Изменения в местном управлении
Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства.
Губернскими комиссарами назначались, как правило, председатели губернских земских управ, уездными — уездных земских управ, но по представлению губернского комиссара и рекомендации уездного комитета. Уездные комиссары подчинялись непосредственно губернским, а губернские — правительству. Существовавшие в уездах и губерниях должностные лица продолжали исполнять свои обязанности. По мере необходимости губернскому комиссару предоставлялось право назначать помощников уездных комиссаров.
Комиссары осуществляли надзор за законностью деятельности всех лиц и учреждений на подведомственной им территории. Увольнение уездных комиссаров было возможно только по постановлению правительства. Губернские комиссары обязывались ставить в известность уездных комиссаров обо всех распоряжениях правительства. Правительство связывалось с уездными комиссарами только в исключительных случаях.
Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действительности же их положение было крайне неустойчивым, так как им приходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправления, Советов и других организаций. В местные органы самоуправления входило много демократических деятелей.
В мае 1917 г. Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, устранение дороговизны. 21 мая в стране были образованы волостные земские собрания и волостные земские управы, соответственно сословные крестьянские институты (волостной сход, правление, суд, волостной старшина) были упразднены. Правительство ликвидировало институт земских начальников.
Аналогичные перемены произошли и в органах городского самоуправления. Более ого, в городах с населением свыше 150 тысяч человек вводились районные городские думы.
Наряду с комиссарами и раньше их на местах самочинно организовались комитеты общественных организаций. Они являлись коалиционными органами, объединявшими в своих рядах представителей всех слоев общества: буржуазию, рабочих, солдат, горожан политические партии, профсоюзы и даже местные Советы. Так, по неполным данным, за дни 1—5 марта комитеты общественных организаций были созданы в 28 городах (преимущественно губернских). Комитеты выступали как представители власти на местах, им подчинялась милиция, начальник местного гарнизона. Они повели кампании за перевыборы на демократических началах городских дум и земств. Вначале эти органы подверглись демократизации путем введения в них определенного количества представителей Советов, политических партий, фабзавкомов, профсоюзов и солдатских комитетов, переизбрание на основе всеобщих выборов началось позднее.
В апреле 1917 г. Временное правительство попыталось законодательно оформить замену полиции милицией. Ее содержание возлагалось на органы городского и земского самоуправления. Именно они выбирали начальников городской, уездной, районной (в городах), участковой (в уездах) милиции и их помощников. При начальниках милиции учреждались канцелярии.
Некоторые изменения произошли в судебной системе. Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать революционные суды, созданные по инициативе трудящихся масс. Все вопросы в суде решались большинством голосов, ибо все его члены имели равные процессуальные права. Судебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали.
30 мая Временное правительство учредило суды по административным делам, которые рассматривали конфликты между государственными учреждениями, комиссарами правительства и органами местного самоуправления.
В апреле 1917 г. Временное правительство сделало попытку создать в стране разветвленную систему земельных комитетов. Их главная задача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания.
Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное правительство в мае 1917 г. создало широкую сеть продовольственных органов на местах (губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты), в которых преобладали представители буржуазии.
Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Функционировал разветвленный бюрократический аппарат, который погряз в бумажной волоките и не был способен к каким-либо полезным действиям.
Советы от февраля к октябрю
27 февраля в Петрограде инициативная группа из меньшевиков и эсеров, объявившая себя "Временным исполнительным комитетом" Совета, разослала воззвание войскам и заводам, предлагая выбирать представителей в совет.
В 9 часов вечера в тот же день в Таврическом дворце Петроградский Совет собрался на свое первое заседание, на котором присутствовало около 50 депутатов. Вслед за этим был создан Совет солдатских депутатов, который объединил свои действия с Советом рабочих депутатов. 1 марта Петроградский совет был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов. Был избран Исполнительный комитет Совета. Не обладая формальной хозяйственной и исполнительной властью, он являлся реальной силой, так как пользовался поддержкой большинства петроградского гарнизона и населения города. По отношению к Временному правительству Советы представляли собой вторую власть.
1 марта Совет издал "Приказ № 1", согласно которому солдатам вне службы давались равные со всеми гражданские и политические права. В частях создавались выборные солдатские комитеты, без согласия которых не могли отдаваться приказы и офицерам не выдавалось оружие.
Большинство в Петроградском и других Советах России получили представители партий — меньшевиков и эсеров. В составе Петроградского Совета на 250 депутатов было лишь 38 большевиков. Председателем его Исполнительного комитета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе, а товарищами председателя — эсер А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. С марта начал формироваться аппарат Исполнительного комитета Петроградского Совета. Он состоял из президиума, секретариата и множества комиссий (продовольственной, финансовой, военной, труда, аграрной, железнодорожной, агитационной, литературной, по заведованию издательским и типографским делом и т.п.). С 8 марта в составе Исполкома Петроградского Совета функционировала так называемая "контактная" комиссия, официально существовавшая для "воздействия на Временное правительство, "контроля" за ним.
Все Советы на местах строились по образцу Петроградского, только структурные части исполкомов нередко назывались отделами или секциями. К апрелю в России действовало 513 различных советов — рабочих, солдатских, объединенных, крестьянских. Единой советской структуры не существовало, но имело место стремление к координации действий.
Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся с 3 по 24 июня. Было решено созывать Всероссийский съезд Советов не реже одного раза в три месяца, а общее руководство Советами и их деятельность между съездами поручать Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК), состав которого должен будет избираться на каждом съезде.
ВЦИК первого созыва был избран на первом съезде Советов; в его составе меньшевики и эсеры имели подавляющее большинство (более 72 % членов). В аппарат ВЦИК входили — Президиум, Бюро и многочисленные отделы. Президиум ВЦИК являлся общим руководящим органом, в его состав вошли лидеры меньшевиков и эсеров: председатель ВЦИК первого созыва Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели, М.И. Либер, Ф.П. Дан, А.Р. Гоц. Бюро ВЦИК являлось исполнительным органом пленума.
Много общего с Советами рабочих депутатов имели Советы крестьянских депутатов. Со времени возникновения в марте — апреле крестьянские советы оказались в руках эсеров.
В мае 1917 г. состоялся Первый всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. На съезде был избран Исполнительный комитет Всероссийского съезда крестьянских депутатов под председательством эсера Н.Д. Авксентьева. Исполком подразделялся на множество отделов. К Советам примыкали ряд других демократических массовых организаций, из которых наибольшее значение имели фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы), а также армейские и флотские комитеты.
Фабзавкомы возникали стихийно в первые же дни Февральской революции; они выбирались рабочими каждой фабрики или завода. Через фабзавкомы рабочие организованно предъявили требования капиталистам — владельцам фабрик и заводов. Фабзавкомы нередко занимались вопросами нормирования рабочего дня и зарплаты, приема и увольнения рабочих, контроля за деятельностью заводоуправления, осуществления явочным порядком 8-часового рабочего дня, организацией рабочей милиции и т.д. По мере необходимости фабзавкомы создавали на фабриках и заводах различные комиссии.
Солдатские комитеты стали повсеместно возникать после издания Петроградским Советом приказа № 1 (21 марта). Ротные, батальонные и полковые комитеты избирались общими собраниями солдат, а бригадные, дивизионные, корпусные. Армейские и фронтовые — на соответствующих съездах.
Весной 1917 г. возникли и флотские комитеты. На главной базе Балтийского флота в Гельсингфорсе был создан Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт) под председательством большевика Дыбенко. В июне при ВЦИК был создан Центральный исполнительный комитет военного флота (Центрофлот).