История России XX – начало XXI века и Всеобщая история
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории в 10-11 классах разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- приказ МО РФ от 31.03.14 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
- приказ ОУ от 26.06.14 № 184 «Об утверждении основной общеобразовательной программы ОУ» (в т.ч. учебного плана, календарного учебного графика)
- приказ ОУ от 08.11.11 № 274 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей)»
-Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования
-Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории .
Историческое образование в полной средней школе способствует углублению и систематизации знаний о прошлом человечества, полученных в 5—9 классах.
Особенность курса истории, изучаемого в полной средней школе на базовом уровне, состоит в том, что его изучение является обязательным независимо от профильных задач образования и целей довузовской подготовки учащихся.
Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию логики развития общественных процессов, специфики возникновения и эволюции различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем, роли России в мировой цивилизации.
Тем самым базовый уровень изучения истории можно рассматривать как важнейший компонент общегуманитарного образования в полной средней школе, направленный на решение приоритетных воспитательных задач. Историческое образование приобретает особую роль в процессе социализации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося общества. Обеспечивается возможность определения учащимися собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, осознанного выбора собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования в полной средней школе связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе — развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценки исторических фактов и явлений. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, реконструкции образов исторической реальности.
Таким образом, изучение истории в полной средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнона-циональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, существующих в современном мире;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом развитии;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования в полной средней школе реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.
В 11 классе предусмотрено изучение истории с последней трети XIX до начала XXI в. Подобный выбор хронологических рамок курса определяется принципом актуализации учебного материала, необходимостью более подробного изучения процессов исторического становления современного общества.
Формирование системы межпредметных связей при изучении истории в полной средней школе на базовом уровне имеет существенную специфику. Предполагается изучение истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения важно использовать резерв свободного учебного времени для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может акцентироваться содержательная линия истории экономики.
Изучение истории в полной средней школе направлено на совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления оценки и классификации объектов изучения.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся. В ее рамках развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критической оценки достоверности полученной информации, передачи ее содержания адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания образования в полной средней школе существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективной оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учебных заведениях:
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2012.
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2010.
Содержательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов за учебный год (2 часа в неделю).
Учебно-тематическое планирование курса истории
Интегрированный курс
История России XX – начало XXI века и Всеобщая история
(базовый уровень)
Класс 11а,
Количество часов:
Всеобщая история 24 часа;
История России 44 часа;
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе
программ:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории. Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа,
2009. – 79с.
- Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. История России. XX – начало XXI века. Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2009.
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века. 11 класс». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2009.
учебников:
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2010-2013.
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2009-2012.
Тематическое планирование курса истории