Сущность и методы политического исследования
Метод – система правил и приемов исследования для определения объективной истины
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
(policystudies) Анализ процесса формирования политики. Провести различие между изучением политики (как установки, линии поведения – policy) и изучением политического процесса (politics) трудно, поскольку политического процесса без политики быть не может. Французское слово "politique" фактически включает оба значения. Laviepolitique – политическая жизнь – означает примерно то, что англоговорящие называют политическим процессом (politics), а lapolitiquepublique подразумевает политику (policy). Только в 1960-х гг. стали проводить различие между изучением политической жизни и изучением политики, полагая, что понимание результатов политики требует более детального анализа процесса формирования политики, чем это обычно делалось учеными, занимавшимися изучением политических процессов. Полезно различать два направления изучения политики: нормативное и аналитическое. Нормативное представляет собой широкий спектр, выходящий далеко за пределы изучения политических процессов: экономисты, специалисты, проводящие исследования в практических целях, теоретики по вопросам организации и государственные руководители – все они дают критическую оценку того, как осуществляется политика и каким образом этот процесс мог бы быть улучшен. Нормативное изучение политики частично совпадает с изучением ее оценки и проведения в жизнь, которое обычно хорошо финансируется правительствами. Аналитическое исследование политики в основном сводится к изучению политических процессов как таковых. Исследователи стремятся к созданию моделей и объяснению политического процесса, при этом они используют многочисленные методы, близкие к тем, которые применяются при изучении сферы политики в целом. Теория общественного выбора (publicchoice) и некоторые разновидности сравнительного подхода предлагают соперничающие между собой представления о сущности выработки политики; в то же время некоторые необихевиористские (behaviorism) подходы, стремящиеся объяснить результаты политики с точки зрения общих черт политической системы, делают изучение политики трудно отличимым от изучения политических систем.
7. Политические учения Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель)
В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:
1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.
2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью.
Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.
Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.
Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Суть их в следующем:
1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.
3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий:
- правителей-философов,
- воинов-стражей,
- ремесленников.
Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.
Аристотель. Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе "Политика":
1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного".
3. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.