Государство волжская булгария

По мере своего развития Волжская Булгария становится довольно большим государством, занимая огромную территорию. В X – XI веках северной границей государства был правый берег Камы, западная граница была по реке Свияга и ее левым притокам, восточная граница проходила по реке Шешма, а южные границы были у большой излучины Волги, у нынешних Жигулевских гор. Географическое положение Булгарии было очень выгодным со всех точек зрения. Государство находилось на самом оживленном перекрестке – здесь пересекалось множество путей, товары шли и по суше, и по воде.

Булгария обладала громаднейшими площадями плодороднейшего чернозема. Все это обеспечивало благосостояние и могущество молодого государства. Со временем Булгария превращается в самое могущественное государство в Среднем и Нижнем Поволжье. Земледельцы получали здесь большие урожаи пшеницы и она стала крупным центром по торговле зерном. Кроме этого отсюда вывозились пушнина, рыба, различный скот, большое количество меда и орехов, а также различные кожанные изделия и изделия из металла. Главную прибыль купцов Волжской Булгарии приносил пропуск товаров между Западом и Востоком.

государство волжская булгария - student2.ru

Чтобы успешно торговать, в Булгарии в десятом веке появился дирхем. Это была своя собственная денежная единица, своя монета. Было естественным, что такая интенснивная торговля служила мощнейшим стимулом для развития городов. Изначально столицей Булгарии был город Булгар. Впоследствии столица была перенесена в другой город – Биляр, который разросся настолько, что превзошел по своим размерам Булгар и стал крупнейшим городом Волжской Булгарии. Кроме этих городов известны и другие города. Это, конечно же Сувар, который был вторым по величине городом в Волжской Булгарии, Балымер и Кашан, Ошель, Джукетау и другие.

В двенадцатом веке был основан город Иски Казань. Все эти города представляли собой серьезные фортификационные сооружения. Одновременно они являлись и административными центрами государства. Чтобызащитить себя от постоянных нападений кочевников, булгары возводили мощные валы, рыли неприступные рвы, которые могли достигать в длину нескольких километров. При археологических раскопках могильников на территории, где ранее была Волжская Булгария, было сделано много находок, в том числе и геральдических символов.

государство волжская булгария - student2.ru

Главным символом Булгарии был дракон – «Барадж». Он фигурировал на многих находках. И, как показали исследования археологов, этот символ и был гербом государства Волжская Булгария. Впоследствии, как бы обеспечивая преемственность поколений и народов, этот символ в XVII веке стал и гербом города Казань. В дальнейшем гербы трансформировались, но неизменным оставался символ – дракон – «Барадж».

Конец Волжской Булгарии

Пока существовало само это государство, оно постоянно подвергалось нападениям кочевников. Именно потому и строились мощнейшие фортификационные сооружения. Возводились неприступные валы, рылись глубокие рвы, наполненные водой. Нередко они тянулись на многие километры. На протяжении трех веков защищал и оберегал дракон земли Булгарии. Неоднократные набеги монгольского войска до определенного времени успешно отбивались. Самое большое поражение от булгар монгольское войско потерпело в 1223 году, когда булгары организовали засаду. Тогда была уничтожена большая часть войска монголов. Монголы отступили, но мысли о завоевании новых земель не оставили.

государство волжская булгария - student2.ru

Полтора десятилетия собирались они с силами и осенью 1236 года 150-тысячное войско вторглось в Волжскую Булгарию. Орды хана Батыя захватили крупнейшие города – Биляр, Джукетау, Булгар, Сувар и некоторые другие города и укрепления. Было множество убитых жителей, кто-то был продан в рабство, кто-то успел убежать на Север, где их укрыли непроходимые леса. Немногие беженцы челом били владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, были им приняты и определены на жительство в городах верхней Волги. Не защитил, не оберег дракон Барадж тех, кому он покровительствовал. В 1240 году государство Волжская Булгария перестало существовать.

КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ

Гунны, авары и тюрки. В 375 году кочевые племена гуннов из Приуралья, перейдя реку Дон и разоряя всё на своём пути, прошли по Европе. Они завоевали Закавказье и Малую Азию. В 445 году гуннов возглавил знаменитый полководец Аттила. Укрепившись на Дунае, гунны держали в страхе всё Причерноморье. Однако со смертью грозного Аттилы они утратили былую силу.

В середине VI века в Восточной Европе оформился союз кочевых племён во главе с аварами. Они в 558 году основали на Дунае Аварский каганат. Однако он не устоял под натиском новой волны кочевников – тюрков, хлынувших в приазовско-каспийские степи.

Тюркский каганат объединил племенные союзы Алтая, Центральной и части Средней Азии. Влившиеся в каганат племена пользовались относительной независимостью. Как правило, тюрки не разоряли земледельческие области, предпочитая собирать с них дань. Племенная знать обогащалась, и явью стало имущественное неравенство. Богатых воинов хоронили по особому обряду в поминальных оградках из камней.

Тюркский каганат способствовал объединению тюркоязычного населения.

Хазарский каганат. В середине VII века в Юго-Восточной Европе возник Хазарский каганат. Новое государство представляло собой союз различных, преимущественно тюркоязычных, племён, ядро которого составляло племя хазар, кочевавшее на территории современного Дагестана. Воинственные хазары напали на булгарские племена, и они были вынуждены отступить. Часть булгар ушла на Дунай, другая – на Среднюю Волгу, где основала государство Волжская Булгария.

Аттила. Реконструкция М. Горелика

Уже к началу VIII века Хазарский каганат стал крупнейшим государством на территории нашей страны. Хазары успешно противостояли могучим соперникам – Византийской империи и Арабскому халифату.

Во главе государства стоял каган, но реальная власть и управление находились в руках царя (бека). Знать владела земельными угодьями и облагала население податями (различными налогами).

Столица хазарского государства находилась в устье реки Итиль (Волги) и носила одноимённое название. Хазары получали большие пошлины от купцов, пользовавшихся Волжским торговым путём. Город Итиль превратился в крупный торговый центр. Хазары перешли к оседлому образу жизни и создали яркую и самобытную культуру.

Византия стремилась распространить в Хазарском каганате христианство, а арабы призывали хазар принять мусульманство. Хазарская знать избрала другой путь. Государственной религией стал иудаизм, заимствованный у евреев, которые переселились в каганат из Византии.

К началу IX века территория каганата сократилась. Он утратил значительную часть своих владений в Крыму. В следующем веке орды кочевников-печенегов, подстрекаемые Византией, опустошили северные и западные области владений хазар.

Хазарский воин. Реконструкция О. Фёдорова

В 964 – 965 годах киевский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат.

Печенеги. В среднеазиатском союзе кочевых племён крупнейшим было племя печенегов. Они вытеснили из заволжских степей сарматов и стали во главе союза. Однако из Заволжья печенегов потеснили враждебные им племена, и они двинулись на запад. Печенеги обосновались в междуречье Кубани и Дона. Отсюда они совершали набеги на земли соседей. Русская летопись под 992 годом сообщала: «Печенези придоша от оной стороне от Сулы».

Волжская Булгария. В VII веке кочевавшие в Приазовье племена булгар (другое написание народности – болгары) пришли в Поволжье. Они покорили местные племена и положили начало Булгарскому государству.

В 922 году булгарский царь Альмас объединил окрестные племена в единое государство. Государственной религией стал ислам.

Арабские послы у булгарского правителя. Художник В. Лаптев

Основой хозяйства кочевников-булгар было скотоводство, местное население занималось земледелием. В Волжской Булгарии развивалось ремесло, в частности оружейное. Булгарские воины, как свидетельствовали средневековые авторы, «ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение».

Через территорию Булгарии шёл древний Волжский торговый путь. Булгарское государство сумело также обеспечить безопасность караванного пути в восточные страны, что способствовало развитию торговли. В города Булгарии привозили товары с Востока, из Византии, Руси. В цене были рабы – пленники, привезённые на продажу из соседних стран.

Города Булгар (или Болгар), Сувар (Сивар), Биляр и другие в X веке были небольшими. По мере развития торговли и ремесла они превратились в крупные города средневековой Европы. В Суваре и Булгаре чеканили свою монету. Жители Булгара пользовались водопроводом. Булгары укрепляли свои города; в наиболее опасных местах они создавали оборонительные линии (валы), тянувшиеся на десятки километров, чтобы обезопасить себя от нападения соседних государств.

В конце XI – начале XII века столица государства была перенесена из Булгара в Биляр, который получил имя Великого города.

Волжский булгарин. Реконструкция М. Герасимова

Авары – кочевники из Центральной Азии, преимущественно тюркского происхождения.

Каганат – название государства у древних тюркских народов (авар, хазар и др.)

Тюрки – различные племена, сложившиеся на территории Алтая и в степях Азии. Слово «тюрк» означает «сильный», «крепкий».

Каган – титул главы государства у древних тюркских народов (авар, печенегов, хазар и др.), с конца VIII в. – у восточных славян, в XIII в. – у монголов.

Пошлины – денежный сбор.

375 год – вторжение гуннов в Европу.

558 год – образование Аварского каганата.

Середина VII века – образование Хазарского каганата.

922 год – создание государства Волжская Булгария.

Вопросы и задания

1. Вспомните из курса всеобщей истории и расскажите о гуннах, покажите их завоевания на карте.

2. Перечислите крупные государственные образования кочевников в первые века нашей эры.

3. Составьте рассказ о городе Итиль.

4. Что, по вашему мнению, составляло один из основных источников богатства Хазарского каганата?

5. Расскажите, когда и как образовалось Булгарское государство.

6. Найдите на карте (с. 45) крупнейшие города Хазарского каганата и Волжской Булгарии.

7. Дайте краткую характеристику Византийской империи и Арабского халифата в VIII веке, используя знания истории Средних веков.

Работаем с документами

1. Римский историк Аммиан Марцеллин писал в конце IV века о гуннах:

«Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Лёгкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабжёнными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись врукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами».

1. Составьте рассказ о жизни кочевников-гуннов.

2. Каковы были их обычаи и нравы?

2. Арабский автор «Книги путей царств» Ал-Истахрий дал следующее описание хазар:

«Хазар – это имя страны, а столица её Итиль; равным образом Итиль (река Волга) – имя реки. Город Итиль делится на две части: одна часть на западном берегу реки по имени «Итиль», и это большая часть, а другая – на восточном берегу. Царь живёт в западной части. Величина этой части города в длину около фарсаха (5 – 6 километров), и окружает её стена. Постройки этого города разбросаны, и жилищами в нём служат войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных из глины; у них есть рынки и бани. Дворец царя далёк от берега реки, и выстроен он из обожжённого кирпича. Ни у кого нет постройки из обожжённого кирпича, кроме царя, и он не позволяет никому строиться из кирпича.

В этой стене четверо ворот: одни обращены к реке, другие – к степи, что расстилается за стеною города.

Царь их иудейского вероисповедания, и говорят, что свита его числом около 4000 человек. Хазары – мусульмане, христиане и иудеи, и среди них есть и идолопоклонники. Самый малочисленный класс – иудеи, а самый большой – мусульмане и христиане, но всё-таки царь и приближённые – иудеи.

У царя их войска 12 000 человек; когда умрёт из числа их один человек, то непременно ставят на его место другого.

Источник доходов царя составляет взимание пошлин на заставах, на сухих, морских и речных путях. На обитателях городских кварталов и окрестностей лежит повинность доставлять им всякого рода необходимый провиант, напитки и прочее».

1. Как выглядела столица Хазарского каганата?

2. Какие религии исповедовали жители Итиля?

4 Восточные славяне. Происхождение, расселение, занятия, общественный строй и верования

  1. Проблема славянского этногенеза
  2. Расселение восточных славян
  3. Расположение племенных союзов
  4. Соседи восточных славян
  5. Занятия славян
  6. Языческие верования
  7. Основные славянские боги
  8. Общественный строй. Родовая и соседская общины
  9. Военная демократия

Проблема славянского этногенеза. Вопрос о времени появления славян в Ев­ропе является дискуссионным. Учёные-лингвисты считают, что 2–1,5 тыс. лет до н.э.праславянский язык выделился из индоевропейского. В индо­европейскую группу народов входят также англичане, германцы, скифы, балты, французы, греки, иранцы, армяне и др. Прародина индоевропейской общности находится в Малой Азии (современная Турция). Оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу в III-II тыс. до н. э.

Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения:

1. Восточные славяне – коренное (автохтонное) население Вос­точной Европы. Они происходят от созда­телейзарубинéцкой и черняховской археологических культур. Черняховская культура была разрушена в ходе Вели­кого пересе­ления народов III–VII вв., когда из Центральной Азии на запад мигрировали кочевые племена готов, гуннов.

2. Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу. Эта точка зрения наиболее верна.

Современные ветви славянства – восточная, западная и южная – возникли в VI–VII вв. Готский учёный VI в. Иорданподразделял славян на три группы – венедов, антов исклавинов. Иордан писал, что венеды – «многочисленное племя», проживав­шее «от истоков Вистулы (античное название р. Вислы)... они называ­ются склавинами и антами».

Археологи выделили 3 ареала расселения протославян(праславян):

-Польша и р. При­пять – склавины;

-р. Днестр и р. Днепр – анты;

-Поморье и низовья р. Вислы – венеды.

К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ла­дожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были рассе­лены полтора десятка племенных союзов. Летописец Не­стор называет их племенными княжениями. Племенные союзы образовы­вались путём объединения мелких племён вокруг силь­ного пле­мени. Племена состояли из родов.

Расположение племенных союзов:

-поляне – среднее течение р. Днепр (центр – Киев);

-древ­ляне (от слова «дерево») и дреговичи (от слова «дрягва» – болото) – по р. Припять (центр – г. Искоростень);

-радимичи – верховья р. Днепр и р. Десна;

-северяне – по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский);

-волыняне, дулебы, бужане – р. Западный Буг;

-кривичи – верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск);

-полочане – в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк);

-иль­менские словене – на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород);

-вятичи – по р. Ока, Москва;

-уличи – в меж­дуречье р. Юж­ный Буг и р. Днестр, на Чёрном море;

-тиверцы – между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная;

-белые хорваты – в Карпа­тских горах.

Вначале историки не доверяли схеме расселения племён Нестора, но археологи подтвердили её по женским украшениям – височным кольцам. Их разновидно­сти совпадают с ареалом расселения племён.

Существует ряд точек зрения на происхождение термина «Русь»:

1. Русь – племена, населявшие берега р. Рось и Россавы у Киева.

2. Русь – на древнескандинавском языке – гребцы, дружина Рюрика.

3. Русь – от древнеславянского го­рода Рýса (Старая Русса).

4. Русь – от готского слова росоман – русый, светлый человек.

Соседи восточных славян:

-на северо-западе соседями славян являлись скандинавы –варяги (викинги, или норманны – «северные люди») – предки современных шведов, датчан и норвежцев. Отважные мореходы и воины, они бороздили на ладьях-драккарах(«драконьих» кораблях) моря Европы, наводя ужас на её жителей. Скудость природных ресурсов заставлял мужчин отправляться в грабительские походы. Слово «викинг» (от vik – «бухта») означало участника таких походов, определяя не национальную принадлежность, а профессию.

-вдоль Балтики находились балтий­ские племена (ливы, эсты, жмудь, аукшайты, ятвяги);

-на севере и северо-востоке: фи́нно-у́гры (весь, чудь, сумь, емь, корела, меря, муромá, мещера);

-на юге: полукочевые народы (печенеги, хазары) и скифы.

В IV в. на территорию славян вторглись германские племенаготов во главе с вождём Германарихом. Они потерпели поражение, но преемник Германариха Амал Винитаробманом заманил к себе 70 славянских старей­шин во главе сБусом (Божем) и распял их. В славянском языке остались готские слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем».

В IV–V вв. в ходе Вели­кого пе­реселения народов из Азии в Европу через славянские земли прошли тюркские племенагуннов.

В VI в. славяне воевали с тюркским кочевым Аварским каганатом. Авары во время переговоров вероломно убили славянского посла Мезамира. Авары под­чинили прикарпатских славян дулебов. ПВЛ сообщает о жесто­кости аваров. «Обры», как называет их летописец, впрягали в те­леги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом ве­лики и умом горды», но «исчезли бесследно». Аварский каганат в VII в. был уничтожен Византией.

В VI в. в Причерноморье возникло тюркское Болгарское царство. Часть болгарво главе с ханом Аспарухом откоче­вали на Дунай, где ославянились. Другие осели на средней Волге и Каме, создав Волжскую Болгарию (Булгарию) с центром в г. Бýлгар.

К VII в. на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и При­чер­номорье возник Хазарский каганат. Хазары заимст­вовали у еврейского населения Крыма иу­даизм и устано­вили господство над восточными славянами, кото­рые платили им дань до IX–X вв.

С VI в. славяне совершают походы на Византию – наследницу древней Римской империи, жители которой называли себя «ромеями». Из ви­зан­тийских ис­точников известно о славянах и антах, которые, по словам Маврикия Стратега, автора сочинения VI в. «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе»; «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчине­нию». Росы – «скифский народ, жестокий и варварский», «дикий и грубый». Византийский автор VI в.Прокопий Кесарийский писал, что «славянские племена не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демокра­тии), и поэтому у них счастье и несча­стье в жизни считается делом об­щим, жизнь и узаконения были одинаковы». Женщины наравне с мужчинами принимали участие в военных походах и битвах. Известно, что в 830-х годах в Константинополе при дворе императора Феофилапоявилось первое посольство русов.

Путешественники из Арабского халифата, следуя заветам пророка Мухаммеда «ищите науку хотя бы в Китае», совершали дальние научные экспедиции. В описаниях арабов VIII–IX вв. упо­минаются три протогосударства –объединения пле­менных союзов русов – Куяба,или Куявия(со столицей в Киеве), Слаба, или Славия (с центром в Новго­роде) и Артаб (Арсаб), или Арта­ния. Местопо­ло­жение Артании неизвестно, возможно, Рязань, Ростов Великий или Белоозеро.

Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, ры­боловство и др.

Земледелие – основное за­нятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земле­делия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито» («жизнь»). В южной лесо­степной полосе господствовала зáлежная сис­тема земледе­лия, или перелог– после снятия несколь­ких урожаев землю не засевали для вос­становления плодо­родия. В се­верных лесных рай­онах существо­вала подсечная (подсечно-огневая) система земледелия, или подсека: деревья ру­били и сжигали, расчищая участок земли («лядину»).

Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерус­ском языке слово «скот» озна­чало также деньги.

Бóртниче­ство («борть» – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл.

Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обмени­вали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Ос­новным являлся водно-сухо­путный путь «из Варяг в Греки». Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торго­вый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм.

Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци» – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство. Формы верований:

-фетишизм– поклонение предметам и явлениям (камням, деревьям);

-анимизм – вера в духов, культ предков. Славяне верили, что духи – души предков, роди­чей, живут рядом. Дух (демон) оказывает положи­тельное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и бере­гини, в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики, в жилище – домовой, в бане – банник;

-тотемизм – вера в происхождение человече­ского рода от животных. Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотни­чество. Так, в былинах бога­тырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;

-политеизм – вера во многих богов.

Основные славянские боги:

-Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины;

-Сварóг – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников;

-Сварожичи – сыновья Сварога;

-Род – божество Вселенной и плодородия;

-Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца;

-Хорс, или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь;

-Купала – бог лета;

-Стри́бог – божество ветра и бурь;

-Велéс – бог скота, покровитель пастухов и богатства;

-Мóкошь (Ма­кошь) – супруга Перуна, богиня плодородия, покрови­тельница жен­ского рукоделия и девичьей судьбы;

-Семаргл – единственный зоо­морфный славянский бог, крылатый пёс, воплоще­ние священного числа семь (иранского происхождения).

Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом.

Археологами найдены языческие идолы, святилища – кáпищаи места захоронений – трéбища. Обряды совершали жрецы – волхвы́. Спо­собы захороне­ния – помещение трупа в почву (ингумация) и трупосожжение (кремация). В по­гребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Многочисленные останки людей, как взрослых, так и детей, принесённых в жертву, найдены в языческих святилищах в Прикарпатье. Византийский автор IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола князем Святославом. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных сла­вян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование го­судар­ства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физиче­ского труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) – коллектив людей, связанных кровным род­ством и единством хозяй­ства.В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совме­стно вели хозяйство, обрабатывали землю общими ору­диями труда, урожай потребляли также совместно.

Совершенствование производительных сил (развитие зем­леделия, ското­водства, железных орудий труда) создавало излишки уро­жая. Родовая община распалась на семьи, на смену ей пришла соседская (территори­альная) об­щина –поселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю. В сосед­ской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основ­ной хозяйственной единицей являлась семья. Сохра­нялась общинная собственность на леса, сенокос­ы, па­стбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собст­венно­стью семьи являлся собранный ею уро­жай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущест­венное неравенство.

Военная демократия (вóждество) – форма племенной организации в эпоху разложе­ния первобытнообщинного строя в VI–VIII вв.; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управле­ния продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастала роль воена­чальника – князя. Князь вначале вы­бирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится на­следственной. Князь опирался на дружину,которая могла принудить народ к повиновению.

Образование древнерусского государства Первые киевские князья Княжение Аскольда в киеве Первые рюриковичи Детельность князя Олега правление Игоря

Как уже отмечалось при рассмотрении предыдущего вопроса, еще с VII века у восточных племен можно увидеть отдельные элементы будущего государства: наличие сильной знати и больших союзов племен. Сложнейшие внешние и внутренние социально-экономические, политические и этнические процессы заставляли ранее созданные княжества то объединяться, то распадаться, то перегруппировываться, в зависимости от конкретных условий, в крупные суперсоюзы, которые уже обнаруживали черты, присущие раннефеодальной государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с VII века). В VII веке существовала, согласно византийским и арабским источникам, «держава волынян». Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавившем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. В начале и в середине IX века, согласно восточным источникам, существовали три крупных объединения славянских племен: Куява, Славия или Поволховье и Артания, располагавшиеся соответственно в районе Киева, Новгорода и Рязани11.

Но к середине IX века объединения славянских племен были еще слабо связаны друг с другом и недостаточно сильны, поэтому не могли противостоять таким грозным соседям, как хазары и варяги. Наиболее опасны были хазары. Хазарский каганат стремился завоевать эти территории и утвердился скорее как союзник местной знати.

Согласно «Повести временных лет», в 862 году племена Поволховья изгнали варягов и отказались платить им дань. Но вскоре внутри этих племен начались распри, и тогда словене, кривичи, чудь, весь (последние два – угро-финнские этносы) отправили послов «за море к варягам, к Руси» искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли братья Рюрик, Синеус и Трувор, севшие княжить соответственно в Новгороде, Белоозеере и Изборске. Преемник умершего в 879 году Рюрика Олег подчинил в 882 году Смоленск, Любеч, а затем, убив киевских князей Аскольда и Дира, Киев. Таким образом, он подчинил весь торговый путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море), объединив север и юг страны. Поэтому 882 год условно считается годом создания Древнерусского государства (или, как его называют, Киевской Руси). После смерти Олега власть унаследовал сын Рюрика Игорь и его потомки – Рюриковичи.

Летописный рассказ требует ряда поправок. До одного года «ужимаются» события, имевшие явно большую временную протяженность. Рюрик, очевидно, сел княжить не в Новгороде, тогда еще не существовавшем, а в основанной скандинавами в VIII веке Ладоге. Есть сомнения в реальности братьев Рюрика или одного из них (три брата – фольклорный мотив). И главный вопрос: какова роль норманнов в создании Древнерусского государства? Летописный рассказ дал основания работавшим в России в XVIII веке немецким ученым Г.Ф. Миллеру, Г.З. Байеру, А.Л. Шлецеру утверждать, что именно норманны принесли на Русь государственность (норманнская теория). В настоящее время можно считать, что возникновение государства на Руси было обусловлено объективными причинами. Варяги, ставшие волею судеб во главе многих славянских племен, приняли активное участие в этом процессе и ускорили создание единого Русского государства, но позднее были ассимилированы славянами.

Что же касается термина «Русь», то более вероятно его скандинавское, а не восточнославянское происхождение. Появился он в Поднепровье еще до Олега, не позднее середины IX века, что, впрочем, неудивительно: предшественники Олега, Аскольд и Дир, судя по именам, тоже были варягами. Еще в начале X века этот термин имел скорее социальное, чем этническое значение, - им обозначали дружину князя и его ближайшее окружение, и лишь позднее он стал распространяться на подвластные им земли и племена.

Уже в IX веке правитель Руси носил наряду с княжескими титул «кагана» (хакана), что, видимо, должно было символизировать его независимость от хазарского кагана, которому поляне, вятичи и другие восточнославянские племена платили дань (вятичи – и в X веке). Это, вероятно, демонстрировало его верховенство над князьями восточнославянских племен, которые именовались великими и светлыми князьями (эти титулы сохранились в IX - 1-й половине X века и за «каганом» Руси).

В IX–X веке шел процесс подчинения восточнославянских племен власти Киева: Олег подчинил древлян, радимичей, часть кривичей, Игорь – уличей, его сын Святослав – вятичей. Покоренные племена нередко сохраняли свою автономию (ими продолжали управлять собственные князья) и ограничивались выплатой дани, но позднее попадали под контроль княжеских наместников – представителей киевской династии. Некоторые племена (прежде всего, видимо те, у которых вообще не было князей) оказывались под прямой властью Киева сразу. Уплата дани обычно производилась во время объезда зависимых территорий – полюдья. В одних случаях ее нормы были фиксированными, в других – нет. Последнее приводило к восстаниям покоренных племен. Так, в 945 году древляне восстали против киевского князя Игоря и убили его, когда он собирал дань в их землях, «аки волк, расхищая и грабя». Вдова Игоря, Ольга, жестоко покарала древлян, она заменила им полюдье свозом определенной нормы дани («урока») в указанные для этого места – погосты. Постепенно такая система получила широкое распространение. Однако, кое-где полюдье сохранялось еще не одно столетие – его собирали в своих владениях Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо (XII–XIII веках). Часть дани (в ряде случаев – две третьи) отсылалась в Киев, остальное получала дружина.

Внешняя политика. Русь развивалась в быстро меняющейся внешнеполитической обстановке. Наиболее могущественными ее соседями были норманны, Хазарский каганат и Византийская империя. Русское посольство к императору Византии Феофилу в 838 году – самая ранняя из известных нам внешнеполитических акций Руси (тогда еще необъединенной). Однако отношения были не всегда мирными. В 860 году Аскольд и Дир явились под стены Константинополя (Царьград), но буря разметала их корабли. Около 867 года часть руссов приняла христианство, что могло быть связано с миссией Кирилла и Мефодия в Крым.

В 907 году великий князь Олег во главе крупных сил совершил поход на Константинополь и принудил византийцев к уплате контрибуции и подписанию договора, предоставляющего торговые привилегии руссам. Еще один договор, регламентирующий русско-византийские отношения, был заключен в 911 году.

Наши рекомендации