализируйте причины раздробленности на Руси и особенности развития феодальных отношений.
3) Выделите основные модели государственности (Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика, Галицко-Волынское княжество).
4) Каковы были экономические и политические последствия феодальной раздробленности?
Содержание третьего вопроса
1) Назовите причины монголо-татарского нашествия на Русь.
2) В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? Каковы его хронологические рамки ?
3) Охарактеризуйте отношения между Русью и Золотой Ордой.
4) Покажите последствия монголо-татарского нашествия на Русь и долговременные сдвиги в русском обществе.