Глава iii. гарантии государства в области занятости
Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Гражданам Российской Федерации гарантируются:
свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
защита от безработицы;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
информирование о положении на рынке труда.
2. Безработным гражданам гарантируются:
социальная поддержка;
осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
абзац утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ.
Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.12.2001 N 188-ФЗ.
3. Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Глава IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 14. Утратила силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006).
Статья 15. Государственная служба занятости населения
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))
1. Государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
3) государственные учреждения службы занятости населения.
2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
1.1) информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предоставляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в качестве ищущего работу или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
(п. 5 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
6. В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России".
(п. 6 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ с 1 января 2016 года статья 15 будет дополнена пунктом 7 следующего содержания:
"7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".
Статья 15.1. Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения
(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, представляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости.
2. Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения должны обеспечивать:
1) единство предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения в Российской Федерации;
2) полноту и качество предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения;
3) равную доступность государственных услуг в области содействия занятости населения.
3. Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения включают в себя требования к:
1) порядку предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения и критериям принятия решений;
2) составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения, в том числе к особенностям выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
3) порядку и формам контроля за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций в области содействия занятости населения;
4) иным условиям и способам предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения.
4. Разработку и утверждение федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 16. Статистическая отчетность и информация о занятости населения
примечание.
Приказом Росстата от 21.12.2010 N 452 утверждены Методологические положения по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы).
Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.
примечание.
Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной миграционной службой статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией см. Приказ Росстата от 13.10.2009 N 225. О проведении мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников см. Приказ Минтруда России от 30.12.2014 N 1207.
Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Статья 16.1. Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения
(введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))
1. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляются в целях обеспечения оказания соответствующих услуг и эффективного расходования средств, направляемых на исполнение полномочий в области содействия занятости населения и переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
2. В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц должна содержаться следующая информация:
1) регистрационный номер учетной записи;
2) фамилия, имя, отчество;
3) дата рождения;
4) пол;
5) гражданство;
6) адрес места жительства (пребывания), телефон;
7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего их органа;
8) дата обращения гражданина;
9) категория, к которой относится гражданин;
10) сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории;
11) образование;
12) дата регистрации гражданина в качестве безработного;
13) размер и сроки выплаты пособия по безработице;
14) предоставленные гражданину государственные услуги с указанием даты и результата действия;
15) дата и причина снятия с учета.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать обязательность внесения иной информации в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
3. В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей должна содержаться следующая информация:
1) регистрационный номер учетной записи;
2) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
3) адрес (местонахождение);
4) сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать обязательность внесения иной информации в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
4. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
5. Сведения о лицах, которые содержатся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения, представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти безвозмездно.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
Статья 16.2. Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России"
(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
1. Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - система) является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Система состоит из федерального сегмента, региональных сегментов, а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
3. Порядок формирования, ведения и модернизации системы, в том числе порядок размещения информации в системе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) и гражданами, ищущими работу (далее - участники системы), устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Система обеспечивает:
1) сбор, хранение и обработку информации о возможностях трудоустройства, о работодателях, испытывающих потребность в работниках, об имеющихся свободных рабочих местах и вакантных должностях, о гражданах, ищущих работу, и иной информации, порядок утверждения которой установлен настоящей статьей;
2) идентификацию участников системы, прошедших авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации;
3) предоставление информации, содержащейся в системе, в электронной форме;
4) мониторинг и анализ информации, содержащейся в системе;
5) представление работодателями в органы службы занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
6) размещение работодателями информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
7) размещение гражданами, ищущими работу, информации об уровне квалификации, о стаже работы и иной информации, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации;
8) возможность ее модернизации и развития.
5. Оператором системы, ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию, является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
6. В целях содействия занятости граждан, ищущих работу, и повышения мобильности трудовых ресурсов обеспечивается взаимодействие системы и иных информационных систем с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
7. Участники системы обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, подлежащей размещению в системе.
8. Информация, содержащаяся в системе, является общедоступной информацией, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Доступ к информации, содержащейся в системе, осуществляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", на безвозмездной основе.
Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы
Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.
Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ с 1 января 2016 года данный Закон будет дополнен статьей 18.1 "Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)".
Статья 19. Исключена. - Федеральные законы от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ.
Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населения
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения
1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.
2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Статья 22. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
1. Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
Правительство Российской Федерации вправе предусматривать в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на:
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
повышение мобильности трудовых ресурсов.
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
Порядок предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1.1. Мероприятия по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации средства на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.
Статья 22.1. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1. Органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
Органы службы занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
2. Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
1) оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;
2) суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;
3) оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
3. Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
1) оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
2) суточные расходы за время следования к новому месту жительства;
3) единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.
4. Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов
(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
2. Региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов разрабатывается с учетом реализации в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов и заключенных с работодателями соглашений об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов (далее - соглашение).
Порядок и критерии отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, подлежат согласованию в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Правила предоставления субъектам Российской Федерации, включенным в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов, утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Обязательными условиями для включения в соглашение являются следующие условия:
1) меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем в установленном настоящей статьей порядке гражданину, привлеченному для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации;
2) порядок и условия предоставления субъектом Российской Федерации работодателю финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом;
3) порядок и условия участия работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и возмещения работодателем сумм финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, в случаях, установленных настоящей статьей;
4) обязательство работодателя не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом;
5) перечень случаев и оснований, при которых расторжение трудового договора не влечет за собой возмещение расходов на фактически предоставленные работнику меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты;
6) обязанность работодателя ознакомить привлеченного для трудоустройства работника с соглашением до заключения трудового договора;
7) иные предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации условия, в том числе связанные с обустройством на новом месте привлеченного для трудоустройства гражданина и членов его семьи.
5. Сертификат является документом, подтверждающим участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и дающим ему право на получение финансовой поддержки.
6. Сертификат предоставляется работодателю при условии:
1) заключения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, соглашения;
2) привлечения граждан для трудоустройства из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации;
3) отсутствия просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также задолженности по выплате заработной платы;
4) заключения с работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации в субъект Российской Федерации, включенный в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора продолжительностью не менее трех лет.
7. Сертификат не предоставляется, а выданный сертификат подлежит возврату в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в случае, если в отношении работодателя возбуждено производство по делу о банкротстве, либо в случае принятия решения о ликвидации юридического лица, либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо наличия сведений в регистрирующем органе о фактическом прекращении деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, либо наличия задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды от момента заключения соглашения до момента истечения трех лет с даты получения средств финансовой поддержки на привлечение работника для трудоустройства.
8. Финансовая поддержка, предусмотренная сертификатом, предоставляется в целях привлечения для трудоустройства работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, после подтверждения сведений о поступивших за период не менее чем в течение трех месяцев страховых взносах в государственные внебюджетные фонды и представления копии трудового договора, заключенного работодателем с каждым из указанных работников.
Порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, порядок предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
9. С работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее трех лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.
В случае расторжения трудового договора по инициативе работника до истечения трех лет, за исключением случаев, предусмотренных трудовым договором, работник обязан возместить работодателю средства в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты.
Порядок и условия возмещения работником работодателю средств в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, указываются в трудовом договоре.
В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, работодатель возмещает субъекту Российской Федерации средства в размере фактически предоставленных работнику в соответствии с соглашением мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, и остаток средств финансовой поддержки, предусмотренных сертификатом для трудоустройства работника, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашением.
10. Работодатель в случае нарушения им условий соглашения или расторжения им трудового договора с работником, за исключением случаев, предусмотренных соглашением, возмещает субъекту Российской Федерации средства в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, и остаток средств финансовой поддержки, предусмотренных сертификатом, в полном объеме или в объеме средств, предусмотренных сертификатом на привлечение одного работника для его трудоустройства, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашением.
11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением работодателем условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом и соглашением, в том числе посредством анализа информации о поступивших страховых взносах в государственные внебюджетные фонды.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта информация представляется в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, установленном соглашениями об информационном обмене, заключаемыми между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и указанными государственными внебюджетными фондами.
Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
гражданин не имеет квалиф