Развитие культуры в странах Западной Европы

В XiX в.

Наука к техника. Огромное влияние на развитие обще­ства в XIX веке оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции

в естествознании. Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Англия, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундамен­тальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фактологического материала, полученного в результате на­блюдений и опытов, проведение которых все более совер­шенствуется. Во второй половине XIX — начале XX вв. на основе этих данных создаются теории и концепции, являю­щиеся основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в таких науках, как физика, благодаря открытию Д. Джоулем (Англия) и Р. Майером (Германия) закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; химия, где были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, биология, в рамках которой английский ученый Ч. Дарвин разработал свою революционную концепцию про­исхождения биологических видов путем естественного отбо­ра. На рубеже XIX — XX вв. американцем Т. Морганом и немцем А. Вейсманом были заложены основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в раститель­ном и животном мире. Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Европейскими учеными разрабатываются вакцины против болезней, ра­нее считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Э. Джен-нер создает вакцину против оспы, Л. Пастер в середине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Д. Листер ввел в хирургическую практику антисептику, а Д. Симпсон — обезболивающие средства. Крупнейшим дос­тижением явилось открытие в 1895 г. немецким ученым В. Рентгеном «лучей икс», благодаря которым достигаются значительные успехи в области диагностики и хирургии. Результатом этих и других изобретений стало резкое со­кращение смертности, прекращение глобальных эпидемий, увеличение средней продолжительности жизни европейцев. Индустриализация стран Европы и Северной Америки была тесно связана с прогрессом в области техники. Особенность XIX века, по сравнению с предшествующими столетиями, — быстрое внедрение в жизнь различных технических нов­шеств. Европейские ученые добились значительных резуль­татов в разработке средств коммуникации: в 1835 г. аме-




риканец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат. в 1876 г. А. Белл — телефон, в начале XX в. А. Попов и Г. Маркони сконструировали первые радиоприемники. Во второй половине XIX века создается первый двигатель внут­реннего сгорания, «Отцами» современного автомобиля счи­таются немецкие конструкторы Г. Даймлер и К* Бенц. Во второй половине XIX в. многочисленные технические нов­шества становились все более доступными, затрагивая все сферы жизни: уже к началу XX века использование в быту газа, электричества, телефона и так далее стало обыден­ным явлением.

Литература и искусство.Начало XIXвека было озна­меновано борьбой таких противостоящих друг другу тече­ний, как неоклассицизм и романтизм. Разочарование в идеях просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверен­ность, вызванные бурными событиями в Европе начала XIX в., а также индустриализацией, коренным образом ме­нявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению уйти от? повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведе­ниях Ф. Шиллера и И. Гете. Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона, крупнейшая поэма которого «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции. Многих поэтов, композиторов и ху­дожников романтизма вдохновляло политическое движение за национальную независимость. Эти тенденции проявля­лись в творчестве итальянского композитора Д. Верди, вен­герского поэта Ш. Петефи и др. В прозаической литературе течение романтизма нашло отражение в жанре историче­ского романа, произведениях таких авторов, как В. Скотт, Т. Карлейль, Ж. Санд. Элементы романтизма затронули произведения одного из крупнейших писателей и поэтов Франции данной эпохи — В. Гюго. Романтизм проникает также в архитектуру, что способствовало распространению в Европе в первой половине XIX века неоготического сти­ля, и в живопись. Крупнейшими художниками, создавав­шими свои картины в рамках этого стиля, были Ф. Гойя и Э. Делакруа, которые черпали сюжеты произведений из ре-




8. Зак. 606



волюционных событий в Европе первой половины XIX века.

К концу 30-х годов романтизм начинает вытесняться реалистическим направлением, основу которого составля­ла проблема социальной значимости искусства. Сторонни­ки этого течения стремились изображать мир «таким, как он есть». Данная тенденция проявилась в романах Ч. Дик­кенса, социальных «панорамах» О, Бальзака, объектив­ном реализме Г. Флобера. Переход к реализму в живописи связан, прежде всего, с именами таких французских ху­дожников, как Ж. Милле, О. Домье и Г. Курбе, изобра­жавших на своих полотнах реальную повседневную жизнь представителей различных слоев общества. Уже в 40-е гг. реализм приобретает черты острого социального протес­та, в частности, в работах О. Домье, посвященных рево­люционным событиям во Франции 30 — 40-х гг.

С середины XIX в. значительные изменения претерпевает архитектура, где начинают широко применяться новые ма­териалы, прежде всего железо и сталь. В 30 — 40-е годы намечается отход от классицизма и неоготики — происходит симбиоз различных стилей предшествующих эпох. Создают­ся роскошные здания с пышными нагромождениями лепных и скульптурных украшений, преобладанием неровных ли­ний и поверхностей. Этот псевдостиль, демонстрировавший эклектичные художественные вкусы богатевшей буржуазии, был великолепен и пышен, но не отличался величием и изя­ществом. В конце XIX в. в архитектуру проникают после­дние достижения технической мысли: в конце 80-ых гг. в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева баш­ня; в США начинают сооружаться небоскребы. Все эти но­вые явления выступали в качестве своеобразной демонстра­ции растущего богатства буржуазии, мощи и величия запад­ного мира.

Наиболее крупным явлением в искусстве Европы вто­рой половины XIX века стало формирование нового худо­жественного направления — импрессионизма. Его главной особенностью было стремление выразить моментальное впе­чатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворенных в свете и красках. В центр сюжета стави­лись не реальный предмет или явление, а человеческое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Крупнейшими представителями этого течения,

которое долго не признавалось как искусство и вызывало осуждение многих критиков, были П. Сезанн, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген и др.

Бурное экономическое развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это спо­собствовало значительным достижениям в области искус­ства. В XIX в. искусство становится более демократич­ным, перестает быть «развлечением для избранных». Рост грамотности населения приводит к тому, что с новейшими произведениями писателей, поэтов, драматургов знакомятся все более широкие круги общества; открываются много­численные публичные музеи, галереи, выставки. Культу­ра и искусство в XIX веке отражала все важнейшие изме­нения в жизни западной цивилизации, являясь важней­шим показателем бурного социально-экономического раз­вития, происходившего в это время.

Россия в XIX веке

Наши рекомендации