Политические конфликты как закономерное социальное явление. Типы и этапы разрешения.
Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение властных полномочий.
В изучении конфликтов можно выделить 2 основных направления:
1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, основное внимание уделяют стабильности и устойчивости политической системы, каждое общество – устойчивая система, основанная на ценностном консенсусе членов общества.
2. Концепции К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, рассматривали общество с точки зрения его конфликтной модели.
Немецкий политолог Ральф Дарендорф сделал выводы: социальные конфликты, то есть систематически врастающие из социальной структуры противоречия принципиально нельзя «разрешить» в смысле окончательного устранения.
К. Маркс считал необходимостью пролетарской революции в буржуазном обществе, как способ разрешения основного конфликта – между трудом и капиталом.
Признаки политического конфликта:
· наличие не менее двух противоборствующих субъектов;
· несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;
· агрессивное непредсказуемое поведение конкурирующих субъектов.
Специалисты-конфликтологи выделяют основные элементы конфликта:
o источник – предмет конфликта по поводу которого возникают разногласия;
o повод – событие послужившее началом активных действий сторон;
o стороны – участники конфликта;
o средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом;
o цели сторон.
Политические конфликты могут быть межличностными, групповыми, региональными, международными, долговременными и кратковременными.
Причины политических конфликтов:
· несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;
· противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;
· несовместимость политических целей, интересов и ценностей;
· ошибки и некомпетентность правящей элиты.
Фазы протекания конфликта:
1. скрытое состояние, при котором противоречия между сторонами не выражаются в их активных действиях, в формах открытого противостояния;
2. открытое противостояние, проявляющееся в акциях, действиях сторон, угрозах конкурентов;
3. кризис – высшая точка развития конфликта, которая может иметь тяжелые и непредсказуемые последствия для участников сторон.
Типы политических конфликтов:
· конфликт интересов. Уменьшение или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики, ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников;
· конфликт ценности. Расхождение между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройство государства, преодоление кризисных процессов в стране;
· конфликт идентификации. Неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношения с государственной властью.
Чтобы урегулировать политический конфликт им необходимо грамотно управлять, что предполагает:
· выяснение причин конфликта, мотивов и характеров поведения его участников;
· изучение влияния конфликта на политическую ситуацию в обществе, прогнозирование его масштабных последствий;
· поиск альтернативных вариантов урегулирования конфликта;
· установление и согласование норм и процедур разрешения конфликта;
· организация переговорного процесса при посредничестве полномочных социальных институтов;
· предложение политическим соперникам взаимно приемлемых решений, правил игры, модели поведения.
Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.
Технологии урегулирования конфликтов:
· скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов;
· общественный государственный контроль конфликтов;
· обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс;
· изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами;
· налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.
Добиваться примирения необходимо через компромисс, соглашение, подчинение, уступки, разрыв с прошлым. Возможны принудительные и мирные средства примирения сторон.
17.2. Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.
Политический кризис (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны.
Типы политических кризисов:
· правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров. Франция с 1946 по 1958 гг., когда была принята Конституция V Республики произошло 12 правительственных кризисов;
· парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан, борьба фракций в парламента парализует его работу. Проявился в Республике Беларусь в 1994-1996гг., когда парламент пытался сохранить монополию власти, хотя реально в стане был избран Президент;
· конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства, Конституция утрачивает легитимность и требуется ее пересмотр. Референдум 24 ноября 1996г. по инициативе Президента Республики Беларусь разрешил конституциональный кризис путем четкого разделения властей и наделение Президента властными полномочиями, что обеспечивает устойчивость развития РБ;
· общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям, что 25 октября 1917г. Привело к социалистической революции в России;
· внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой государств. Примером международного политического кризиса может служить политический кризис 1962г., где главными субъектами были США и СССР, который получил название Карибский кризис. Кубинское правительство обратилось с просьбой к правительству СССР оказать помощь в укреплении обороны, разместить на территории Кубы стратегическое ядерное оружие. К берегам Кубы США направили 180 военных кораблей, 85 тыс. матросов, в воздухе постоянно находилось 20% стратегической авиации США с атомными и водородными бомбами.
Примером внешнеполитического кризиса может служить война США против Ирана в 2003г., которая вызвала массовый протест мировой общественности.
Пути преодоления политических кризисов:
· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;
· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;
· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;
· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;
· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.
В РБ проводится эффективная социальная политика взаимодействия различных институтов государственной власти и общества, присутствует плюрализм политических взглядов, соблюдаются основные права граждан, что обеспечивает устойчивость развития страны и исключение политических кризисов и конфликтов.
МОДУЛЬ IV