Правовое регулирование и принципы административного процесса.
Правовое регулирование административно-юрисдикционной деятельности по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров в принципе отвечает требованиям законности и обеспечения прав и интересов физических и юридических лиц.
Во всех случаях осуществления административно-юрисдикционной деятельности необходимо обеспечение определенных процессуальных принципов, основу которых составляет принцип законности. По этой причине все процессуальные принципы служат обеспечению реальности законности при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел спорного характера, при применении административно-принудительных мер, а также в процедурном производстве.
Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно-юрисдикционного характера.
1. Принцип законности. В административном процессе он находит реальное воплощение в следующих требованиях, адресованных субъектам административно-процессуальных отношений:
• административно-процессуальную деятельность от имени государства вправе осуществлять лишь тот орган публичной власти, который уполномочен законом либо подзаконным нормативным правовым актом и обязан действовать в пределах определенной для него компетенции. Это требование относится также к должностным лицам, наделенным соответствующими правами и выполняющими возложенные на них обязанности;
• при разрешении в административно-процессуальном порядке индивидуальных дел должен применяться закон или иной нормативный правовой акт, действующий на момент и по месту возникновения административно-процессуальных отношений. При этом акт, ухудшающий процессуальное положение лица, дело которого рассматривает орган публичной власти, обратной силы не имеет;
• любая мера административного принуждения со стороны органа публичной власти, его должностного лица может быть применена только на основании закона и должна быть зафиксирована в конкретном процессуальном документе;
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина воплощен в требованиях законодательства, устанавливающих:
• обязанность должностных лиц в определенные законом сроки рассматривать обращения граждан, а также их организаций, информировать указанных лиц о ходе рассмотрения обращений;
• обязанность органов публичной власти информировать граждан о своей деятельности через официальные источники информации, в том числе через сеть Интернет;
• ответственность должностных лиц за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, сроков предоставления и качества государственных услуг, в том числе как дисциплинарная и административная, так уголовная и материальная ответственность;
• обязанность государства возместить гражданину или организации причиненный органом публичной власти или его должностным лицом материальный ущерб или моральный вред;
• возложение на орган публичной власти бремени доказывания в процессе рассмотрения дела об оспаривании нормативного или ненормативного акта публичной администрации, при рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом представление доказательств по делу, сбор соответствующих доказательств является обязанностью субъекта, представляющего публичную власть.
3. Принцип доступности процесса означает предоставление гражданину или организации реальной возможности обратиться с требованием о реализации или защите своих прав и законных интересов в компетентный орган публичной власти (к должностному лицу), уполномоченный законом или подзаконным нормативным правовым актом на рассмотрение и разрешение конкретной категории дел. В административном процессе не применяется уплата государственной пошлины в случаях обращения граждан за защитой их прав и свобод в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также по вопросам привлечения к дисциплинарной или административной ответственности.
4. Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной тайны, а также сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Представители общественности, прессы вправе посещать заседания судебных и административных органов, рассматривающих конкретные дела в административном порядке или в порядке административного судопроизводства.
5. Принцип государственного языка и обеспечения права лица, не владеющего государственным языком, на ознакомление со всеми материалами дела. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассмотрение дел об административных правонарушениях ведется на государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, предоставляется возможность использовать родной язык или другой свободно избранный данным лицом язык общения и в связи с этим предоставляются услуги переводчика.
6. Принцип равенства всех субъектов административно-процессуальных отношений перед законом и судом, а также перед органом публичной власти, уполномоченным возбуждать производство по делу или разрешать дела в сфере публичных правоотношений вытекает из требований ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей, что все люди имеют право без всякого различия на равную защиту закона.
В административном процессе ко всем лицам применяются одни и те же процессуальные правила, действуют одни и те же нормы, определяющие, например, такие понятия, как "обращение", "заявление", "жалоба", "административное правонарушение", "обстоятельства исключающие ответственность" и т.п. Для рассмотрения обращений граждан установлены процессуальные сроки, одинаковые для всех лиц независимо от их социального и служебного положения. Сроки давности привлечения к ответственности юридических лиц устанавливаются независимо от форм собственности и организационно-правового статуса этих лиц.
7. Принцип объективной истины в административном процессе означает обязанность правоприменителя всесторонне и полно исследовать все обстоятельства индивидуального дела, выявить все поводы и мотивы поведения участников дела и обеспечить принятие беспристрастного, непредвзятого решения по делу.
Источники админ процесса:
1 Среди правовых актов Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. и в соответствии с абз. 1 п. 1 ее раздела II вступившая в силу со дня официального опубликования, т.е. с 25 декабря. Обращаем внимание, что в соответствии с двумя подзаконными нормативными правовыми актами Президента РФ состоялось второе официальное опубликование Конституции РФ 1993 г. 2. Федеральные конституционные законы. Например: "О Правительстве Российской Федерации", "О военном положении". 3. Федеральные законы. Например: "Об исполнительном производстве", "О лицензировании отдельных видов деятельности". 4. Специальным нормативным правовым актом, регулирующим административно-процессуальное право, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). По юридической силе он приравнивается к федеральному закону, ибо был принят Государственной Думой ФС РФ 20 декабря 2001 г. Порядок введения в действие этого нормативного правового акта урегулирован в другом Федеральном законе "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 20 декабря 2001 г. В соответствии с со ст. I указанного нормативного правового акта Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен в действие с 1 июля 2002 г.