Четырехлетний сейм. Конституция Речи Посполитой 1791 г.
Судьбу страны решила взять в свои руки прогрессивная часть шляхты. Ее сближение с буржуазией способствовало возникновению в политической борьбе единого блока. Этот блок в исторической литературе получил название "патриотическая партия". Деятельность этой партии особенно активно проявилась в 1790-1794 гг. Сейм состоял из 177 депутатов, из них 69 относились к приверженцам шляхтецко-буржуазного блока и придерживались реформаторских взглядов. Этот сейм объявил себя конфедерацией, поэтому его решение принимались большинством голосов, и не могло применяться свободное вето. Единогласно был принят сеймом проект увеличения армии до 100000 человек (20 октября); затем (3 ноября) упразднен большинством голосов военный департамент, как учреждение, возникшее в силу протектората России над Речью Посполитой (по договору 1775 г.), и заменен военной комиссией. Для заведования иностранными делами организована была особая "депутация", вместо департамента, существовавшего при постоянной раде, которая управляла до тех пор страной. Учреждение депутации было новым нарушением договора 1775 г. Деятельность сейма явно направлялась к полному ее уничтожению, что, наконец, и последовало 19 января 1789 г. 24 ноября 1789 г. городские депутаты подписали "акт соединения городов" и представили сейму мемориал, в котором выражали желание, чтобы городскому сословию было разрешено приобретать поземельные имущества, открыт доступ к государственным должностям, организовано представительство городов на сеймах и т. д. Значение прогрессивной партии на сейме все более и более усиливалось. Под ее влиянием в декабре 1789 г. сейм принял проект реформ государственного строя, выработанный одним из видных прогрессистов, Игнатием Потоцким (так называемые "начала для исправления правительства"). Этим проектом создавался сейм, который можно было созвать всегда в случае надобности ("готовый сейм"), вводилось решение менее важных дел простым большинством голосов, преобразовывалось избирательное право, уничтожались конфедерации и т. п. Сейм предписал "депутации для исправления формы правления" составить проект конституции, а пока, чтобы государственный механизм шел правильно, учредил особые гражданско-военные комиссии административного распорядка. Истекал второй год деятельности сейма: она должна была прекратиться, так как согласно конституции можно было созывать обыкновенный сейм только через два года. Продолжить совещания сейма за двухлетний срок — значило нарушить конституцию. Между тем патриотическая партия желала их продолжения, опасаясь, что новый сейм будет действовать вопреки ее преобразовательным планам. Вопрос о продолжении деятельности сейма вызвал оживленные прения. Наконец, в середине июня 1790 г. решено было продолжить существование действовавшего сейма и конфедерации до 9 февраля 1791 г. и вместе с тем созвать сеймики для выбора новых депутатов; но так как и продолженный сейм не был в состоянии окончить все рассматривавшиеся им дела, то патриотическая партия предложила присоединить к составу работавшего сейма весь состав новых послов. Дополнительно было выбрано еще 182 депутата из которых 112 были приверженцами проведения реформ. Таким образом, из 359 депутатов сейма 181 были представителями шляхтецко-буржуазного блока и приветствовали реформы. Сейм в новом составе начал свою деятельность 16 декабря 1790 г. и продолжал ее в духе реформ. Преобразование государственного строя РП Четырехлетний сейм начал с изложения принципов Конституционного права, закрепленных в «Кардинальных правах» и принятых в январе 1791 г. Этот документ по своей сути был декларацией о принципах существования РП как самостоятельного независимого государства. Этот документ был направлен против «Кардинальных прав» 1768 г., а значит на отказ от старошляхетских порядков, на прогрессивные изменения в общественных отношениях. Речь Посполитая объявлялась правовой державой, в которой властвует закон, принятый сеймом. Буржуазный характер реформ проявился также в законе о сеймиках от 24 марта 1791 г. и в законе о городах от 21 апреля 1791 г. По закону от 24 марта избирательное право получала только оседлая шляхта не моложе 24 лет. Устав о сеймиках устранил от выборов бедную, безземельную шляхту, которая являлась орудием в руках магнатов, действовавших часто во вред интересам государства, и предоставил избирательное право поземельным собственникам и тем пожизненным арендаторам, которые платили не меньше 100 злотых подати. Закон "Города наши королевские свободные в странах Речи Посполитой» расширил права мещан, дал им возможность представлять свои интересы в сеймовых комиссиях, причем в вопросах, касающихся городов, они имели решающий голос, в остальных — совещательный. Мещанам разрешалось занимать низшие должности в государственных учреждениях и судах. Активная законодательная деятельность сейма привела к значительным переменам в конституционном законодательстве РП. 3 мая 1791 г. на обсуждение сейма был представлен проект Конституции. Приверженцы реформ, боясь, что сейм в полном составе не примет эту Конституцию, решились нарушить порядок и начали сессию сейма, когда значительная часть реакционных депутатов и сенаторов не вернулись каникул. На сессии присутствовало только 182 депутата и сенатора, что составляло чуть больше чем 1/3 общего состава сейма.Правительственный устав (Конституция) — первый закрепленный на бумаге Основной закон в Европе, в котором принципы организации государственной власти формулировались в соответствии с классическими основами либерального конституционализма.Конституция состояла из преамбулы и 11 разделов. За шляхтой признавались все политические и экономические права и ее верховенство в жизни страны. Отменялось свободное вето, запрещались конфедерации. Устанавливалось, что Конституция подлежит пересмотру через 25 лет.В разделе 3 подтверждался закон о городах и объявлялся частью Конституции.В разделе 5 содержалось прогрессивное положение о том, что" всякая власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа " и должна складываться " из трех властей: законодательной, исполнительной и судебной".По новой Конституции законодательная власть принадлежала постоянно действующему сейму, избираемому каждые 2 года на 70 дней с возможностью продления до 100 дней. Обычные сессии сейма должны были проводиться в начале созыва в Варшаве, каждый третий раз в Гродно. Чрезвычайные сессии могли созываться по требованию короля или по инициативе маршалка палаты депутатов (в случае отказа короля созвать сессию сейма). В разделе 6 указывалось структура и полномочия сейма, который состоял из двух палат: палата депутатов, палата сенаторов под руководством короля. Палата депутатов объявлялась святыней законодательства. В нее должны были входить 204 депутата, обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Кроме того, в палате должны были заседать 24 уполномоченных городов с правом совещательного голоса по вопросам развития городов, производства и торговли. Сенат, который состоял из католических епископов, воевод и министров под руководством короля насчитывал 132 человек. Закон, принятый Палатой депутатов, передавался в Сенат, который мог его принять или отложить до повторного заседания сейма. В этом случае, обе палаты собирались вместе, и решение принималось простым большинством голосов. Решения по важнейшим вопросам государственной жизни принимались квалифицированным большинством голосов (2/3 или 3/4), по менее значимым — простым большинством (более 1/2). Депутаты более не были связаны наказами сеймиков. Конституция отменяла право «либерум вето», запрещала конфедерации. Сейму были предоставлены очень широкие полномочия. Он рассматривал все проекты конституционных, криминальных, гражданских законов; проекты постановлений о ратификации союзных и торговых договоров, войне, мире и т.д. Сейм не только обладал законодательной властью в государстве, но и осуществлял контроль над деятельностью правительства и надзор за всеми государственными органами. Он формировал министерства, которые организовывались на коллегиальных. Сейм превращался в орган, способный действовать. Он действительно стал законодательным и контролирующим органом. В Речи Посполитой была осуществлена попытка осуществить принцип парламентского способа управления.По-новому решался в конституции вопрос об исполнительной власти — о правительстве, строй и компетенция которого обозначались в разделе 7. Исполнительная власть принадлежала центральному для всей РП правительству — Straz praw, в которое входили король, глава католической церкви, наследник престола (без права голоса), маршалок сейма (без решающего голоса, для обеспечения связи правительства с сеймом) и пять министров: полиции, внутренних и иностранных дел, военный и финансов. Назначались два секретаря, один из которых вел делопроизводство правительства, другой — иностранные дела. Министров назначал король. Королевская власть провозглашалась наследственной, но в пределах одной династии. Наследник короля при достижении совершеннолетия имел право присутствовать на всех заседаниях правительства без права решающего голоса. Король наделялся широкими полномочиями. Он возглавлял вооруженные силы страны, назначал и снимал должностных лиц органов государственного управления, сенаторов, епископов. В разделе 8 значительно изменились структура и характер судебных органов. Объявлялся принцип осуществления принцип правосудия только судом. Тем самым вносились изменения в Статут Великого княжества Литовского 1588 г. Согласно Конституции не могли рассматриваться в городских судах дела старост и воевод. Все суды подразделялись на суды первой и второй инстанции. Суды первой инстанции должны были рассматривать дела не по сессиям, а стать постоянными и работать на протяжении всего года. Создавались суды для свободных крестьян, а также высший суд — суд сейма. Последний занимался криминальными делами по государственным преступлениям против народа и короля. Все суды по-прежнему оставались сословными. Раздел 9 Конституции определял порядок назначения регента на случай болезни, плена или несовершеннолетия короля. 11 раздел Конституции был посвящен вооруженным силам страны. Совместно с ополчением создавалась армия рекрутов из крестьян. Ставилась задача увеличить численность армии в несколько раз. Армия должна была оставаться в подчинении исполнительной власти и приносить присягу на верность королю и на оборону народной конституции. Однако усилия реформаторов, направленные на укрепление центральных органов государства, были слишком запоздалыми и не смогли предотвратить политическую гибель РП. 19 мая 1792 г. противники реформ провозгласили в Тарговице (Украина) конфедерацию и начали вооруженную борьбу с реформаторами. Конфедератов поддержала Екатерина II, которая по просьбе тарговичан направила на территорию РП 100-тысячную армию. В июле 1792 г. на сторону конфедератов перешел Станислав Август, испытывавший сильное давление со стороны Екатерины II и утративший веру в возможность победы. К концу 1792 г. противники реформ одержали победу над реформаторами. Акт Торговицкой конфедерации объявил незаконной деятельность Четырехлетнего сейма. В нем говорилось, что Конфедерация создана для охраны католической религии, сохранения целостности границ Речи Посполитой и старых прав шляхты В январе 1793 г. состоялся очередной раздел территории РП между Россией и Пруссией. 17 августа 1793 г. сейм в Гродно утвердил новое расчленение территории государства (первоначально депутаты пытались сопротивляться предложению послов иностранных государств, но, осознав тщетность своих попыток предотвратить неминуемое, молча утвердили очередной раздел).В ноябре 1793 г. гродненский сейм подтвердил все прежние кардинальные законы, восстановив выборность королей. Управление государством должна была осуществлять Постоянная рада, упраздненная Четырехлетним сеймом. Под ее руководством должны были действовать ведомственные департаменты, а также правительственные комиссии и комиссии порядка в воеводствах. Сейм оставался высшим законодательным органом страны, который должен был созываться каждые четыре года на восемь недель; король имел право вета на сеймовые решения, которые касались основных законов. Но и эта новая конституция осталась на бумаге, т.к. РП утрачивала свою независимость. В ответ на разделение страны в 1794 г. началось восстание под руководством Т. Костюшки. Восставшие не имели четких политических установок, намереваясь окончательно определить принципы государственного устройства РП после окончания войны за независимость. Они не уничтожили монархию, ограничившись установлением контроля за королевской властью со стороны Главного национального совета, созданного в Варшаве в мае 1794 г. После поражения восстания под руководством Т.Костюшки 3 января 1795 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали конвенцию о третьем разделе РП, объявив о намерении уничтожить само "название или обозначение Королевства Польского, которое отныне будет упразднено". Станислав Август был вынужден отречься от престола.Политический кризис Речи Посполитой — одна из главных причин исчезновения этой страны с политической карты мира. Он имел несколько причин. Первая заложена с подписания Люблинской унии. С этого момента вся история РП — это борьба гражданства ВКЛ за сохранение независимости, которая ослабляла Корону и Княжество в экономических и военных отношениях. Другой причиной, которая закономерно подрывала сами основы государственности РП, явились шляхетские вольности. Третьей причиной политического кризиса была религиозная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру. Четвёртая причина — борьба между магнатами за власть в стране. Обращения разных группировок за помощью в соседние страны, создание конфедераций, падение нравов властвующего шляхетского сословья, неспособность управлять государством, а также постоянные войны, которые велись на территории государства, разрушали его.
Беларусь в составе Российской Империи
Государственное устройство Российской империи
Российская империя была централизованным государством, высшая власть в котором принадлежала царю-императору. Все его распоряжения должны были исполняться соответствующими государственными учреждениями, должностными лицами и подданными. Он полностью распоряжался всеми денежными средствами и имуществом государства. Царю были подчинены все вооруженные силы страны. Свою власть царь осуществлял через большую армию чиновников и развитый аппарат государственного управления. В первое десятилетие XIX в. высшими государственными учреждениями являлись: Государственный совет, первоначально учрежденный 30 марта 1801 г. специально в качестве законовещательного учреждения; реформированный манифестом 8 сентября 1802 г. Сенат; учрежденные в тот же день министерства и тогда еще не упраздненные коллегии. С 1803 г. начинается постепенное закрытие коллегий, дела которых передаются в департаменты и канцелярии министерств. В 1810 г. был преобразован Государственный совет в высший законосовещательный орган при императоре. Он начал функционировать в составе общего собрания и департаментов. Государственный совет состоял из членов по особому Высочайшему назначению (влиятельные чиновники и приближенные лица) и из министров. Председателем Государственного Совета был император, а в его отсутствие один из членов Совета по назначению императора. Дела готовились к слушанию Государственной канцелярией, на одно из отделений которого (с 1894 г.) было возложено издание Свода Законов и Полного Собрания их. Государственный Совет обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в департаментах, затем в общем собрании. Но император мог издать закон и без предварительного рассмотрения его Государственным Советом. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном Совете стало носить формальный характер. В 1802 г. царским Манифестом «Об учреждении министерств» были созданы восемь министерств: военных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Во главе каждого министерства стоял министр, с одним или двумя товарищами. Министерства состояли из департаментов Учреждение министерств отняло у Сената функции активного управления и поручило Сенату надзор за администрацией и объединения ее действий. Потеряв функции общего внутреннего управления, Сенат сделался преимущественно верховным органом административной юстиции, сохранив лишь немного функций активной администрации: публикацию законов, некоторые дела казенного управления, выдачу грамот на дворянство и т. п. Сенат строился в виде департаментов (всего 6, трех административных и трех судебных) и "общих собраний" и "соединенных присутствий" нескольких департаментов. В системе высших органов Российской империи особое место занимала царская канцелярия, которая делилась на четыре отделения: первое выполняла личные поручения царя, занималось личным составом чиновников, второе — готовило проекты законов, третье — руководило секретной полицией и жандармерией, руководитель третьего отделения был одновременно и шефом корпуса жандармов, четвертое — занималось благотворительными учреждениями. В 1837 г. было создано министерство государственного имущества, которое должно было в первую очередь заниматься государственными крестьянами.В 1857 г. был учрежден Совет Министров как попытка упорядочить деятельность министерств и сделать их более согласованными. Но эта попытка закончилась неудачей. Создание Совета Министров не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений.Включение Беларуси в состав Российской империи и проведение первых преобразований
По первому разделу РП к России отошли восточные районы Беларуси с городами Полоцком, Витебском, Оршей, Могилевом, Рогачевом, Гомелем. По указу Екатерины II от 28 мая 1772 г. эта территория была включена в две вновь созданные губернии — Псковскую и Могилевскую. В 1776 г. из состава Псковской губернии были выделены белорусские поветы и создана Полоцкая губерния.В конце 1772 г. при замене воеводско-поветового деления были ликвидированы и соответствующие им административно-судебные учреждения. 9 октября 1772 г. Сенат принял решение о разделе губерний на провинции. Провинциальные канцелярии возглавили воеводы с асессором, прокурором и двумя секретарями. Функционально провинциальные канцелярии подчинялись губернским правлениям. Земские и гродские суды временно оставили до введения новой судебно-исполнительной организации. Указом сената от 8 мая 1773 г. в присоединенных к Российской империи двух белорусских губерниях создавались губернские и провинциальные суды, в составе презуса, 3 членов, секретаря и 2 писарей. В 1773 г. был введен институт земских комиссаров и канцелярий. Они должны были рассматривать несложные дела, поддерживать общий порядок, следить за исполнением решений, своевременным сбором налогов, оказывать содействие расквартированным войскам. На каждую провинцию избиралось три комиссара. В 1775 г. принимается закон «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Во всей империи вводилось однородное административное деление: губерния (300-400 тыс. ревизских душ), уезд (20-30 тыс.). Провинции ликвидировались. После второго и третьего разделов РП и включения белорусских земель в состав Российской империи (по второму разделу к империи присоединилась центральная часть по линии Двинск — Пинск, а по третьему — западная часть) здесь проводилась политика, целью которой было слияние белорусских земель с основными русскими регионами. После второго раздела РП в 1793 г. была создана Минская губерния. Западня часть Беларуси в 1795 г. была включена в Виленскую и Слонимскую губернии. По указу Павла I от 12 декабря 1796 г. Полоцкая губерния была объединена с Могилевской и создана Белорусская губерния с центром в Витебске. Затем 6 февраля 1797 г. Виленская и Слонимская губернии образовали одну Литовскую губернию. Таким образом, на территории Беларуси не раз изменялось административно-территориальное деление, пока, наконец, не было учреждено в 1801 г. пять губерний, которые и просуществовали вплоть до 1917 г. В начале XIX в. здесь были созданы Витебская, Могилевская, Минская, Виленская и Гродненская губернии. Они образовывали три генерал-губернаторства: Белорусское, Минское, Виленское. С фискально-полицейскими целями губернии делились на уезды, которые в 30-е гг. XIX в. с этой же целью были разделены на станы. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения.