Административно-правовой спор.
Административно-правовой спор– это выраженное в юридически значимых действиях разногласие между субъектами административного права по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей и/или законности правовых актов управления.
Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.
Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.
Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Специфическим признаком административного спора является наличие в качестве его обязательного субъекта органа публичной администрации как представителя публичной функции носителя публичного интереса и публичных полномочий.
В функциональном плане спору о праве административном присущи все основные черты, характерные для спора о праве как общеотраслевом, родовом понятии. Его специфика проявляется прежде всего в том, что он представляет собой разногласия, возникающие в процессе осуществления властной юридически регулируемой административной деятельности.
Эта деятельность реализуется в особых административно-правовых формах, включающих издание административных актов, совершение действий, юридически значимых для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав частных лиц, заключение административно-правовых договоров.
Использование этих форм, и прежде всего такой, как издание административно-правовых актов, несомненно влияет на предмет и цели правового спора, что отражается, в частности, на специфике отдельных функций административно-правового спора. Так, его правозащитная функция тесно переплетается с контрольной и ориентирована не только на восстановление нарушенного субъективного права, но и отмену либо признание недействительным административного акта, без чего это право не может быть восстановлено.
Спор о праве административном как юридическая форма опосредования конфликта в публичном управлении – это всегда показатель, с одной стороны, наличия ошибок, произвола, правонарушений в административной деятельности, а с другой – незнание частными лицами в их отношениях с публичными органами своих прав, их ошибочных либо неполных представлений об объеме этих прав и публично-правовых обязанностей.
Административный спор как отраслевая разновидность правовых споров в структурном плане включает, в сущности, те же элементы, что и споры в других отраслях права. Вместе с тем он отличается от этих споров по основаниям, субъектам и предмету, т.е. по своему содержанию, которое неразрывно связано со спецификой отношений, регулируемых административным правом.
Основанием административно-правового спора являются административные правонарушения,т.е. нарушение субъективных публичных прав в отношениях «власть – подчинение», неправильное применение нормативных актов, регулирующих сферу публичного управления, нарушение их соответствия закону или актам большей юридической силы, а также специальная категория правонарушений – проступков, признаки которых определены ст. 2.1 КоАП РФ для целей этого кодекса.
Административно-правовой спор – это спор, возникающий из административно-правовых отношений, которые складываются в связи с осуществлением властных полномочий органами публичной администрации. Соответственно эти споры отличаются от гражданско-правовых по субъектному составу (наличие органа власти в качестве одного из обязательных участников), по сфере возникновения (публично-правовая в отличие от частноправовой), по характеру реализуемых органом публичной власти принадлежащих ему прав (административные споры – в связи с реализацией им публичных прерогатив, гражданско-правовые могут возникнуть по поводу осуществления этим органом имущественных прав).