История государства и права зарубежных стран

Юридический институт

История государства и права зарубежных стран

Учебно-методический комплекс

Красноярск 2008

Составитель Т.Ф. Антоненко

История государства и права зарубежных стран: учеб.-метод комплекс / [сост. Т.Ф. Антоненко]. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2008.

Учебно-методический комплекс по Истории государства и права зарубежных стран предназначен для специальности (021100) «Юриспруденция» студентам 1-го курса дневной и заочной формы обучения Юридического института и Заочного института судебных экспертиз и права.

Печатается по решению методической комиссии юридического института.

Введение.

Изучение истории государства и права имеет важное значение для подготовки высококвалифицированных юристов. Эта учебная дисциплина содействует не только формированию общеправовой культуры, но и создает условия, дающие студенту возможность увидеть всю сложность и противоречивость развития государства и права, а на основе этого глубже понять современную государственность и прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем будущем.

Изучение курса следует начать с понятия предмета истории государства и права. Этот курс исследует возникновение государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности. При этом изучаются как общие закономерности, так и специфические черты истории государства и права отдельных стран, исследуются основные причинно-следственные связи, определявшие их развитие.

История государства и права изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически в рамках четырех основных периодов: истории государства и права Древнего мира, Средних веков, Нового времени, Новейшего времени.

Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. Но магистральное развитие каждой из них в конечном итоге формируется под воздействием определенной ведущей тенденции. Так, Древний мир (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.) – это утверждение и развитие рабовладельческого общества, Средние века с V по XVII-XVIII в.в.) – это становление феодального общества, Новое время (с XVII до XX в.) – буржуазного общества, Новейшее время(с XX в.) – это начальная ступень современной эпохи, отмеченной социалистическими революциями, появлением социалистической государственности, крушения колониальных империй, структурной трансформации буржуазного общества. В пределах каждого из этих периодов и рассматривается история государства и права зарубежных стран.

Предлагаемый учебно-методический комплекс по курсу История государства и права зарубежных стран включает в себя программу курса, подготовленную с учетом последних достижений историко-правовой науки, а также рабочую программу с темами лекций, семинарских занятий и контрольными заданиями для проверки самостоятельной работы студентов.

Список рекомендуемой литературы включает в себя работы по истории государства и права зарубежных стран вышедших в последние годы. Вместе с тем, студенты могут самостоятельно подбирать для себя дополнительную литературу.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Примерный тематический расчет часов

Темы Лекции Семинары Самост. работа
Тема 1. Введение. История государства и права зарубежных стран как науки, предмет, учебная дисциплина. Древний мир. -
Модуль 1. Государство и право стран Древнего Востока: Тема 2. Древний Египет.   - -
Тема 3. Древний Шумер и Вавилон.   -
Тема 4. Древняя Индия.   -
Тема 5. Древний Китай.   - -
Модуль 2. Государство и право Античного мира: Тема 6. Древняя Греция.   -
Тема 7. Древний Рим.   -
Тема 8. Римское право.   -
Тема 9. Средние века.   -
Тема 10. Франкское государство.   -
Тема 11. Феодальное государство и право Франции.   -
Тема 12. Феодальное государство и право Англии.   -
Тема 13. Феодальное государство и право Германии.   -
Тема 14. Византия.   -
Модуль 3. Государство и право в странах Азии. Тема 15. Китай и Индия.   - -
Тема 16. Япония.   -
Модуль 4. Новое время. Тема 17. Англия.   -
Тема 18. Соединенные Штаты Америки.  
Тема 19. Франция.  
Тема 20. Германия.  
Тема 21. Япония.  
Модуль 5. Новейшая история. Тема 22. Соединенные Штаты Америки.  
Тема 23. Великобритания.  
Тема 24. Франция.  
Тема 25. Германия.  
Тема 26. Япония.   -
Тема 27 Основные изменения в праве в 20 веке  


Содержание.

Рабочая программа……………………………………………………

Тематический план ……………………………………………………

Лекционный курс и темы семинарских занятий……………………

Рабочая программа

Содержание программы курса.

Тема 1. Введение. История государства и права зарубежных стран как науки, предмет, учебная дисциплина. Древний мир.

Предмет и значение истории государства и права как науки.

Место Истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин. Методы исследования.

Периодизация Истории государства и права.

Общие закономерности развития древнейших исторических типов общества. Организация власти, формы социального управления, нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Проблема лидерства, эгалитарные, неэгалитарные группы.

Первобытные деревни. Переход к земледелию, скотоводству и ремеслу. Проблема лидерства. Генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Взгляды на политогинез в XXI веке. Факторы приведшие к возникновению государств. Возрастание реципрокности и редистрибуции. Войны, роль элиты, идеалогия, внешний фактор.

Проблема вождества. Нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе. Возникновение древнего права.

Раздел 1. Государство и право стран Древнего Востока:

Тема 2. Древний Египет.

Общественный строй. Основные классы древнеегипетского общества. Сохранение сельской: общины: причины и следствия.

Дискуссия вокруг «восточного способа производства». Возникновение и эволюция государственного строя. Определение египетской государственности. Государственный аппарат. Жречество. Три главных ведомства управления как типичные для восточной деспотии. Бюрократия и её структура.

Тема 4. Древняя Индия.

Возникновение государства в Индии. Государство Маурьев. Общественный и государственный строй. Законы Ману. Связь религии и права. Основы гражданского, семейного и процессуального права Древней Индии. Ордалии и их обоснование в законах Ману.

Тема 5. Древний Китай.

Возникновение государства в Китае. Циньско-ханьская империя в Китае (III в. до н.э. – III в. н.э.). Форма государства, положение правителя, специфические черты организации центральных и местных органов власти. Роль сельской общины и храмов в управлении. Армия и суд.

Раздел 2. Государство и право Античного мира:

Тема 6. Древняя Греция.

Разложение родового строя. Образование Афинского государства. Реформа Тезея. Синойкизм. Господство знати. Архонты и ареопаг. Реформы Солона(594 г. до н.э.). Реформы Клисфена (509 г. до н.э.).

Общественный строй Афин периода их расцвета. Свободные и полноправные граждане, неполноправные, рабы. Государственный строй Афин в V в. до н.э. Разделение властей, система сдержек и противовесов. Народное собрание: организация, компетенция. Совет пятисот. Гелиэя. Прочие судебные и полицейские власти. Архонты.

Афинский морской союз. Основные черты права, его источники.

Возникновение государства в Древней Спарте. Ликург, легендарные сведения о его роли в устройстве общественной и государственной жизни Спарты. Основные черты государства. Спарта – военный лагерь. Правовые положения спартиатов, илотов и периэков. Смешение различных форм эксплуатации илотов. Криптии.

Тема 7. Древний Рим.

Римская родоплеменная организация. Выдвижение родовой аристократии и ее трансформация в правящее сословие. Плебеи. Клиентелла.

Возникновение римского государства: легенды и реалии. Царский период: гражданское общество, культ богов, обычное право. Политическая организация: рекс, сенат, комиции (народные собрания).

Реформа Сервия Туллия, ее содержание, цели и последствия. Дальнейшие реформы в пользу плебса. Установление республиканского строя.

Римская республика. Народные собрания. Сенат. Магитратуры: консулы, преторы, цензоры, народные трибуны. Разделение властей и сенатский контроль. Срок службы и ответственности магистратов. Экстраординарные магистратуры: диктатор – предельный срок полномочий. Управление провинциями.

Выдвижение нобилей и всаднического сословия. Упадок народовластия. Обострение классовой борьбы и законодательство братьев Гракхов. Социальные перемены в землевладении и эволюция свободного крестьянства.

Военная реформа Мария. Диктатура Суллы. Упадок республиканских учреждений. Принципат.

Доминат. Императорские канцелярии и новое чиновничество.

Реформы императора Диоклетиана и их значение. Первые опыты государственного регулирования экономики. Замена косвенных налогов прямыми. Расширение юрисдикции крупных землевладельцев – поссесионеров, римской знати и эдикты в пользу мелких землевладельцев: политика лавирования между классами.

Правление императора Константина: дальнейшее расширение государственного вмешательства в экономику в интересах военно-бюрократического аппарата. Прикрепление работников к корпорациям. Возникновение и развитие колоната. Пекулий.

Разделение империи на Западную и Восточную. Превращение Константинополя в столицу империи. Легализация христианства. Падение Западной Римской империи.

Тема 8. Римское право.

Этапы развития. Источники права древнейшего периода. Субъекты права. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые. Манципация, стипуляция, нексум. Сервитуты. Деликты. Семейное и наследственное право (основные черты). Уголовное право Древнего Рима. Судоустройство и судопроизводство.

Римское право классического периода. Источники. Кодификация Юстиниана. Публичное и частное право. Иски. Понятие лица и правоспособности. Вещное и обязательственное право (основные черты). Гражданский процесс. Уголовное право. Общеисторическое значение римского права.

Тема 9. Средние века.

Феодальное государство и право в странах Европы и Востока. Общая характеристика возникновения и становления феодальных форм собственности. Развитие политической системы феодального общества. Связь политической системы с собственностью на землю. Политическая и правовая автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Формы правления.

Основные черты феодального права. Феодальное право - неотъемлемый атрибут земельной собственности. «Общее право и право справедливости» в Англии. Каноническое право. Мусульманское право (шариат). Городское право. Рецепция римского права. Источники раннефеодального права.«Варварские правды». Обычаи. Партикуляризм права.

Тема 14. Византия.

Эволюция общественного строя и возникновение в Восточной римской империи феодальных отношений. Государственный строй. Император и центральный государственный аппарат. Государство и церковь. Иконоборчество и реакция против него.

Право. Источники: рецепция свода Юстиниана, Эклога, Прохирон, Базилики. Земледельческий закон. Номоканоны. Хрисовилы. Право собственности. Основные черты обязательственного права. Семейное и наследственное право. Характерные черты уголовного права и процесса.

Тема 15. Китай и Индия.

Особенности развития феодального государства в Китае и Индии. Государственный строй Китая и Индии. Центральные и местные органы управления. Организация суда. Основные черты права.

Тема 16. Япония.

Возникновение раннефеодального государства. Реформы Тайка. Феодальная раздробленность. Образование первого сегуната. Государственный срой Токугавской Японии. Основные черты права.

Раздел 4. Новое время.

Тема 17. Англия.

Предпосылки революции в Англии. Оппозиция в парламенте и «Петиция о праве» 1628 г. Политический кризис и образование Долгого парламента.

Период двоевластия и гражданской войны. Провозглашение республики и ее государственная организация. Протекторат Кромвеля и его конституционное оформление в «Орудии управления».

Реставрация Стюартов. Бредская декларация. Формирование конституционной монархии. Хабеас корпус акт 1679 г. и его роль в защите личных свобод и ограничении судебного произвола.

«Славная революция» 1688-1689 г.г. Билль о правах 1689 г.: возвышение законодательной власти и ограничение исполнительной. Акт о престолонаследии 1701 и его роль в установлении гарантий независимости судебной власти от правительства. Формирование кабинета министров. Доктрина разделения властей (Д. Локк). Акт об унии Шотландии с Англией. Министерская ответственность перед королем и парламентом. Импичмент. Акт 1800 г. об унии Ирландии с Великобританией.

Завоевание колоний. Британская империя и управление ею.

Дальнейшая эволюция государственной и партийной системы. Образование лейбористской партии и возникновение трехпартийной системы. Дальнейшее усиление роли кабинета министров, появление новых министерств, трансформация бюрократического аппарата.

Конституционные законы. Избирательная реформа 1884-1885 г.г. Реформа местного управления 1888 г. акт о парламенте 1911 г. Судебная реформа 1873-1876 г.г. Ликвидация судов справедливости.

Тема 19. Франция.

Кризис абсолютной монархии во Франции и всей системы феодальных отношений. Буржуазная революция: основные этапы. Превращение Генеральных штатов в Учредительное собрание. Сопротивление дворянства. Взятие народом Бастилии. Закон об уничтожении феодального режима (4-11 августа 1789 г.). Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1971 г. Переход к конституционной монархии. Закон Ле-Шапелье.

Свержение монархии. Национальный конвент. Суд над Людовиком XVI. Французская республика.

Политическая борьба между сторонниками прекращения революции (жирондистами) и ее продолжения (якобинцами). Парижская коммуна и ее противостояние Конвенту.

Восстание 3 мая-2 июня 1973 г. и установление диктатуры якобинцев. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. (якобинская). Революционное правительство и его принципы. Комитеты конвента: Общественного спасения и Общественной безопасности.

Революционный террор и его эволюция. Свержение диктатуры якобинцев (переворот 9 термидора). Конституция 1795 г. Директория. Коррупция и расхищение государственного имущества.

Государственный переворот Наполеона Бонапарта. Конституция 1799 г. Первый консул. Законодательные палаты. Сенат. Организация административного управления. Тайная полиция. Восстановление монархии: империя во главе с императором Наполеоном I. Армия и полиция.

Поражение Франции в войне 1812 г. и свержение бонапартистской монархии. Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Хартия 1830 г. Революция 1848 г. и провозглашение республики. Конституция 1848 г.

Государственный переворот Луи Бонапарта 1851 г. Конституция 1852 г. Государственный строй и политический режим второй империи. Бонапартизм. Закон об уголовном наказании за дискредитацию императора и его правительства. Падение второй империи.

Парижская коммуна 1871 г., ее организация и цели. Законодательство Коммуны. Поражение Коммуны.

Разработка и принятие новой французской конституции 1875 г. Борьба за и против восстановления монархического режима во Франции. Победа республиканцев. Государственный строй и политический режим Третьей республики. Эволюция власти президента во Франции. Многопартийность и ее влияние на парламентскую и правительственную деятельность. Поворот к реакции. Бюрократизация и милитаризация государственного аппарата. Новый либерализм. Вхождение социалистов в правительство Франции и позиция II Интернационала. Колониальная империя.

Право. Источники: кутюмы, римское право, революционное законодательство. Гражданский кодекс 1804 г. Торговый кодекс 1807 г. Уголовный кодекс 1810 г. Основные черты уголовного процесса по кодексу 1808 г.(состязательность сторон, презумпция невиновности и т.д.). Международное значение французских кодификаций права.

Тема 20. Германия.

Германия после Венского конгресса. Австро-прусское соперничество. Прусская монархия, ее основные черты. Конституция 1850 г. Северогерманский союз. Гегемония Пруссии в союзе.

Образование Германской империи. Конституция 1871 г. Колониальная империя.

Право. Борьба по вопросу унификации права в Германии. Разработка и принятие Германского гражданского кодекса (1900 г.), его основные черты, система. Торговое уложение 1897 г. Уголовный кодекс 1871 г. Первые опыты социального законодательства. Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г.

Тема 21. Япония.

Революция Мейдзи (1868 г.). Изменения в общественном и государственном строе. Конституция 1889 г.

Преобладание в государстве дворянства (самураев и верхов буржуазии). Борьба за внешние рынки и выдвижение военных. Ориентация на западноевропейский государственный и правовой опыт. Антифеодальные реформы конца XIX века и создание правовых условий для развития промышленности. Основные черты права.

Раздел 5. Новейшая история.

Тема 23. Великобритания.

Основные тенденции социально-экономического развития. Сохранение двух лидирующих парламентских партий при оттеснении либералов лейбористами.

Экономическая реформа лейбористского правительства во главе с Эттли: национализация основных отраслей промышленности, новое социальное законодательство и роль профсоюзов.

Акт 1949 г. об изменении акта 1911 г. о парламенте. Централизация государственной власти и возрастание контроля центральной власти над местным управлением. Изменения в избирательном праве: законы 1918, 1928, 1949, 1969.

Государственный строй в Великобритании в 20 веке. Политика «тэтчеризма».

Тема 24. Франция.

Основные тенденции социально-экономического развития. Многопартийная система. Партийные блоки. Политический режим.

Изменения в избирательном праве: законы 1919 и 1927 г.г. Падение роли парламента и усиление правительства. Рост бюрократии. Народный фронт.

Франция во второй мировой войне. «Режим Виши». «Сражающаяся Франция» во главе с генералом де Голлем.

Возникновение Четвертой республики. Учредительные собрания 1945 и 1946 г.г. Борьба вокруг конституционных проектов. Конституция 1946 года и ее основные черты. Политический режим.

Алжирский кризис и его разрешение. Роль де Голля как политического деятеля на посту президента страны. Основные черты конституции 1958 года: положение президента, правительства, парламента.

Послевоенная национализация и реприватизация ряда отраслей промышленности. Политическое развитие Франции в70-х годах 20 века.

Тема 25. Германия.

Ноябрьская революция в Германии и ее оценка. Версальский мирный договор и его значение для побежденной Германии. Веймарская конституция 1919 г. и ее основные черты и институты. Президент, рейхстаг, правительство, «земли» и их правовой статус. Предпосылки для тоталитаризма.

Мировой экономический кризис и его проявления в экономической и политической сфере Германии. Рост влияния нацистов и его причины. Приход к власти национал-социалистов. Установление фашистской однопартийной диктатуры. Политический режим фашистской Германии.

Карательные органы фашистской диктатуры. Культ фюрера (вождя), партии и государства. Придание съездам нацистских партий законодательных полномочий. Всесилие охранных учреждений: гестапо, СС, СД и др. Концентрационные лагеря.

Агрессивная внешняя политика. Военное поражение Германии. Решения Потсдамской конференции по германскому вопросу. Причины раскола Германии. Возникновение двух германских государств. Конституция ФРГ.

Объединение Германии 1990 г. Договорная основа объединения.

Тема 26. Япония.

Особенности общественного строя Японии в период между двумя мировыми войнами. Военно-монархическая диктатура. Союз монархической Японии во второй мировой войне с нацистской Германией. Агрессия Японии в Китае. Новые структуры: политическая и экономическая, их характер и цели.

Участи и разгром Японии во второй мировой войне. Потсдамская декларация. Разработка и принятие Конституции 1946 года.

Тема 3. Законы Ману

1 Общая характеристика Законов Ману.

2 Социально-правовой строй по ЗМ.

3 Имущественные отношения и обязательственное право.

4 Брачно-семейное и наследственное право.

5 Преступления и наказания. Суд и судебный процесс.

Контрольные вопросы и задания:

1 Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Возможен ли был переход из одной варны в другую?

2 Дайте общую характеристику Законов Ману ( источники, основные черты, структура законов, когда и где составлены)

3 Что такое дхармашастра?

4 Как З.М. закрепляют правовое неравенство в сфере гражданского и уголовного права?

5 Какие субъективные формы вины прописаны в ЗМ?

6 Какие нравственные нормы заложены в ЗМ?

Термины: Артхашастра, брахманы, вайшии, варна, веды, гана, даса, дхарма, дхармашастра, каста, кшатрии, паришад, сенапати, шудры.

Решите задачи:

1 Взрослая дочь ростовщика Тарбы во время его отсутствия купила дорогой золотой браслет. Через две недели отец, узнав о покупке, потребовал расторгнуть сделку и вернуть деньги. Но продавец отказался. Как должен быть разрешен данный спор?

2 Торговец продал Деварадже позолоченную вазу, выдав ее за золотую. Через месяц, обнаружив подделку, Девараджа потребовал расторгнуть сделку и вернуть ему деньги. Но торговец отказался, утверждая, что срок для расторжения сделки пропущен. Правомерны ли требования Девараджи? Как следует разрешить спор?

3 Во время судебного процесса выяснилось, что ответчик, опасаясь проиграть крупный денежный спор, дал ложную клятву. Будет ли он нести ответственность и в каком объеме?

4 Кшатрий обругал шудру обидными словами. Шудра обратился с жалобой в суд. Будет ли кшатрий нести ответственность?

5 Обедневший брахман за богатый выкуп отдал в жены свою дочь за представителя варны щудр. Какие правовые последствия будут у всех трех?

6 На судебное разбирательство был доставлен житель деревни, обвиненный в укрывательстве воров Какое наказание ему грозит?

Литература:

1. Бонгард – Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

2. Вологдин История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие.

3. Законы Ману. М.,1960.

4. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. Учебно-методическое пособие. М. 2006.

5. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

6. Самозванцев А.М. Правовые тексты дхармашастр. М.,1991.

7. Самозванцев А. М. Теория собственности в Древней Индии. М.,1978.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 1998.Ч.1.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Ответственность за нарушение обязательств, вытекающих из договора в римском гражданском праве»

Цель: Закрепление теоретических знаний по основам римского гражданского права и формирование профессиональных навыков участия в решении спора о нарушении договорных прав.

Время 180 мин.

Участники: магистрат (претор), судья, истец, свидетель, юрист, дающий официальные консультации по судебным делам.

Подготовительный этап (домашнее задание)

Изучить источники римского гражданского права: институции Гая: дигесты, входящие в кодификацию Юстиниана.

Изучить и проанализировать конкретную ситуацию (см. «Ситуацию для обсуждения»).

Составить договор купли-продажи, заключенный между Аппием Агерием и Луцием Флавием.

Определить: какое право нарушено (право собственности, право на чужую вещь и т.п.) и каким иском или преторским эдиктом оно может быть защищено.

Изучив претензии сторон, составить преторскую формулу, поскольку данное дело подлежит рассмотрению в рамках формулярного процесса.

Продумать линию поведения при рассмотрении иска перед магистратом и в суде (в зависимости от выполняемой роли).

Порядок проведения:

Группа разбивается на 6 подгрупп, соответствующих игровым ролям. По назначению преподавателя выбирают несколько студентов, выполняющих обязанности юристов – консультантов.

Рассмотрение дела совершается в два этапа, поскольку процесс состоял из двух частей: ин юре (решение по праву) и ин юдицио (решение по существу).

Рассмотрение дела ин юре. На первой стадии стороны (истец и ответчик) в свободной форме излагают свои претензии перед претором. На основании этих претензий автор составляет формулу, определяющие юридическую сущность дела и назначает судью для рассмотрения дела по существу. Составленная претором формула объявляется присутствующим.

Рассмотрение дела ин юдицио. Назначенный судья разбирает дело по существу. Рассмотрение дела начинается с устного изложения истцом и ответчиком своих объяснений по делу, затем выслушиваются показания свидетелей, изучаются другие доказательства по делу. Судья выслушивает всех участников процесса, подготавливает мотивированное заключение, на основании которого принимает решение по делу. Судья оглашает принятое судебное решение.

Преподаватель подводит итоги.

СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Престарелый Аппий Агерий в день Vнон мая (по нашему календарю 3 мая) 326 г. в присутствии 5 свидетелей заключил с Луцием Флавием договор купли-продажи дома, расположенного в западной части г. Рима, с условием пожизненного содержания. В соответствии с договором к Луцию Флавию переходил по праву собственности этот жилой дом.

Луций Флавий обязался предоставить Аппию Агерию в пожизненное пользование комнату в доме, осуществлять за ним уход и обеспечивать питанием наравне с членами его семьи. Спустя год Луций Флавий решил продать дом своему другу Титу Сею, о чем сообщил Аппию Агерию, потребовал расторжение договора и выселил последнего из дома.

Аппий Агрий не дал согласия на расторжение договора и заявил, что намеревается передать право на комнату своему внуку Марку Флавию.

Стороны к соглашению непришли и Аппий Агерий решил начать дело против Луция Флавия.

Как должен быть решен по существу данный спор?

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

Данные инструкции регламентируют права и обязанности участников игры

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРЕТОРА

Претор предоставляет истцу и ответчику слово для высказываний своих претензий по делу.

В обязанности претора не входит опрос свидетелей и проверка доказательств. Его задачей является решение вопроса: заслуживает данное дело «решения по праву» или нет.

Если претор признает дело заслуживающим рассмотрения, он составляет преторскую формулу и направляет дело назначенному им судье для рассмотрения по существу.

Преторская формула составляет цель производства ин юре и основание для производства ин юдицио. Она имеет определенную структуру. Начинается эта формула с указания имени судьи. Затем следуют: изложение сущности спора и поручение судье оправдать или обвинить ответчика, смотря по тому, какое предложение окажется правильным в результате рассмотрения обстоятельств дела судьей. В формуле могут быть и дополнительные части. В частности, в нее могут быть включены возражения ответчика.

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ СУДЬИ

Судья руководит организацией и порядком рассмотрения спора. Его руководство заключается в управлении всем ходом судебного разбирательства: заслушиванием претензий сторон, опросом свидетелей, исследованием других доказательств, устранением из него всего того, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

По окончании судебного разбирательства суд выносит решение по делу.

Требование к судебному решению:

в нем должны быть указаны мотивы, его обосновывающие;

оно должно быть подкреплено ссылками на статьи источников римского права.

В отличие от письменных документов – договора и преторской формулы, составляемых студентами в качестве домашних заданий, судебное решение вырабатывается в процессе судебного разбирательства.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСТЦА

Истец имеет право:

- требовать защиты;

- представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в процессе судебного разбирательства;

- обращаться к юристу-консультанту (но не во время заседаний) за юридической помощью.

Обязанности истца: предоставить суду доказательства, подтверждающие его претензии.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОТВЕТЧИКА

Ответчик имеет право:

-защищаться против требований истца путем включения в преторскую формулу возражения против требований истца;

-обращаться за получением юридических консультаций к юристу-консультанту до и между заседаниями.

Обязанности ответчика: предоставить суду доказательства, подтверждающие факты, которые лежат в основе его возражений.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СВИДЕТЕЛЯ

Свидетель обязан:

-сообщать о фактах, которые он сам видел и слышал;

-отвечать на вопросы лиц, участвующих в деле.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЮРИСТА-КОНСУЛЬТАНТА

Юрист имеет право давать официальные консультации по правовым вопросам обратившимся к нему лицам. Эти консультации имеют для судьи особо важное значение. Это объясняется тем, что в Древнем Риме юристы пользовались огромным авторитетом.

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Договор должен содержать в себе существенные элементы, без которых он не будет признан действительным (соглашение, предмет, основание), и случайные, включенные в него по желанию сторон.

Решите задачи:

1 Взрослые сыновья потребовали у отца раздел имущества семьи на том основании, что оно является их общей собственностью. Отец ответил отказом, ссылаясь на то, что дети, находясь в его власти, являются объектами права, но не субъектами его, что их положение определяются только одним: обязанности – да, права – нет. Так ли это?

2 У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился в семье эмансипированного сына. Другой родился от сына, жившего вместе с отцом, третий был рожден дочерью, состоявшей в правильном браке. Какой из внуков находится под властью деда?

3 Лукулл – страстный любитель рыбной ловли приценивался к имению близ Неаполя из-за прилежавшего к нему труда. В назначенный день хозяин имения согнал к пруду окрестных крестьян, которые имитировали рыбную ловлю, забрасывая сети и удочки.

Сделка была заключена, но вскоре Лукулл обнаружил обман и подал иск. Какое решение вынесет суд?

4 Римлянин Веспасиан захотел купить у соседа зерно. После того, как договорились о цене, сосед передал Веспасиану ключ от своего амбара и сообщил, что за деньгами придет завтра. Ночью амбар сгорел вместе со всем находившимся там зерном – от удара молнии. Кто понесет убыток в соответствии с Законами 12 таблиц?

5 Протекающий водопровод причинил ущерб частному владению. Какие средства защиты предусматривают Законы 12 таблиц частному владельцу?

6 Корабль, перевозивший зерно, попал в аварию. Для спасения корабля, команды и груза часть зерна была выброшена за борт. Как возмещать убытки?

7. 20 лет назад Тит Туллий дал в долг Павлу в долг. Имеет ли он право требовать?

8. Ростовщик Ульпиан ссужал деньги клиентам под 5% процентов в месяц, хотя Законами 12 таблиц предусматривается не более 1%. Какую ответственность понесет Ульпиан?

9. Антоний, мелкий торговец дешевыми украшениями, заключил договор (оценочный) на продажу украшений с Тиберием. Фактически же продал дороже. Как должен производиться расчет с Тиберием?

10 Марк Ливии продал дом соседу Гаю Туллию. Условились, что половина платы будет внесена немедленно по заключении сделки, а другая — через две недели, когда новый собственник вступит во владение домом. Спустя неделю после заключения сделки дом сгорел от удара молнии. Туллий потребовал расторжения сделки и возвращения первого взноса, а Ливии — уплаты оставшейся части покупной цены.

Каково должно быть решение суда по римскому праву классического периода?

11. Валерия вышла замуж, вступив в брак сине ману. Через некоторое время она узнала, что муж продал ее приданое — земельный участок с домом. Отец Валерии обратился в суд с иском о возврате ей проданного мужем имущества.

Каким должно быть решение суда в императорскую эпоху?

12.Луций Ворен попросил у своего богатого соседа Терция Лициния лошадь, чтобы перевезти вещи в соседнее селение. В дороге лошадь задрали волки. Лициний предъявил иск Воре-ну, требуя возврата точно такой же лошади либо уплаты ее стоимости.

Каким должно быть решение суда?

Литература:

1. Бартошек. М. Римское право: понятия, термины, определения / М. Бартошек. – М., 1989.

2. Бердникова С.А. Государство и право архаического Рима в VIII-V веках до н. э.: учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т; С.А. Бердникова. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006.

3. Бычкова Г.П. Словарь терминов и понятий римского частного права / Г.П. Бычкова. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2002.

4. Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право / Д.В. Дождев. – М.: Наука, 1993.

5. Жреческие коллегии в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права / отв. ред. Л.Л. Кофанов. – М., 2001.

6. Институции Юстиниана / пер. Д. Расснера. – М.: Зерцало, 1998.

7. Иоффе О.С. Юрисдикция Древнего Рима / О.С. Иоффе // Проблемы гражданского и административного права. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.

8. Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов / А.И. Ковлер. – М.: Норма, 2002.

9. Косарев А.И. Римское право / А.И. Косарев. – М.: Юрид. лит., 1986.

10. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме / Л Кофанов. – М., 1994.

Тема 6. Право Византии.

1. Общая характеристика источников права Византии IV-VII вв.

2. Источники права Византии VIII-XV вв.

3. Эклога: источники, общая характеристика, правовое положение отдельных групп населения, обязательственные права, брачно-семейное право, наследственное право, преступления и наказания.

Контрольные вопросы

1. Каковы были основные источники Византийского права?

2. Как право было связано с христианской религией?

3. <

Наши рекомендации