Порядок избрания и вступления в должность

Порядок избрания и вступления в должность

Выборы президента:

- очередные – назначается по истечении срока полномочий президента

- внеочередные выборы – через 3 месяца после ухода президента.

Вступление в должность осуществляется через месяц после проведения выборов.

Присяга президента народу в присутствии членов СФ, депутатов ГД, судей Конституционного суда.

Прекращение полномочий:

1) Добровольная отставка

2) Окончание срока полномочий

3) Смерть

4) Отстранение президента от должности

При отстранении президента от должности присутствует ГД, которая выдвигает обвинение протии президента. ( 2/3 голосов).

Дальше вступает в действие Верховный суд, который должен установить состав деяния, который вменяется президенту, т.е. дать юридическое обоснование.

Конституционный суд проверяет ГД и Верховный суд, т.е. соответствие их действий К РФ.

СФ судит президента, т.е. выступает в качестве судебного органа.

Президент отстраняется от занимаемой должности. После снятия статуса президента он подвергается уголовному преследованию.

4 вопрос ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

Основным органом президентской власти является администрация президента (АП). АП создается на основании указа президента, структура определяется указом президента и назначение тоже.

Т.к. закона об АП нет, то структура и состав часто меняется.

Состав АП:

1) Руководство АП, возглавляет руководитель АП

2) Помощники президента

3) Советники президента

4) Полномочные представители президента в федеральных округах

5) Специалисты

АП делится на управления:

1) Управление внутренней политики

2) Управление внешней политики

3) Территориальное управление

4) Правовое управление

5) Управление кадров, гос. службы и наград

6) Служба протокола

Совет безопасности обеспечивает деятельность президента как верховного главнокомандующего. Председателем является президент.

Состав:

1) ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

2) Все силовые министры (обороны, внутренних дел)

3) Министр иностранных дел

4) Председатель правительства

5) Министр финансов

6) Председатели ГД и СФ.

Текущей работой занимается секретарь СБ.

Гос. совет - создан в 2000 году. Существует для координации деятельности федеральных органов гос.власти и гос. власти субъектов РФ. В ГС входит кроме федеральных руководителей руководители регионов ( по очереди).

ГС обычно заседает не в Москве, а в одном из субъектов РФ в зависимости от решаемых вопросов.

Институт полномочных представителей президента.

9 федер. Округов – в каждом назначен ппп.

ППП координатор действующий на территории фед. округа. Можно сказать – это око президента.

Если возникла какая-либо ситуация ППП координирует деятельность всех структур.

Совещательные органы при президенте:

1) Комиссии – решают конкретные вопросы, работают постоянно.

- по помилованию

-по делам гражданства

2) советы - осуществляют рекомендательную функцию . Работают на общественных началах. Собираются по мере необходимости.

- совет по МСУ

- Совет по правам человека

С августа 2014 года президент возглавил военно-промышленную комиссию. Раньше она существовала при Правительстве. Вопросы, связанные с обороной. Председатель - президент. Текущую деятельность осуществляет зам. председателя правительства (Рогозин).

5 вопрос ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ-ПАРЛАМЕНТ РФ

Правовой статус:

Это законодательная ветвь власти, состоит из 2 палат: ГД и СФ

Основные функции:

1) Законодательная

2) Контрольная

3) Представительная

Законодательная власть выражается в форме законодательного процесса, в котором участвуют президент, правительство, ФС, которое является главным участником.

Законотворческий процесс – процедура, конечной целью которой является закон.

Стадии ЗП:

1) Стадия законодательной инициативы- в качестве субъектов

Все проекты законов вносятся в ГД

2) Рассмотрение и принятие законопроекта ГД. Обычно проходит 2,3 чтения (бюджет – 4,5 )

Чтение- рассмотрение законопроекта всем составом палаты.

3) Одобрение законопроекта СФ (14 дней)

4) Подписание закона президентом и его официальное опубликование ( 7 дней).

Опубликование

- рос. Газета – официальный орган

- Собрание законодательства РФ – журнал

- интернет портал правовой информации

С момента опубликования в рос. Газете закон вступает в силу.

К ведению СФ относится:

К Ведению ГД относится:

ГД.

Избирается на 5 лет. Т.к. ГД выборный орган – на 1 собрании формируется структура ГД. Основная роль в формировании структуре ГД играет партийная фракция (группа депутатов принадлежащих к одной партии).

4 фракции- распределяют между собой места. Избирается председатель ГД (ЕР), его заместители – 5 человек, дальше формируются структурные подразделения ГД:

1) Комитеты– основной орган, который отвечает за определенное направление деятельности.

-отраслевые – по сельскому хозяйству, промышленности и т.д.

- функциональные – по бюджету, налогам и финансам, по законодательству.

В комитете избирается председатель и зам.председателя (ЕР).

Председатель ГД, его 5 замов и председатели комитетов составляют Совет ГД. Решают вопросы о принятии законопроектов.

2) КомиссииГД –

-постоянно –действующие (мандатная комиссия, комиссия по депутатской этике)

- временные комиссии- (по проведению партийных слушаний, по проведению парламентских расследований.

Аппарат ГД – состоит из фед. Служащих. Каждый депутат имеет помощника.

СФ

Это постоянно действующий орган. Состоит из:

1) Председателя. Избирается членами СФ.

2) Первого заместителя и 4 заместителей.

3) Совета палаты

4) Комитетов – основной структурный орган, отвечает за определенное направление деятельности (комитет по обороне и безопасности, по международным делам). Каждый член СФ обязан состоять в одном из комитетов.

5) Комиссии – способствуют организационной работе палаты.

-постоянные комиссии – по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах, которые предоставляют члены СФ.

-временные – создаются для решения определенных задач ( по развитию информационного общества)

6) аппарат СФ состоит из гос. служащих, обеспечивающих деятельность СФ. Состоит из управления и отделов. Возглавляет его руководитель аппарата, назначаемый председателем СФ.

6 вопрос СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ

Исполнительно распорядительная власть имеет следующие признаки:

1) Самостоятельная ветвь гос. власти

2) Самая многочисленная из ветвей

3) Невыборная власть

4) Нет конкретного срока полномочий

5) По строению она обладает иерархической структурой

6) Имеет силовую компоненту – спец.аппарат

7) Распоряжается финансами государства.

8) Действует непрерывно во времени и пространстве

Система исполнительной власти:

1) Правительство РФ – высший орган ИВ.

2) Ведомства

3) Территориальные органы ведомств.

Правительство РФ формируется сверху. Президент предлагает кандидатуру….

Структура правительства утверждается президентом. Указ президента « о системе и структуре фед. Органов исполнительной власти».

В правительстве существует 2 блока:

1) Президентский;

2) Правительственный

Министерство –основной вид ведомства. Руководитель министерства- министр является членом правительства. Это гос. должность. Функции:

1) Осуществление и реализация гос. политики в определенной сфере.

2) Издание подзаконных нормативных актов в форме приказов в своей сфере управления.

3) Координация деятельности, входящих в министерство служб и агенств.

Федеральные службы. Функции:

1) Правоохранительная

2) Контрольно-надзорная

Фед. службы могут иметь 3 вида подчиненности:

1) Президенту- силовой блок: ФС внешней разведки, охраны, безопасности

2) Председателю правительства – таможенная, миграционная.

3) Министерствам- налоговая, министерство финансов.

Фед.агенства. Функции:

1) Выполнение функций собственника гос. имущества- федер. лесное агентство, по рыболовству

2) Оказание гос.услуг, связанных с функцией собственника

Принципы построения территориальной структуры ведомств:

1) Административно-территориальный – наиболее распространен. Территориальные органы ведомств размещаются в соответствии с адм/тер делением государства. 85 субъектов РФ. В каждом субъекте ест ь орган управления.

Если есть необходимость, может быть звено в районе или в городе.

Самым нижним звеном является поселковые и городские, а также сельские отделы и управления. (полиция-министерство внутренних дел)

2) Региональный принцип - используется в основном фед.службами.

Региональное отделение охватывает несколько субъектов РФ, но располагается в одном из них, в других субъектах РФ находится представительство регионального отделения.

Фед. Службы используют этот принцип, т.к. это позволяет добиться большей независимости от местной власти. (ФС финансово-бюджетного надзора)

Подотчетность- президенту подчиняется силовой блок и министр иностранных дел, т.к. он верховный главнокомандующий.

У экономического блока двойная подчиненность: и президенту и правительству.

Административный

-по объекту регламентирования – ведомственный и межведомственный

-по содержанию – административные регламенты оказания гос.услуг (меж и вед), а также административные регламенты по выполнению отдельных гос.функций (носят внутренний характер).

2) Должностные регламенты разрабатываются на основе адм.регламентов – документ, регламентирующий деятельность гос.служащих ( может содержать элементы различных административных регламентов).

7вопрос ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Рассматривается в 2 аспектах:

1) В узком смысле –группа лиц, которая осуществляет руководство исполнительной властью в стране

2) В широком смысле- состоит из органов исполнительной власти, т.е. структура исполнительной власти.

Правительство РФ состоит из:

1)Председателя правительства

2)Заместителей председателя правительства – 2 первых

3)Члены правительства (министры, некоторые руководители служб, агенств)

США

Форма правления – президентская республика.

Политический режим –демократия. Один из самых старейших на сегодняшний день.

Этот режим является наиболее близким к идеалу. Выражается в том, что в США действительно есть демократия, которая построена снизу вверх. С местного самоуправления и до самого верха существует широкая система выборности, т.е. выбираются мировые судьи, прокуроры, шэрифы местной полиции и т.д.

У США федеративное устройство. Американская федерация состоит из 50 штатов и фед.окурга –Колумбия. Она является также одной из старейших, здесь хорошо организована система разграничения полномочий между федерацией и штатами.

Франция

Форма правления смешанная республика.Часто менялась.

Форма гос.устройства- жесткое централизованное государство. Франция делится на департаменты, в каждом департаменте назначается руководитель.

Политический режим- демократический. Сильно проявляется административная власть. Особе место занимают силовые структуры, которые жестко пресекают беспорядки.

Германия.

Форма гос.устройства –федеративное устройство.

Федерация-ассиметричная. Означает, что нет равенства прав земель.

Форма правления- парламентская республика. Правительство формируется парламентом.

В германии многопартийная система с 2 доминирующими партиями, которые находятся у власти заключив коалицию.

Политический режим - демократический. Меньше возможности для инициативы граждан, тк.к существует определенный порядок.

13 вопрос ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОС ПОЛИТИКИ

Гос.политика –практическая деятельность гос.органов, направленная на выполнение основных гос.функций и соответствующая интересам большинства общества.

Виды гос.политики:

Внешняя

-политика в сфере обороны и безопасности

-внешнеэкономическая

-внешне экологическая

- политика в сфере поддержания мира

Внутренняя

-экономическая

-финансовая и денежно-кредитная

-социальная

-региональная

-кадровая

Механизмы формирования ГП:

ГП имеет 2 формы:

1) Механизм разработки

2) Механизм реализации

За механизм разработки отвечает президент . Весь блок внешней политики относится к президенту, т.е. он ее разрабатывает и реализует.

Реализация внутренней политики занимается правительство.

Механизм разработки включает:

1) Определение основных направлений и концепций развития государства

2) Составление программно-целевых документов

3) Проведение эксперимента (система квалификаций для министерств)

К программно-целевым документам относятся :

-концепции (общие)

-программы(конкретно)

-доктрины (внешняя политика)

По каждой программе правительство разрабатывает план реализации.

Целевые программы как правило ведут конкретные ведомства.

Послание Президента России Федеральному Собранию — ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента.

Нормотворчество – это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения.

Нормотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни - экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики - международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики - внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия - отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

14 вопрос АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РФ

Администрати́вная рефо́рма в Российской Федерации — реформа системы государственного управления.

Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода:

  • административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;
  • первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов;
  • второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.

Первый этап (2003–2005)

23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию.

Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети.

Второй этап (2006-2010)

25 октября 2005 г. правительство Российской Федерации одобрило концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах

Порядок избрания и вступления в должность

Выборы президента:

- очередные – назначается по истечении срока полномочий президента

- внеочередные выборы – через 3 месяца после ухода президента.

Вступление в должность осуществляется через месяц после проведения выборов.

Присяга президента народу в присутствии членов СФ, депутатов ГД, судей Конституционного суда.

Прекращение полномочий:

1) Добровольная отставка

2) Окончание срока полномочий

3) Смерть

4) Отстранение президента от должности

При отстранении президента от должности присутствует ГД, которая выдвигает обвинение протии президента. ( 2/3 голосов).

Дальше вступает в действие Верховный суд, который должен установить состав деяния, который вменяется президенту, т.е. дать юридическое обоснование.

Конституционный суд проверяет ГД и Верховный суд, т.е. соответствие их действий К РФ.

СФ судит президента, т.е. выступает в качестве судебного органа.

Президент отстраняется от занимаемой должности. После снятия статуса президента он подвергается уголовному преследованию.

4 вопрос ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

Основным органом президентской власти является администрация президента (АП). АП создается на основании указа президента, структура определяется указом президента и назначение тоже.

Т.к. закона об АП нет, то структура и состав часто меняется.

Состав АП:

1) Руководство АП, возглавляет руководитель АП

2) Помощники президента

3) Советники президента

4) Полномочные представители президента в федеральных округах

5) Специалисты

АП делится на управления:

1) Управление внутренней политики

2) Управление внешней политики

3) Территориальное управление

4) Правовое управление

5) Управление кадров, гос. службы и наград

6) Служба протокола

Совет безопасности обеспечивает деятельность президента как верховного главнокомандующего. Председателем является президент.

Состав:

1) ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

2) Все силовые министры (обороны, внутренних дел)

3) Министр иностранных дел

4) Председатель правительства

5) Министр финансов

6) Председатели ГД и СФ.

Текущей работой занимается секретарь СБ.

Гос. совет - создан в 2000 году. Существует для координации деятельности федеральных органов гос.власти и гос. власти субъектов РФ. В ГС входит кроме федеральных руководителей руководители регионов ( по очереди).

ГС обычно заседает не в Москве, а в одном из субъектов РФ в зависимости от решаемых вопросов.

Наши рекомендации