Понятие, сущность, принципы и функции права
Система нормативного регулирования — это совокупность норм или упорядоченное поведение людей в различных сферах. Система социальных норм представляет собой совокупность норм, регулирующих поведение людей, действие социальных групп, организации в общественной жизни деятельности.
Социальные нормы - это правило социально значимых членов общества, отражают уровень развития общества, качество жизни, характеризуют государственную власть.
Отличие норм права от других социальных норм:
1.Нормы права состоят из общеобязательных правил поведения;
2.Нормы права закреплены в нормативных актах в официальной форме (законы);
3.Правовые нормы формально определены, т.е. они сформулированы письменно в юридических документах;
4.Исполнение норм права обеспечивается государством;
Право - система общеобязательных правил поведения, формально определенных, закрепленных в официальных правовых актах и поддерживающих силой государственного принуждения. Существует немало теорий происхождения права: - Нормативистская теория права (право это совокупность норм, определенных государством, правовые нормы расположены в строгой иерархии: конституция - законы подзаконные акты);
Естественно правая теория (естественные права есть то право, требованиям которого должна соответствовать жизнь общества);
психологическая школа права (всем людям присуще интуитивное права, которое является абсолютным, а позитивное права относительным).
Право формировалось несколькими путями:
- государство санкционировало обычай;
- государство создало специальные органы, которые издавали правовые акты;
- государство создало правовые нормы.
Функции права - это основные направления воздействия права на общественное поведение людей. Существует две группы функций права:
- обще социальные функции (совпадают с основными направлениями деятельности государства)
- собственно юридические функции.
Обще социальные функции: - экономические (право создает нормативную базу экономических отношений, правила поведения в экономической сфере);
-политические (закрепляют политический строй общества, механизм функционирования государства);
- функция социального контроля (право контролирует поведение людей с помощью норм);
- культурно историческая функция (право является важной составной частью культуры общества; оно объединяет духовные ценности и достижения народа);
- воспитательная функция (право воздействует на сознание и поведение людей, является важнейшим элементом мировоззрения)
Собственно юридические функции:
- регулятивная функция (право воздействует на поведение субъектов правовыми средствами, назначение этой функции - регулирование определенной ситуации определенной нормой);
-охранительная функция (заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану общественных отношений, образующих наиболее важную сферу деятельности людей и вытеснение вредных отношений опасных для человека).
Нормы права
Норма права- это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государством и является регулятором общественных отношений.
Отличие норм права от всех других норм:
-это не любые правила поведения, а правила, которые устанавливаются государством, предполагается гос. принуждение;
- это формально определенная норма, так как она закреплена в официальном документе, в ней четко определяются права и обязанности;
- это общеобязательное правило поведения для всех индивидов данного государства;
- правовая норма структурно организована;
- системность норм, т.е. они должны находится в единстве между собой, они не должны противоречить друг другу.
Нормы права можно классифицировать по различным основаниям или критериям.
По предмету правового регулирования (по отраслям права): -конституционно-правовые; - гражданско-правовые; - уголовно-правовые.
По юридической силе: - нормы законов; - нормы подзаконных актов. По реализуемым функциям: - регулятивные нормы; - охранительная; - нормы - дефиниции; -закрепительные нормы.
По содержанию (по характеру): обязывающие нормы; запрещающие; управомачивающие. По методу регулирования: императивные; диспозитивные; рекомендательные;поощрительные.
Структура правовой нормы - это ее внутренние строение, разделенное на составные части и связь этих частей между собой.
Норма права включают в себя:
1. Гипотеза - часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых нормы подлежат применению.
2. Диспозиция - часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение участников при данных обстоятельствах.
3. Санкция - часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены в нарушителю правовой нормы.
Форма права
Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Государство не может нормально функционировать, если не опирается на право. Эта связь выражается в формах права.
Источники (формы) права - это государственные, официальные способы выражения и закрепления норм права, придание им общеобязательного юридического значения.
Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права:
Правовой обычай- это исторически сложившееся, правило общественного поведения людей. Правовой обычай санкционируется только государством. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам.
Судебный прецедент- решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел, по которым нет конкретного решения. Прецедент характерен для англосаксонского права.
Судебная практика- это такая форма деятельности судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правовые положения. Она обобщается и закрепляется в руководящих разъяснениях высших судов.
Нормативный договор- соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.
Правовая доктрина - учения, теории в области права. Это компетентное суждение, либо разъяснение известных ученых юристов по правовым проблемам.
Нормативно правовой акт- предписания государственных органов, которые устанавливают, изменяют и отменяют нормы права, издаваемые определенными уполномоченными на то органами законодательной власти для осуществления регулирования общественных отношений.
Нормативно правовые акты необходимо отличать от актов применения:
1. Нормативный правовой акт это акт, носящий общий характер, а акт применения права носит индивидуальный характер, регулирующий общественные отношения, обращен к конкретному лицу.
2. Нормативный правовой акт это акт, порождающий, изменяющий, прекращающий общественные отношения по средством закрепления, установления или отмены норм права, является общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может, он реализует общие предписания нормативного акта в жизни.
По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон- это нормативный акт, издаваемый только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Ведущее место среди всех нормативно правовых актов занимает конституция, т.е. это основной чакон государства и общества.
Конституция отличается от остальных законов следующим: - является актом основополагающего характера; - является основным источником права, служит базой для законодательства; - обладает высшей юридической силой и отличается стабильностью; - конституция характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны па законе и не противоречит ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы и конкретизируют закон в определенной ситуации.
Действие закона- это свойство нормативного акта и всей системы законодательства, выражающееся в состоянии реального функционирования.
Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы вступают в законную силу с определенного момента, который устанавливается в нормативном акте.
Утрачивают силу в трех случаях:
- по истечению срока действия акта;
- в связи с изданием нового акта заменившего ранее действующих;
- на основании указаний государственного органа об отмене конкретного акта.
Пространственные пределы действий зависят от двух факторов: - какое положение занимает орган в обществе;
- территория государства.
Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Нормативные акты распространяются на всех лиц находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.