Органы отраслевого управления
Органы, осуществляющие государственное управление, образуют две системы: органы исполнительной власти и иные государственные органы. В перечень структурных звеньев системы государственного управления входят: Президент Республики Беларусь, Аппарат президента (Администрация президента, управление Делами, Совет безопасности, Комитет государственного контроля), Национальный банк, Совет министров, министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, иные органы, подчиненные Совету Министров.
Органы государственного управления образуются с учетом особых принципов — отраслевого, функционального, линейного и территориального. В построении системы органов наиболее выражена иерархическая организация: вертикальная, горизонтальная, смешанная. Вертикальная организация имеет место там, где все органы, входящие в нее, подчинены центру. Горизонтальная организация существует в том случае, когда органы, находящиеся в административно-территориальной единице, подчиняются только местному исполнительно-распорядительному органу. Наиболее широко представлена смешанная организация. В такую организацию входят органы, находящиеся в так называемом двойном подчинении: местных исполкомов, а также аналогичных вышестоящих органов, включая соответствующие органы в центре.
Отраслевой принцип построения государственного аппарата управления используется там, где необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты управления, занимающиеся хозяйственной, социально-культурной или административно-политической деятельностью. Этот орган осуществляет управление ими по всем вопросам их деятельности.
Функциональный принцип предполагает построение аппарата управления таким образом, что образуемому органу поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Основным достоинством функциональной системы является глубокая специализация в управлении. Функциональные органы осуществляют свою деятельность по отношению к разнородным объектам, независимо от подчиненности и значимости. Функциональный принцип способствует координации деятельности многих органов, организаций для единообразного решения определенных вопросов.
Органы местного управления
Местное управление — форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на данной территории. Единая система органов местного управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Местное самоуправление — форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), местные референдумы, собрания.
Местные Советы депутатов являются представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном местного самоуправления. Конституцией установлена исключительная компетенция местных Советов депутатов по следующим вопросам: утверждения программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установления в соответствии с законом местных налогов и сборов; определения в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначения местных референдумов. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.
В Республике Беларусь устанавливается три территориальных уровня советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), районные Советы. К базовому уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет. В состав исполкома входят председатель, его заместители, управляющий делами и члены исполкома.