Понятие, структура и реализация норм международного права

Процесс создания норм международного права. Специфика создания норм международного права как правотворческого процесса заключается в том, что они всегда являются плодом соглашения, выражением соглашения. Они создаются как минимум двумя сторонами, юридически не подчиненными друг другу, равноправными. В одних случаях они являются результатом целенаправленной деятельности субъектов международного права, стремящихся к выработке соответствующих норм; в других - возникают стихийно (международно-правовые обычные нормы).
В обоих случаях речь идет не о слиянии воль государств, а о совпадении социально однородных государственных позиций.
В международном праве нормы любого уровня не могут рассматриваться как выражающие волю отдельных государственных органов, поскольку последние не являются теми социальными организмами, которые в состоянии быть участниками межгосударственных отношений. Это относится и к нормам межведомственных договоров. Данные договоры, представляя собой разновидность упрощенных договоров, внешне связывающих только заключившие их ведомства, в действительности содержат нормы, обязывающие государства. Договорные нормы более низкого уровня должны соответствовать договорным нормам более высокого уровня, развивая их, детализируя, но не вступая с ними в противоречие.
Принадлежность норм к определенному уровню может порождать правовые последствия в процессе их осуществления, характерные именно для данного уровня. Это, например, может касаться объема таких последствий, порядка предъявления претензий в случае нарушения норм и т.п.

  • Особенности структуры международно-правовых норм. Международно-правовая норма, как и любая правовая норма, имеет структуру, состоящую из трех элементов:
    • гипотезы,
    • диспозиции,
    • санкции.

Элемент правовой нормы (или ее часть) - это часть ее формулировки, словесного выражения, отражающая часть содержания конкретной нормы (С.В. Черниченко). Без словесного выражения норма не существует, но это выражение может изменяться путем замены, совершенствования.
В международных нормативных актах, в отличие от многих внутригосударственных, формулируются, как правило, только гипотезы и диспозиции международно-правовых норм. В лучшем случае говорится о том, что стороны несут ответственность за невыполнение соответствующих положений договора. Санкции же относятся к области международного обычая, причем для международно-правовых норм характерны абсолютно неопределенные санкции. Это, однако, не должно восприниматься как отсутствие санкций в международно-правовых нормах вообще. В противном случае данная норма перестала бы иметь правовой характер. Поэтому санкцию практически любой международно-правовой нормы можно сформулировать исходя из принципа добросовестного выполнения международных обязательств: нарушение соответствующих предписаний и запретов влечет за собой ответственность нарушителя (конкретного субъекта международного права), мера и средства реализации которой определяются на основе международного соглашения.
Заинтересованные участники межгосударственных отношений могут определить в соглашении меру ответственности одного из них или друг друга либо договориться о рассмотрении этого вопроса в международном арбитраже или суде. Международное соглашение может быть достигнуто и относительно меры ответственности третьей стороны либо применения тех или иных мер принуждения для осуществления такой меры ответственности (например, Киотский климатический протокол 1997 г.). Вопрос о мере ответственности может быть решен и в рамках международной организации.
Что касается соглашений, устанавливающих меру ответственности, то они заключаются уже после нарушения нормы международного права, представляя собой этап в реализации той неопределенной санкции, которая была сформулирована выше, и стадию реализации возникшей ответственности.
Создатели международно-правовых норм и те, кто их применяет, как правило, одни и те же лица, причем в основе создания норм международного права, как и в основе определения конкретных мер ответственности в случае их нарушения (а это один из вариантов их применения), лежит соглашение между их создателями. Поэтому несущественно, предусмотрены ли заранее те или иные меры ответственности в случае нарушения международно-правовых норм (в виде абсолютно или относительно определенных санкций таких норм) или же меры ответственности должны быть установлены специальным соглашением после совершения нарушения (если санкции носят неопределенный характер). Рассматривая структуру международно-правовых норм, нельзя не упомянуть о таких правовых явлениях, как дефиниции, фикции, презумпции и преюдиции. В.М. Горшенев называет их нетипичными нормативными предписаниями, так как они не имеют полного "набора" структурных элементов. Эти явления встречаются и в международном праве. Для презумпций, преюдиций и фикций в большей степени характерны определенные допущения некоторых обстоятельств; для дефиниций - упрощение действительности, сведение ее к определенным признакам или обстоятельствам, признаваемым имеющими юридическое значение.
Реализация международно-правовых норм. Естественной и необходимой предпосылкой реализации международно-правовой нормы, как и любой другой правовой нормы, является ее действие. Понятия реализации и действия правовых норм являются настолько близкими, что иногда могут смешиваться. На самом деле они отражают разные явления. Действие правовых норм - это их существование в качестве юридически обязательных моделей поведения. В то же время действующие правовые нормы могут реализовываться не всегда. Это еще не говорит об их неэффективности. Возможны случаи, когда обстоятельства, на наличие которых рассчитана норма, не наступают. Например, нормы международного права, рассчитанные на реализацию в период вооруженных конфликтов, в мирное время действуют, но не применяются, не реализуются.
Применение норм международного права - это их, так сказать, приложение к межгосударственным отношениям. Выражения "осуществление норм международного права", "реализация норм международного права", "международно-правовое регулирование" очень близки друг к другу.





  • Механизм международно-правового регулирования, как и вообще механизм правового регулирования, упрощенно можно обрисовать с помощью следующей схемы:
    • правовая норма - права;
    • обязанности субъекта права - правоотношения.

При этом имеется в виду, что осуществление правовых норм не обязательно происходит через правоотношения.
Начало действия правовой нормы в отношении каких-либо лиц не всегда является точкой отсчета ее осуществления. Во-первых, норма может действовать, а лицо, которому она адресована, еще не появилось (например, международная организация еще не создана). Во-вторых, в течение определенного отрезка времени могут не возникать ситуации, не наступать события и т.п., при наличии которых только и возможно осуществление данной нормы.
Эффективность международно-правовых норм. Эффективность правовых норм определяется как правовыми, так и неправовыми факторами.
Правовыми факторами являются качество формулировки нормы в соответствующем акте (точность и т.п.), согласованность с другими нормами (в том числе учет вышестоящих норм, отсутствие противоречий с нормами своего уровня), а также уровень функционирования других частей правовой надстройки.
Неправовыми факторами, влияющими на эффективность осуществления правовых норм, являются объективные закономерности общественного развития, обусловленные этими закономерностями тенденции в экономике, политике и других сферах общественной жизни.
Если под эффективностью правовой нормы понимать социальную результативность ее осуществления, т.е. достижение максимально близкого к намеченному в норме социально полезного регулятивного воздействия на определенные общественные отношения при минимально возможных в данных социальных условиях побочных отрицательных последствиях, то лишь сочетание указанных правовых и неправовых факторов может обеспечить указанную эффективность. Показатели эффективности нормы - точность и последовательность ее реализации плюс социально полезный результат такой реализации.
Важнейшим неправовым фактором, влияющим на эффективность международно-правовых норм, является соотношение сил на международной арене. Можно констатировать, что в современных условиях это соотношение порождает четкую тенденцию к возрастанию эффективности международно-правовых норм. Мерилом эффективности международного права в целом является международная законность. Международная законность - соответствие поведения подавляющего большинства субъектов международного права международно-правовым предписаниям, дозволениям и запретам.

  • Классификация международно-правовых норм.
    • По форме объективирования нормы международного права делятся на договорные и обычно-правовые.
    • По количеству участников - на нормы, обязывающие двух субъектов международного права (двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (многосторонних договорах).
    • По субъектно-территориальной сфере действия - на универсальные и локальные.
    • По юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы.
      • Императивная норма общего международного права (jus cogens) является нормой, которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
      • Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам международного права возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу.
    • По видам международно-правовых норм - на нормы материального права и нормы процессуального права.
    • В зависимости от функционального назначения - на регулятивные и охранительные (обеспечительные). Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов международного права, а охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст.ст. 41, 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).
    • По характеру субъективных прав и обязанностей - на обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

Понятие, структура и реализация норм международного права - student2.ru

Наши рекомендации