История России XX – начало XXI века и Всеобщая история

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории в 10-11 классах разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

- приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

- приказ МО РФ от 31.03.14 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»

- приказ ОУ от 26.06.14 № 184 «Об утверждении основной общеобразовательной программы ОУ» (в т.ч. учебного плана, календарного учебного графика)

- приказ ОУ от 08.11.11 № 274 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей)»

-Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

-Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории .

Историческое образование в полной средней школе способ­ствует углублению и систематизации знаний о прошлом челове­чества, полученных в 5—9 классах.

Особенность курса истории, изучаемого в полной средней школе на базовом уровне, состоит в том, что его изучение являет­ся обязательным независимо от профильных задач образования и целей довузовской подготовки учащихся.

Ключевую роль играет развитие способности учащихся к по­ниманию логики развития общественных процессов, специфики возникновения и эволюции различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем, роли России в ми­ровой цивилизации.

Тем самым базовый уровень изучения истории можно рассма­тривать как важнейший компонент общегуманитарного образо­вания в полной средней школе, направленный на решение приоритетных воспитательных задач. Историческое образование приобретает особую роль в процессе социализации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося общества. Обеспечивается возможность определения учащимися собственной позиции по отношению к различным явлениям об­щественной жизни, к наиболее значительным событиям и лично­стям истории России и всеобщей истории, осознанного выбора собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования в полной средней школе связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе — развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информа­ции, работы с ее различными типами, объяснения и оценки исто­рических фактов и явлений. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способно­стью воспроизводить изученный материал, а с овладением навы­ками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, ре­конструкции образов исторической реальности.

Таким образом, изучение истории в полной средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, развитие мировоззренче­ских убеждений учащихся на основе осмысления ими историче­ски сложившихся культурных, религиозных, этнона-циональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологиче­ских доктрин, существующих в современном мире;

• развитие способности понимать историческую обусловлен­ность явлений и процессов современного мира, определять соб­ственную позицию по отношению к окружающей реальности, со­относить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории челове­чества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом развитии;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их историче­ской обусловленности, сопоставлять различные версии и оцен­ки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современ­ности.

Основные содержательные линии программы ба­зового уровня исторического образования в полной средней шко­ле реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Все­общей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

В 11 классе предусмотрено изучение истории с последней трети XIX до начала XXI в. Подобный выбор хронологических рамок курса определяется принципом актуализации учебного материала, необходимостью более подробного изучения процессов исторического становления современного общества.

Формирование системы межпредметных связей при изучении истории в полной средней школе на базовом уровне имеет суще­ственную специфику. Предполагается изучение истории учащи­мися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения важно использовать резерв свободного учебного времени для привлечения дополни­тельного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-эко­номического профиля в базовом курсе истории может акцентиро­ваться содержательная линия истории экономики.

Изучение истории в полной средней школе направлено на со­вершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовы­вать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причин­но-следственного и структурно-функционального анализа, опре­делять сущностные характеристики изучаемого объекта, само­стоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления оценки и классификации объектов изучения.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся. В ее рамках развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различ­ного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основ­ной информации от второстепенной, критической оценки досто­верности полученной информации, передачи ее содержания адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), пе­ревода информации из одной знаковой системы в другую (из тек­ста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора зна­ковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суж­дения, давать определения, приводить доказательства (в том чи­сле от противного), объяснять изученные положения на само­стоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, мо­нолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и пра­вилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания образования в пол­ной средней школе существенно возрастают требования к ре­флексивной деятельности учащихся, в том числе к объективной оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей лично­сти, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учебных заведениях:

- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2012.

- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2010.

Содер­жательный минимум расширен за счет курса истории краеведения и увеличения количества часов на изучение вопросов культуры. Это позволяет лучше осуществлять воспитательные и образовательные задачи школы: формирование патриотичности, гражданственности, цело­стности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов за учебный год (2 часа в неделю).

Учебно-тематическое планирование курса истории

Интегрированный курс

История России XX – начало XXI века и Всеобщая история

(базовый уровень)

Класс 11а,

Количество часов:

Всеобщая история 24 часа;

История России 44 часа;

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе

программ:

- Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории. Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа,

2009. – 79с.

- Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. История России. XX – начало XXI века. Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2009.

- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века. 11 класс». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2009.

учебников:

- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2010-2013.

- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века. М.: Русское слово, 2009-2012.

Тематическое планирование курса истории

Наши рекомендации