Политические конфликты как закономерное социальное явление. Типы и этапы разрешения.

Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение властных полномочий.

В изучении конфликтов можно выделить 2 основных направления:

1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, основное внимание уделяют стабильности и устойчивости политической системы, каждое общество – устойчивая система, основанная на ценностном консенсусе членов общества.

2. Концепции К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, рассматривали общество с точки зрения его конфликтной модели.

Немецкий политолог Ральф Дарендорф сделал выводы: социальные конфликты, то есть систематически врастающие из социальной структуры противоречия принципиально нельзя «разрешить» в смысле окончательного устранения.

К. Маркс считал необходимостью пролетарской революции в буржуазном обществе, как способ разрешения основного конфликта – между трудом и капиталом.

Признаки политического конфликта:

· наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

· несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;

· агрессивное непредсказуемое поведение конкурирующих субъектов.

Специалисты-конфликтологи выделяют основные элементы конфликта:

o источник – предмет конфликта по поводу которого возникают разногласия;

o повод – событие послужившее началом активных действий сторон;

o стороны – участники конфликта;

o средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом;

o цели сторон.

Политические конфликты могут быть межличностными, групповыми, региональными, международными, долговременными и кратковременными.

Причины политических конфликтов:

· несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;

· противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;

· несовместимость политических целей, интересов и ценностей;

· ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Фазы протекания конфликта:

1. скрытое состояние, при котором противоречия между сторонами не выражаются в их активных действиях, в формах открытого противостояния;

2. открытое противостояние, проявляющееся в акциях, действиях сторон, угрозах конкурентов;

3. кризис – высшая точка развития конфликта, которая может иметь тяжелые и непредсказуемые последствия для участников сторон.

Типы политических конфликтов:

· конфликт интересов. Уменьшение или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики, ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников;

· конфликт ценности. Расхождение между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройство государства, преодоление кризисных процессов в стране;

· конфликт идентификации. Неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношения с государственной властью.

Чтобы урегулировать политический конфликт им необходимо грамотно управлять, что предполагает:

· выяснение причин конфликта, мотивов и характеров поведения его участников;

· изучение влияния конфликта на политическую ситуацию в обществе, прогнозирование его масштабных последствий;

· поиск альтернативных вариантов урегулирования конфликта;

· установление и согласование норм и процедур разрешения конфликта;

· организация переговорного процесса при посредничестве полномочных социальных институтов;

· предложение политическим соперникам взаимно приемлемых решений, правил игры, модели поведения.

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.

Технологии урегулирования конфликтов:

· скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов;

· общественный государственный контроль конфликтов;

· обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс;

· изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами;

· налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.

Добиваться примирения необходимо через компромисс, соглашение, подчинение, уступки, разрыв с прошлым. Возможны принудительные и мирные средства примирения сторон.

17.2. Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.

Политический кризис (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны.

Типы политических кризисов:

· правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров. Франция с 1946 по 1958 гг., когда была принята Конституция V Республики произошло 12 правительственных кризисов;

· парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан, борьба фракций в парламента парализует его работу. Проявился в Республике Беларусь в 1994-1996гг., когда парламент пытался сохранить монополию власти, хотя реально в стане был избран Президент;

· конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства, Конституция утрачивает легитимность и требуется ее пересмотр. Референдум 24 ноября 1996г. по инициативе Президента Республики Беларусь разрешил конституциональный кризис путем четкого разделения властей и наделение Президента властными полномочиями, что обеспечивает устойчивость развития РБ;

· общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям, что 25 октября 1917г. Привело к социалистической революции в России;

· внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой государств. Примером международного политического кризиса может служить политический кризис 1962г., где главными субъектами были США и СССР, который получил название Карибский кризис. Кубинское правительство обратилось с просьбой к правительству СССР оказать помощь в укреплении обороны, разместить на территории Кубы стратегическое ядерное оружие. К берегам Кубы США направили 180 военных кораблей, 85 тыс. матросов, в воздухе постоянно находилось 20% стратегической авиации США с атомными и водородными бомбами.

Примером внешнеполитического кризиса может служить война США против Ирана в 2003г., которая вызвала массовый протест мировой общественности.

Пути преодоления политических кризисов:

· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;

· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;

· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;

· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

В РБ проводится эффективная социальная политика взаимодействия различных институтов государственной власти и общества, присутствует плюрализм политических взглядов, соблюдаются основные права граждан, что обеспечивает устойчивость развития страны и исключение политических кризисов и конфликтов.

МОДУЛЬ IV

Наши рекомендации