ТЕМА 5. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества
Общие методические указания
В цикле гуманитарных дисциплин история занимает особое место как средство формирования мировоззрения, основанного на гуманистической системе ценностей, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В соответствии с учебным планом в процессе изучения курса студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу и сдают дифференцированный зачет.
Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Задания контрольной работы состоят из теоретических вопросов. Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими и конкретными, составленными в соответствии с методическими указаниями. В конце каждого теоретического вопроса обязательно делается вывод.
Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости двух последних цифр номера личного дела студента-заочника.
В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера личного дела студента. По горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, соответствующие последней цифре номера личного дела студента.
Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами заданий контрольной работы. Например, шифр студента-заочника
Т-3-232-11. Число 11 - означает год зачисления в учебное заведение; число 232 - номер личного дела, где две последние цифры 32 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 3-ей строки по вертикали и 2-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами задания контрольной работы (5, 13, 26,40,48).
Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.
Контрольная работа выполняется в формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2.5 см, нумерация страниц указывается без черточек в правом нижнем углу.
При оформлении контрольной работы на титульный лист наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением. На бланке указываются: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.
Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер вопроса и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста.
В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сначала указываются нормативные документы, затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.
На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.
По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.
В соответствии с учебным планом по итогам изучения курса студенты заочной формы обучения сдают дифференцированный зачет.
Перечень компетенций
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. Тематический план
ТЕМА 1.Введение. История как наука
ТЕМА 2. Древнейшая история человечества
ТЕМА 3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья.
ТЕМА 4. Новое время: эпоха модернизации.
СОДЕРЖАНИЕ
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Студент должен:
Уметь:
· сравнивать между собой понятия цивилизация и культура, цивилизация и общество, цивилизация и формация;
· характеризовать основные стадии развития мирового цивилизационного процесса, их хронологические рамки и отличительные черты;
· давать характеристику наиболее существенных особенностей локальных цивилизаций, о которых рассказывается в учебном пособии, по следующей схеме: влияние природной среды и других цивилизаций, своеобразие государственности, отношений между государственной властью и обществом, государственной властью и церковью (если такая имеется), экономического развития, системы религиозно-культурных ценностей;
· сравнивать локальные цивилизации, то есть указывать их важнейшие различия и черты сходства;
· иметь представление о специфике западной и восточной моделей цивилизационного развития и месте России в мировом цивилизационном процессе.
· Давать характеристику модернизационной теории.
Знать понятия:формация, культура, цивилизация, локальный и стадиальный подходы, локальная и стадиальная цивилизации, традиционная, или доиндустриальная, индустриальная, или техногенная, информационная цивилизации, глобальная цивилизация, общественная модернизация.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Русь в IX – начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Студент должен:
Уметь:
· показывать по карте: места расселения восточных славян, важнейшие торговые пути через земли славян, направления походов русских князей, территории, вошедшие в состав Древнерусского государства;
· критически анализировать исторические источники: "Повесть временных лет", хроники византийских авторов, свод "Русская правда";
· сравнивать, выделять общее и особенное в политике русских князей, развитии русских княжеств;
· выявлять причины, последствия и значение христианизации, раздробленности;
· давать оценку, формулировать собственную позицию в отношении "норманнской теории".
Знать понятия:индоевропейцы, родовая и соседская община, язычество, "военная демократия", "норманнская теория", полюдье, митрополит, двоеверие, вече, вотчина, закупы, холопы, рядовичи, тиуны, раздробленность, аристократическая республика.
Варианты контрольной работы
Б | Последняя цифра номера личного дела | ||||||||||
А | |||||||||||
Предпоследняя цифра номера личного дела | |||||||||||
Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов.
Задания контрольной работы
1. Дайте характеристику проблемы происхождения человека. Назовите виды человека. Опишите жизнь первобытной общины. Дайте характеристику первобытной религии и искусства.
2. Раскройте сущность неолитической революции, назовите ее причины и последствия
3. Дайте характеристику древнейших государств Востока: Египет, государства Междуречья, Индия, Китай. Раскройте сущность деспотии как формы государственного устройства.
4. Дайте характеристику Афин и Спарты как типов полисов. Опишите ход греко-персидских войн. Раскройте сущность кризиса полиса.
5. Дайте характеристику походов Александра Македонского и их последствий. Назовите основные черты и достижения культуры эпохи эллинизма.
6. Проанализируйте особенности цивилизации Древнего Рима в царский и республиканский периоды.
7. Дайте характеристику Рима в эпоху империи. Назовите причины упадка и гибели Рима.
8. Дайте характеристику Великого переселения народов, его последствий. Опишите образование варварских королевств в Европе
9. Раскройте роль ислама в возникновении цивилизации арабов. Опишите ход арабских завоеваний, образование и распад халифата. Назовите достижения арабской культуры.
10. Дайте характеристику Византийской империи в средние века. Назовите достижения византийской культуры.
11. Дайте характеристику Востока в Средние века: особенности развития Индии, Китая и Японии
12. Охарактеризуйте империю Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
13. Назовите основные черты западноевропейского феодализма. Раскройте роль города в средневековой Европе.
14. Проанализируйте роль католической церкви в Средние века.
15. Назовите особенности, основные направления и жанры средневековой культуры Западной Европы.
16. Раскройте тему «Образование Древнерусского государства» по плану:1) восточные славяне в 8-9 вв 2) «норманнская теория» и ее противники 3)политика первых русских князей
17. Раскройте причины крещения Руси и его значение.
18. Объясните предпосылки феодальной раздробленности на Руси. Назовите причины и последствия распада.
19. Назовите особенности древнерусской культуры. Дайте краткую характеристику 2-3 известным памятникам литературы, архитектуры и изобразительного искусства
20. Раскройте тему «Русь между Западом и Востоком» по следующему плану: 1) Монгольское завоевание и его последствия. 2) Натиск с Запада. Деятельность Александра Невского.
21. Проанализируйте причины возвышения Москвы. Сравните политику московских князей по отношению к Орде. Определите значение Куликовской битвы в процессе объединения
22. Охарактеризуйте процесс объединения Русских земель в 1389-1462 гг. Назовите признаки единого централизованного государства, сложившиеся в правление Ивана III.
23. Раскройте тему «Россия в правление Ивана Грозного» по плану: 1) Начало правления 2) Реформы «Избранной Рады» 3) Опричнина (причины, сущность, последствия) 4) Внешняя политика: цели и результаты.
24. Проанализируйте причины Смуты конца XVI -начала XVII в. Охарактеризуйте основные события и последствия Смутного времени.
25. Дайте характеристику экономического и социального развития России в XVII в. Раскройте сущность народных движений.
26. Раскройте тему «Культура Руси конца XIII —XVII в» по плану:1) Литература XIII –начала XVI вв 2) Архитектура и искусство XIV –XV вв 3) Русская культура XVI в 4) Русская культура XVII в
27. Раскройте тему: «Великие географические открытия» по плану: причины, этапы, последствия для Европы и открытых земель
28. Проанализируйте процесс образования колониальных империй в XVII — XVIII вв
29. Опишите развитие европейской культуры и науки в XVII —XVIII вв. Дайте характеристику Эпохи Просвещения
30. Раскройте тему : «Война за независимость и образование США» по плану 1.Причины и предпосылки войны за независимость 2.Война за независимость США 3.Декларация независимости США и последствия ее принятия
31. Раскройте тему «Великая французская буржуазная революция конца XVIII» 1. Причины и характер революции. 2. Этапы революции. 3.Итоги и последствия революции
32. Дайте характеристику промышленного переворота в XIX в и его последствий
33. Дайте характеристику колониальной экспансии европейских стран в Индии и Китае в 19 веке
34. Охарактеризуйте развитие России в эпоху петровских преобразований по плану: 1)Начало правления Петра I . Первые преобразования 3) Внешняя политика Петра. Северная война. 4) Направления, сущность и результаты реформ
35. Дайте характеристику экономического и социального развития России в XVIII в. Назовите причины и особенности крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева
36. Раскройте сущность внутренней и внешней политики правителей эпохи «дворцовых переворотов» в 1725-1762 гг
37. Дайте определение понятия «просвещенный абсолютизм». Раскройте сущность внутренней и внешней политики Екатерины Второй.
38. Раскройте тему «Культура в XVIII в» по плану: 1)Культура петровских времен 2) Развитие образования )Литература и искусство
39. Дайте характеристику внешней политики России в начале XIX в по плану: 1) Участие в антифранцузских коалициях 2) Присоединение Финляндии 3) Отечественная война 1812 г и заграничные походы русской армии.
40. Проанализируйте особенности экономического развития России в первой половине XIX в
41. Охарактеризуйте внешнюю политику России в правление Николая I: раскройте сущность «восточного вопроса», опишите ход военных действий в Крымской войне, ее итоги.
42. Раскройте тему «Отмена крепостного права в России» по следующему плану: 1) Император Александр II. 2) Подготовка крестьянской реформы 3) Основные положения Манифеста 19 февраля 1861 г 4) Последствия реформы
43. Определите причины и характер русско-турецкой войны 1877-1878гг. Опишите ход военных действий и итоги войны, международное положение России после ее окончания.
44. Охарактеризуйте цели, задачи, течения народнического движения, его сильные и слабые стороны.
45. Раскройте тему «Экономическое развитие в пореформенной России (вторая половина XIXв)» по плану:1. Промышленное развитие в 60-70-е гг. особенности промышленного переворота. 2. Сельское хозяйство после отмены крепостного права
46. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в конце XIX века и оцените ее результаты.
47. Дайте характеристику развития русского искусства в XIXв
48. Раскройте сущность революционных процессов в Азии в начале XX в. (Китай, Индия, Иран, Турция)
49. Дайте характеристику революционного движения в Западной Европе в начале XX в.
50. Дайте характеристику социально-экономического и политического развития США в 20-30-е гг XX в
51. Проанализируйте развитие международных отношений в 20-30-е гг XX в
52. Дайте характеристику недемократических режимов в Западной и Восточной Европе в 20-30-е гг XX в
53. Раскройте вопрос «Европейская культура в первой половине XX в» по следующему плану:1) Наука и техника 2) Новые течения в художественной культуре 3) Литература 4)Театр и кинематограф
54. Дайте характеристику особенностей социально-экономического развития России на рубеже XIX—XX вв. Раскройте направления и сущность реформ С.Ю.Витте.
55. Раскройте цели внешней политики России в начале XX в. опишите причины, ход военных действий и результаты русско-японской войны
56. Дайте сравнительную характеристику идейных течений, политических партий и общественных движений в России на рубеже XIX—XX вв
57. Проанализируйте причины, характер первой русской революции. Охарактеризуйте события основных этапов революции, ее итоги и последствия.
58. Охарактеризуйте основные цели, направления и результаты столыпинских реформ. Дайте оценку личности П.А.Столыпина
59. Раскройте тему «Серебряный век русской культуры» по плану:1.Понятие «серебряного века».2. Новые направления и достижения в литературе 3. Традиции и новаторство в живописи.
60. Проанализируйте причины, цели участников Первой мировой войны. Опишите кратко ход военных операций 1914 —1916 гг на Западном и Восточном фронтах. Охарактеризуйте влияние войны на внутреннюю обстановку в России.
61. Раскройте тему « От Февраля к Октябрю» по плану:1. Причины и события Февральской революции. 2. Сущность двоевластия. 3. Причины и последствия кризисов Временного правительства
62. Проанализируйте причины прихода к власти большевиков. Раскройте сущность первых декретов, особенности формирования новых органов власти.
63. Раскройте причины, этапы и итоги Гражданской войны в России .
64. Проанализируйте причины введения, сущность и основные мероприятия Новой экономической политики. Назовите итоги Нэпа.
65. Опишите процесс образования СССР, его причины. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг XX в
66. Назовите причины перехода к политике индустриализации. Дайте характеристику ее источников, изменений в управлении экономикой. Раскройте причины, методы осуществления коллективизации, а также ее последствия
67. Дайте характеристику государства и общества в СССР в 30-е гг. XX в: причины и этапы репрессий, социальные процессы.
68. Раскройте тему «Советская культура в 20 — 30-е гг. XX в: 1.Культурная революция и ее задачи 2. Особенности развития литературы и искусства в 20-е гг 3.Достижения и противоречия советской культуры и науки в 30-е гг
69. Дайте характеристику международной обстановки накануне Второй мировой войны. Проанализируйте причины и последствия подписания советско-германского пакта, а также мероприятия по укреплению обороноспособности СССР.
70. Дайте характеристику начального периода Великой Отечественной войны. Назовите причины поражения Красной армии в начале войны. Опишите ход военных действий в первые месяцы войны, этапы и значение Московской битвы
71. Дайте характеристику коренного перелома в войне: опишите ход военных операций Сталинградской и Курской битвы.
72. Дайте характеристику военных операций завершающего этапа Великой Отечественной войны (1944-1945 гг). Охарактеризуйте итоги войны и цену победы для СССР
73. Дайте характеристику развития международных отношений после Второй мировой войны по плану: 1) Причины и начало «холодной войны» 2) Кризисы 50-60 гг 3) «Разрядка» международной напряженности в 70-е гг 4) Окончание и итоги «холодной войны»
74. Раскройте тему «Крушение колониальной системы» 1.Историческое место колониализма.2.Этапы разрушения колониальной системы империализма. 3.Постколониальный период. Пути развития освободившихся стран.
75. Охарактеризуйте развитие СССР в первые послевоенные годы по плану: 1. Восстановление разрушенного хозяйства.2. Противоречия политической жизни. 3 Идеология и культура
76. Раскройте сущность внутрипартийной борьбы после смерти Сталина. Дайте характеристику особенностей социально-экономического, политического и культурного развития в период «оттепели» в сер50-х — начале 60-х гг. XX в
77. Охарактеризуйте противоречия и достижения экономического , политического и культурного развития в годы застоя во второй половине 60-х —- начале 80-х гг. XX в
78. Раскройте тему «СССР в годы перестройки» по плану: 1. Цели политики перестройки. 2.Экономические реформы, их направления и результаты. 3.Реформа политической системы. 4. Политика гласности, ее последствия 5. Национальный вопрос.
79. Проанализируйте причины распада СССР. Дайте оценку событиям путча августа 1991 и его последствиям.
80. Дайте характеристику особенностей социально-экономического и политического развития России в 90-е гг XX – начале XXI.
Формы аттестации по дисциплине
Контроль знаний по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета (письменно), за счет времени отведенного на изучение дисциплины (на последнем занятии, два академических часа).
Примерный перечень вопросов для дифференцированного зачета:
1. Охарактеризуйте жизнь восточных славян до образования государства: хозяйство, социальные отношения, политический строй.
2. Выделите этапы возникновения и развития Древнерусского государства (9-10 вв.) Дайте характеристику "норманнской теории" и аргументов ее противников.
3. Охарактеризуйте Русь в правление Владимира (980-1015 гг.). Проанализируйте причины и последствия Крещения Руси.
4. Дайте характеристику Руси в правление Ярослава Мудрого: расцвет культуры, свод законов "Русская правда".
5. Дайте характеристику причин и последствий феодальной раздробленности на Руси. Охарактеризуйте особенности развития русских земель в 11-13 вв на примере Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли .
6. Охарактеризуйте этапы борьбы русских земель против внешних вторжений в 30-40-е гг 13 века: монголо-татарское нашествие, крестоносцы. Дайте оценку деятельности Александра Невского.
7. Выделите этапы объединения русских земель вокруг Москвы в 14-15 вв. Дайте оценку политике московских правителей от Ивана Калиты до Ивана II.
8. Дайте характеристику правления Ивана Грозного по плану: 1. Реформы "Избранной Рады". 2. Причины, сущность и последствия опричнины.
9. Охарактеризуйте цели, направления и результаты внешней политики Ивана Грозного.
10. Раскройте причины Смуты конца 16 – начала17 века. Опишите основные события Смутного времени, охарактеризуйте его последствия.
11. Раскройте особенности социально-экономического и политического развития страны в XVII в. дайте характеристику Соборного Уложения 1649 г.
12. Охарактеризуйте основные тенденции развития культуры допетровской Руси IX-XVII вв.
13. Дайте характеристику внешней политики и преобразований в России в правление Петра I.
14. Раскройте сущность внутренней и внешней политики правителей эпохи дворцовых переворотов в России (1725-1762).
15. Охарактеризовать Россию в эпоху Екатерины II. Раскройте сущность политики "просвещенного абсолютизма"
16. Охарактеризовать внешнюю политику России во II половине 18 в..
17. Дайте характеристику основных направлений и достижений культуры России XVIII столетия,
18. Дайте характеристику внешней политики России в начале XIX в. Проанализируйте причины, основные события и значение Отечественной войны 1812 г.
19. Проанализируйте основные направления внутренней политики России в начале XIX в. Раскройте сущность государственных преобразований М.М. Сперанского.
20. Охарактеризуйте внешнюю политику России в правление Николая I:
21. сущность «восточного вопроса», ход военных действий в Крымской войне, ее итоги.
22. Дайте характеристику либеральных реформ 60-70-х гг XIX в :причины, сущность, последствия
23. Определите причины и характер русско-турецкой войны 1877-1878гг. Опишите ход военных действий и итоги войны, международное положение России после ее окончания.
24. Охарактеризуйте цели, задачи, течения народнического движения, его сильные и слабые стороны.
25. Раскройте тему «Экономическое развитие в пореформенной России (вторая половина XIXв)» по плану:1. Промышленное развитие в 60-70-е гг. особенности промышленного переворота. 2. Сельское хозяйство после отмены крепостного права
26. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в конце XIX века и оцените ее результаты.
27. Дайте характеристику развития русского искусства в XIX.
28. Раскройте сущность основных направлений внутренней и внешней политики Александра III.
29. Проанализируйте особенности экономического и социально-политического развития России на рубеже 19-20 веков. Стадия империализма в России
30. Охарактеризуйте внешнюю политику России в конце 19-начала 20 в. Раскройте причины, события и итоги русско-японской войны1904-1905 г.г.
31. Раскрыть тему: «Революция 1905-1907 гг» по плану: причины, этапы, значение.
32. Дайте характеристику политических партий России начала 20 века: (консервативные, либеральные, революционные.)
33. Раскройте сущность третьеиюньской политической системы(1907-1911). Проанализируйте мероприятия и итоги аграрной реформы. П.А.Столыпина.
34. Назовите особенности и достижения русской культуры эпохи «серебряного века».
35. Проанализируйте причины, цели участников Первой мировой войны, назовите основные военные операции 1914 —1916 гг на фронтах, влияние войны на внутреннюю обстановку в России.
36. Дайте характеристику Февральской революции: причины, события, итоги. Назовите причины и последствия кризисов Временного правительства.
37. Назовите причины прихода к власти большевиков. Раскройте сущность первых мероприятий Советской власти.
38. Раскройте причины, этапы и итоги Гражданской войны в России .
39. Проанализируйте причины введения, сущность, основные мероприятия и итоги Новой экономической политики. Опишите процесс образования СССР.
40. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг XX в
41. Дайте характеристику процессов индустриализации и коллективизации.
42. Расскажите о взаимоотношениях государства и общества в СССР в 30-е гг. XX в.
43. Раскройте особенности развития советской культуры в 20 — 30-е гг. XX в.
44. Дайте характеристику международной обстановки накануне Второй мировой войны. Проанализируйте причины и последствия подписания советско-германского пакта, назовите мероприятия по укреплению обороноспособности СССР.
45. Дайте характеристику начального периода Великой Отечественной войны. Назовите причины поражения Красной армии в начале войны. Опишите ход военных действий в первые месяцы войны, этапы и значение Московской битвы
46. Дайте характеристику коренного перелома в войне: опишите ход военных операций Сталинградской и Курской битвы.
47. Дайте характеристику военных операций завершающего этапа Великой Отечественной войны (1944-1945 гг). Охарактеризуйте итоги войны и цену победы для СССР
- Охарактеризуйте особенности социально-экономического и политического развития СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.). Дайте характеристику положения СССР в системе международных отношений 1940- н. 1950-х гг.
- Охарактеризуйте тенденции социально-экономического, политического и культурного развития СССР в период «оттепели» (1953-1964 гг.).
- Расскажите о формировании политики «застоя» в середине 1960-начале 80-х гг, назовите его проявления в различных областях общественной жизни. Дайте характеристику международного положения СССР в 1960-1980-х гг.
- Дайте характеристику направлений социально-экономических реформ перестройки, назовите их последствия. Расскажите о Новом политическом мышлении во внешней политике Советского Союза
- Назовите особенности политического развития СССР и тенденции в развитии национальных отношений в период перестройки. Проанализируйте причины и последствия распада СССР
- Проанализируйте процесс становления современного российского государства. Расскажите об особенностях перехода к рыночной экономике в РФ в 90-е гг XX века.
- Охарактеризуйте особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в первое десятилетие XXI века.
Критерии оценки:
«5» - за правильное выполнение обоих теоретических вопросов
«4» - за допущенные неточности при выполнении теоретических заданий зачетной работы
«3» - за правильное выполнение одного из двух заданий зачетной работы и наличие ошибок в другом задании;
«2» - за выполнение менее двух заданий зачетной работы.
Общие методические указания
В цикле гуманитарных дисциплин история занимает особое место как средство формирования мировоззрения, основанного на гуманистической системе ценностей, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В соответствии с учебным планом в процессе изучения курса студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу и сдают дифференцированный зачет.
Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Задания контрольной работы состоят из теоретических вопросов. Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими и конкретными, составленными в соответствии с методическими указаниями. В конце каждого теоретического вопроса обязательно делается вывод.
Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости двух последних цифр номера личного дела студента-заочника.
В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера личного дела студента. По горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, соответствующие последней цифре номера личного дела студента.
Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами заданий контрольной работы. Например, шифр студента-заочника
Т-3-232-11. Число 11 - означает год зачисления в учебное заведение; число 232 - номер личного дела, где две последние цифры 32 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 3-ей строки по вертикали и 2-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами задания контрольной работы (5, 13, 26,40,48).
Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.
Контрольная работа выполняется в формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2.5 см, нумерация страниц указывается без черточек в правом нижнем углу.
При оформлении контрольной работы на титульный лист наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением. На бланке указываются: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.
Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер вопроса и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста.
В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сначала указываются нормативные документы, затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.
На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.
По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.
В соответствии с учебным планом по итогам изучения курса студенты заочной формы обучения сдают дифференцированный зачет.
Перечень компетенций
Бухгалте