Формирование европейской геополитики: трудный путь становления
Современные европейские геополитики обычно утверждают, что континентальная школа началась с работ Ф. Ратцеля, хотя сам ученый был убежден, что заложил основы политической географии. Мы уже отмечали в гл. 2, разд. 1, что Ратцель является основоположником политической географии в современном понимании содержания этой науки, но одновременно он выдвинул целую серию интересных геополитических идей.
Особое значение для развития континентальной геополитики имело обоснование Ратцелем «органицистского» подхода к пространству в работе «Политическая география» (1897). В концепции Ратцеля государство" представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами: «Государство нуждается в земле, чтобы жить». При этом пространственная экспансия понималась им как естественный процесс роста живого организма, что привело к появлению важной идеи «жизненного пространства» (Lebensraum), ставшей одной из самых популярных среди европейских геополитиков последующих десятилетий.
Не случаен тот факт, что в своих работах Ратцель уже вплотную подходит к обоснованию концепции «мировой державы» (Weltmacht). Он искренне полагал, что политическое и стратегическое объединение континентальных пространств вокруг Германии способно превратить ее в континентальную мировую империю. Стремясь подтолкнуть этот процесс, Ратцель в книге «О законах пространственного роста государств» (1901) формулирует семь законов экспансии:
1) рост государств осуществляется путем присоединения и поглощения меньших государств;
2) граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости и изменений в его организме;
3) пространство государств растет вместе с ростом их культуры;
4) пространственный рост государства сопровождается иными симптомами развития: развитием идей, торговли, производства, миссионерством, повышенной активностью в различных сферах;
5) в своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, бассейны рек, равнины, районы, богатые ресурсами;
6) исходный импульс к пространственному росту приходит к государствам извне — благодаря перепадам уровней цивилизации соседствующих территорий;
7)общая тенденция к слиянию и поглощению более слабых наций, разветвляясь в ходе своего развития, переходит от государства к государству и по мере перехода набирает силу, т.е. непрерывно подталкивает к еще большему увеличению территорий.
Еще одной крупной фигурой в европейской геополитике начала XX в. был шведский ученый и политический деятель Р. Челлен. Он вошел в историю как создатель одной из первых моделей «континентального блока» — германо-нордического союза во главе с Германской империей.
В начале своей политической карьеры Челлен был горячим сторонником политического объединения Скандинавских стран. Однако впоследствии, осознав слабость Скандинавских стран перед угрозой внешней агрессии, Челлен постепенно превратился в убежденного германофила. В результате в своей книге «Великие державы» (1910) он уже стремился доказать необходимость подчинения малых стран «великим державам». По его мнению, в пространстве Европы именно Германия обладала «осевым динамизмом» — способностью структурировать вокруг себя остальные европейские государства («страны Оси»),
Челлен считал основными геополитическими соперниками Германии «старые народы» Европы — Францию и Англию (Антанта). Позаимствовав у Ф.М. Достоевского идею «юных народов», он активно использовал ее для обоснования геополитической динамики в европейской системе координат. В его представлении, немцы это «юный народ», вдохновленный «среднеевропейским пространством». Поэтому немцы подчинены «восходящей динамике», они естественно движутся к созданию континентальной «мировой державы» за счет включения в свою орбиту территорий, контролируемых «старыми народами» (французами и англичанами).
Важное значение для развития континентальной геополитики имела разработанная Челленом концепция «анатомии силы государства», впервые представленная им в работе «Государство как форма жизни» (1916). В рамках этой концепции существует пять элементов одной и той же силы, «подобно пяти пальцам на руке», которая трудится в мирное время и сражается в военное:
1)государство как народ;
2)государство как общество;
3)государство как географическое пространство;
4)государство как хозяйство;
Государство как управление.
Таким образом, геополитические идеи Челлена во многом продолжили и укрепили традиции эволюционизма, детерминизма и органицизма в европейской геополитике.
Геополитические концепции Хаусхофера были очень популярны, поэтому, несмотря на явную связь с нацистским режимом, личное знакомство с Гитлером, после разгрома фашистской Германии американцы добились того, что он не предстал перед Нюрнбергским трибуналом в числе главных военных преступников.
В ранний период (1920-е гг.) своей творческой деятельности Хаусхофер изучал теорию становления государств Дальнего Востока, прежде всего Японии, в духе планетарного дуализма Моря и Суши. В одной из первых крупных работ — «Дай Няхон. Наблюдения о вооруженной силе великой Японии. Положение в мире и будущее» (1913) — Хаусхофер утверждает, что формирование «нового мирового порядка» потребует от Германии геополитической самоидентификации: на. стороне континентальных или морских держав. Уже тогда Хаусхофер начинает обосновывать положение о том, что нахождение Германии в центре континентальной Европы делает ее естественным противником Англии, Франции и США — «сил моря». Так рождается знаменитая идея «континентального блока» по оси Берлин — Москва — Токио. В статье «Континентальный блок» (1915) он пишет: «Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных ее народа — немцы и русские — всячески стремятся избежать междоусобного конфликта, подобного Крымской войне или в 1914 г.: это аксиома европейской политики»1.
Континентальный блок во многом определил геополитический вектор Хаусхофера как «ориентацию на Восток». Но такая ориентация не означала в то время идеи оккупации славянских земель, напротив — Хаусхофер писал о «совместном цивилизационном» усилии двух континентальных держав, России и Германии, которые должны были установить «Новый Евразийский Порядок» и переструктурировать континентальное пространство Мирового Острова с тем, чтобы полностью вывести его из-под влияния «Морской Силы». Германия должна была освоить гигантские незаселенные пространства Азии, сделать их своим «жизненным пространством».
Хаусхофер рассматривал создание континентального блока как «самый крупный и самый важный поворот в современной мировой политике», в результате которого «политика анаконды» должна была дать осечку. Но идеи Хаусхофера, нацеленные на континентальный блок с Москвой, противоречили широко распространенным в Германии расистским теориям, на которые опиралось нацистское движение и сам Гитлер. Известно, что расистский подход закладывал в основу геополитики прежде всего этнический фактор: с этой точки зрения англо-саксонские страны выступали союзниками немцев, а славяне и евразийские народы — расовыми врагами. При этом идеологический антикоммунизм усиливал расовую теорию, превращая Советскую Россию в главного врага Германии.
Поэтому национал-социалистический расизм лидеров фашистской Германии «скорректировал» на практике идею «континентального блока»: вместо оси Берлин—Москва—Токио реальностью стала другая ось: Берлин—Рим—Токио. Хаусхофер как геополитик хорошо понимал, что замена Москвы, центра хартленда, на Рим, столицу полуостровной второстепенной державы делает континентальный блок слабым. Он в своих работах представляет этот шаг немецкой политики как предварительный этап на пути создания полноценного евразийского блока.
Известно, что в 1920—1930-е гг. Хаусхофер призывал Японию к сближению с Китаем и СССР, вынашивая планы более широкого евразийского союза. Рассматривая Россию как азиатскую страну, он стремился в переговорах с русским руководством о судьбе Евразии подвести СССР к добровольному соглашению о геополитическом контроле Германии над Евразией. В качестве главного аргумента в этих переговорах Хаусхофер выдвигал необходимость объединения вокруг Германии стран Восточной Европы, чтобы сделать «евразийский блок» по-настоящему сильным.
Хаусхофер предвидел неминуемый конец господства морских держав, поскольку континентальные страны обладают решающими геополитическими преимуществами. Предвестниками этого геополитического поворота он считал упадок Великобритании и малых морских держав, что создаст новую мировую систему, основанную на «панце-лях»: панамериканской, панрусской, паназиатской, панпрусской, пантихоокеанской, панисламской, панъевропейской. Панидеи Хаусхофера охватывают целые народы, они «инстинктивно стремятся к воплощению, а затем и к развитию в пространстве, становясь реальными явлениями на просторах земли»!. Интересно, что эта концепция Хаусхофера в целом соответствует делению мира на основные цивилизации, предложенному английским историком А. Тойнби в его работе «Постижение истории». По существу, геополитические пан-идеи Хаусхофера — это геополитическая интерпретация цивилизационных идей в пяти основных регионах мира.
Хаусхофер признавал панидеями только те, которые возвысились над откровенно завоевательским мышлением и выступали носителями культурных миссий. Именно это позволило панидеям объединять целые континенты под знаком известных путеводных воззрений в области культуры. Он считал рубежи культуры более коварными, чем реальные границы. Таким образом, он одним из первых глубоко обосновал значение социокультурных факторов в геополитической борьбе. Только в конце XX в. его идеи вновь возвращаются в академическую геополитику и становятся широкоизвестными.