Вопрос №51: Понятие, принципы, функции местного самоуправления.
Местное самоуправление – форма власти, которая предполагает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с КРФ местное самоуправление осуществляется гражданами следующим образом:
– путём местных выборов, местных референдумов
– через собрания, сходы (деревня, посёлок)
– посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Законодательство о местном самоуправлении допускает возможность образования органов территориального общественного самоуправления), например, советов микрорайонов, уличные, домовые комитеты и т.д.
Под функциями местного самоуправления понимаются – основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление. Эти функции бывают двух видов:
– собственные:
1. обеспечение участия населения в решении местных дел (а это предполагает развитие муниципальной демократии и поддержку инициативы граждан)
2. управление муниципальной собственностью
3. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета
4. установление местных налогов и сборов (пример: на местную милицию и на уборку улиц, территорий)
5. обеспечение развития собственной территории (для этого принимаются программы её развития).
– переданные государством:
1. охрана общественного порядка
2. защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных КРФ
3. обеспечение потребностей населения в разных услугах (образовательных, медицинских, коммунально-бытовых, социокультурных и т.д.).
Существует такое понятие как принципы местного самоуправления – основополагающие идеи, начала, которые лежат в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся:
1) Самостоятельность решения населением всех местных вопросов (как непосредственно, так и представительно, т.е. через выборные органы местного самоуправления).
2) Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством: органы местного самоуправления не входят в систему гос. органов. Их структура определяется населением самостоятельно.
3) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (через институты прямой и представительной демократии).
4) Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам: местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления его функций.
Органы местного самоуправления:
Центральное место в системе местного самоуправления занимают муниципальные органы. Они не входят в систему гос. власти, но могут наделяться отдельными гос. полномочиями – и в этом качестве они представляют собой государственные властные органы, деятельность которых подконтрольна государству. К ним относятся:
1. представительные выборные органы местного самоуправления. Называться они могут по-разному, согласно уставу данного муниципального образования (пример: городская дума, городской комитет, муниципальное собрание и т.д.). Эти органы избираются непосредственно городским или сельским населением.
*Закон разрешает не выбирать такие представительные органы местного самоуправления, а собираться всем гражданам на собрания или сходы и на них решать основные вопросы. Это характерно для маленьких поселений.
2. Глава муниципального образования.
*До принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (август 1995) главы муниципальных образований назывались по-другому – главами местных администраций.
Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории данного муниципального образования.
Это лицо может избираться непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления, которым он подотчётен. Вопрос о его выборах, о его конкретном названии (мэр, староста и другие) решается в уставе данного муниципального образования, а сам устав принимается либо населением путём местного референдума, либо представительным законодательным органом местного самоуправления.
3. Другие органы местного самоуправления – местная администрация, которая осуществляет управленческую деятельность на местах.
*В Череповце местная администрация – мэрия, её возглавляет мэр Ставровский.
Местная администрация включает в себя разные отделы управления:
– отдел финансов
– отдел образования
– отдел здравоохранения
– отдел торговли
– отдел культуры и т.д.
Закон запрещает образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами гос. власти.
Срок полномочий местного депутата, а также выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет (в Череповце – 4 года).
Для того, чтобы местное самоуправление было реальным, необходимо наличие определённых условий и гарантий для этого =>назовём некоторые гарантии местного самоуправления:
1. Территориальная основа местного самоуправления – каждое муниципальное образование имеет свою собственную территорию. По ст.131 КРФ – это города, или сельские поселения. Изменение границ между муниципальными образованиями не допускаются без учёта мнения местного населения.
2. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: каждое муниципальное образование имеет свою финансово-экономическую базу, в которую входят:
– муниципальная собственность – имущество органов местного самоуправления: муниципальные земли, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения
– местные финансы, т.е. средства местного бюджета + федеральные отчисления (например, компенсация: на местную милицию; расходов, возникших в результате решений, принятых гос. органами).