Хватай мешки, перрон тронулся.
Если спросить любого человека, любого века, какое время ему досталось, то почти каждый скажет, что время досталось жестокое. Что раньше было гораздо лучше, люди были добрее, а сейчас, кругом ужас и кошмар на улице вязов. Хотя, может быть, на нашей улице мы этих вязов отродясь не видели. Зато кошмаров на наших улицах полно. Да и верный друг (или враг?) телевизор регулярно поставляет нам всякие ужасы. Так что, даже не выходя на улицу можно и на диване трястись от страха и прятаться за подушку. Уровень психозов в России растет.
Но что нам важно знать, так это то, что эти психические отклонения вызваны не личными жизненными неурядицами, а потоком негативной информации, на которую делает ставку большинство отечественных телеканалов. А чтоб погорячее! И вот что выяснилось: регулярный просмотр новостных телепередач-ужастиков для психики человека даже более опасен, чем участие в боевых действиях. Не верится вам? После теракта в «Норд-Осте» специалисты РАМН провели социологическое исследование. Оно объективно показало, что у 24 процентов граждан, постоянно смотревших телевизор в эти дни, появились все психологические признаки посттравматического синдрома. Апатия, бессонница, депрессия, а главное, навязчивые мрачные мысли. И, конечно же, желание эти мысли запить, заесть, заглушить антидепрессантами.
Телезрители «обогнали» даже солдат, которые в дни теракта стояли в оцеплении у театра на Дубровке. Посттравматический синдром был зафиксирован медиками только у 18% мужественных ребят. А сотрудников спецслужб, которые рисковали жизнью, освобождая заложников, посттравматический синдром почти вообще не захватил, только 4 процента тяжело прореагировали на тяжелейшую ситуацию, на то, что подвергали свою жизнь и жизнь других людей реальной опасности. Специалисты продолжают нас удивлять: около 70 процентов российских граждан, уделяющих своему диванному другу не менее двух часов пристального внимания, испытывают постоянное чувство страха, тревоги, склонны к депрессии безо всяких на то причин личного характера. И выходит, что регулярный просмотр новостных телепередач для психики человека даже более опасен, чем участие в боевых действиях. Выключите телевизор! Ведь чаще всего мы никак не можем помочь страдающим, а сердце надрываем.
Но и реальных угроз сейчас действительно много. Ну, уж я не говорю про 21 декабря. Но ведь действительно увеличивается число антропогенных катастроф, «горячие точки» полыхают огнем на глобусе. Естественные источники опасности все-таки Россию как-то обходят, всякие там землетрясения, наводнения и даже глобальное потепление, например, в Питере не очень-то пугает. Антропогенные источники опасностей (войны, военные конфликты) вроде тоже переместились на Ближний Восток. Правда социальные опасности у нас - типа пьянства, бродяжничества и проституции процветают. 80 процентов преступлений наших российских – это элементарная и паскудная бытовуха. Но кроме пьянства и наркомании у нас сейчас растет прямо-таки не по дням, а по часам психическая патология, как отдельно взятого индивидуума, так и массовые психические отклонения, опять-таки вызванные влиянием на подсознание нашего не очень сознательного народа средств массовой информации.
Преступления совершаются не просто тяжкие, а какие-то садистские. С вовлечением в этот садизм, который предполагает наслаждение от мучений другого человека и не только человека, даже подростков. Да и превысивший всякие разумные пределы наш национальный «гуманизм», оставляет психически больным право выбора, что с нами делать. Но не только с нами, но и со своими бедными детьми. Как бы субъективно мы не воспринимали мир, все-таки сейчас действительно возросла агрессивность населения в целом. Такую ужасную фразу напишу: насилие стало характерной приметой нашего времени и пронизывает все сферы жизни. Кроме цунами, извержения вулканов, тайфунов, которые регулярно накатывают на Америку и Японию, у нас в России тоже расцвело пышным цветом, так называемое «горизонтальное насилие». То есть насилие одного человека над другим в самой что ни на есть повседневной жизни и часто без особых причин, а так, чтобы просто спустить свою агрессию. Конечно, на агрессивное поведение влияют такие вроде бы внешние факторы, как алкоголь, наркотики, травматика в кармане. Но как мне кажется, это еще не основная беда, а беда нашего российского общества в том, что агрессивность у некоторых людей формируется, как устойчивая черта личности. Вот в чем беда. Разобраться в этой беде-проблеме невозможно без некоторого экскурса в психологию.
Мы, конечно, с вами, кто в большей степени, кто в меньшей, гомо сапиенс – существа разумные. Но мотивируют наше поведение, как учил нас великий Фрейд, два основных инстинкта. Инстинкт жизни, направленный на самосохранение и инстинкт смерти – направленный на разрушение либо себя, либо других; ненависть, агрессия, садизм. Если у человека накапливается психическая энергия с отрицательным зарядом, то эту бессознательную энергию требуется непременно куда-то пристроить, разрядиться. И тут уже не до прав человека и не до чувств окружающих. Может сдержать эту энергию или канализировать её в социально приемлемые формы то, что мы называем совестью. От взрослому к ребенку переходит «надо» и «нельзя». Поведение ребенка контролируется взрослым.
И вот когда родительский контроль заменяется самоконтролем, мы можем говорить о том, что человек отвечает за свое поведение. Но, как вы понимаете, это происходит не всегда. Если мы с вами чуть-чуть прикоснёмся к такому направлению психотерапии, как бихевиоризм, то, пожалуй, вынуждены будем согласиться, что человек обучается своему поведению не только на основании собственного, прямого опыта, но и наблюдая за другими людьми. Мы можем сказать, что происходит процесс моделирования, имитации социальных моделей поведения. Более того, наверное, сложное социальное поведение выходит за пределы собственного опыта, и как раз-таки формируется посредством наблюдения и имитации социальных моделей. Проще говоря, что сейчас круто? Даже отвечать на этот вопрос не нужно. Само слово «круто» уже дает ответ. Видите ли, дорогие товарищи, каждый человек в своей жизни ученый-наблюдатель. Наблюдает мир и делает выводы. А вывод сейчас, наблюдая наш мир, можно сделать легко, взяв фразу из басни Крылова «у сильного всегда бессильный виноват».
А потому, дорогие товарищи и уважаемые господа, страшнее конца света, тайфунов и цунами та самая «горизонтальная агрессия». Когда человек человеку волк или козёл безмозглый. Это реальная угроза. Нам нужно серьезно думать о том, как уберечь себя и детей от того, чтобы не стать жертвой, но и от того, чтобы не стать агрессором, не превратиться в садиста, не вырастить детей садистов. Следует подумать и о том, как организовать свою жизнь, чтобы с меньшими потерями выйти из непредвиденной ситуации, не про нас будь сказано, пожара, автокатастрофы, финансовых потерь, неожиданной болезни. Можно ли подготовиться к этому, подстелить соломки и как?
В первую очередь нужно изучить себя, закономерности своих сценарных навыков. Общепринято считать, что реакций на угрозу у животных и у нас три: замереть, например, как при встрече с медведем притвориться мертвым; удрать, что не только не постыдно, а часто и очень разумно; и, наконец, можно, вздыбить шерсть на загривке и нападать самому. И даже будучи зайцем, можно обратить в бегство лису. Но в ситуации паники, животные и люди ведут себя неразумно. Один ли человек или их много, но мне он (они) напоминает курицу, которая без головы носится по двору. И тогда человек вместо тормоза может нажать на газ, при пожаре решить, что лучший способ спастись, это выброситься из окна. Но, наверное, хватит устрашающих примеров, и так напугала. Страх, тревога - эмоции и чувства неприятные, но это предупредительный сигнал. Таково природное предназначение страха. Однако и тревога, и страх могут и помогать, а могут и ослаблять способность человека адаптивно реагировать. И мы с вами просто обязаны поговорить о формировании социально-адаптивных навыков. Задача наша научить себя и своих близких сохранению самообладания, и наработать, какие уж сможем, поведенческие навыки в неблагоприятных условиях и ситуациях. А таких неблагоприятных условий и ситуаций у нас масса. Начиная с таких мелочей, как толчок тебя в спину в метро и подрезка на дороге и заканчивая серьёзными угрозами, к сожалению теперь уже реальными. Хочу подчеркнуть это неприятное в данном контексте слово «реальными».
Тогда, когда Бог создавал Адама и Еву, он дал им наказ: плодитесь и размножайтесь. Ну, вот они и расплодились и размножились. Детям, внукам и правнукам стало тесно в Эдеме и пошли они осваивать новые земли. Самые весёлые люди стали французами, все педанты сгруппировались в Германии, разумные основали Великую Британию, а самые беспечные освоили земли не очень плодородные, но зато в большом количестве и назвали свою страну Россией. Отличительной чертой нашего российского менталитета являются - катастрофическое мышление в совокупности с заниженным уровнем самосохранения. Мы все ужасно боимся завтрашнего дня, потому как заранее уверены – будет хуже. И в то же время беспечность наша не знает границ. Благоразумный немец или англичанин испугается беспорядков в Египте и не поедет отдыхать туда, где коренное население, забыв об отдыхе и о работе, воюет напропалую. А наш российский турист только обрадуется, - цены-то упали, халява, сэр.
Вот сейчас наступает на нас праздник, Новый Год, и сколько бы травм не было от петард китайского производства, наше население все равно их будет закупать, и устраивать большие фейерверки и маленькие взрывы. В одном пансионате у нас под Петербургом в прошлый Новый Год детки, которые приехали туда с родителями, купленные родителями петарды запустили не в темное новогоднее небо на улице, а в белый потолок пансионата. Как-то обошлось без человеческих жертв, но пожар был, и пансионат до сих пор восстанавливает свои потолки. А сколько пожаров и чаще всего не от красивых праздничных свечек, а от непотушенных окурков пьяного угара.
Чтобы не угореть в данном случае, психологи предлагают учиться прогнозировать ситуацию. Кто сказал, наверное, какой-нибудь военачальник «в трудные времена власть должна быть в одних руках»? В руках человека, который не потеряет голову в ситуации, где голова решает всё. Вы такой, такая? Оценка себя основывается, конечно же, на предыдущем опыте. Люди более эмоциональные склонны, понятное дело, к эмоциональному стилю реагирования. И какими бы мы с вами не были разными, индивидуальными и неповторимыми, всё-таки выделяются два глобальных стиля реагирования в непредвиденных обстоятельствах: рациональный и эмоциональный. В семье хорошо бы определиться, кто будет командовать «парадом», или построением, или тем, кто куда чего потащит. А кто будет сторожить, что б не утащили другие.
Конечно, неразумно всё время представлять себе всякие ужасы и трястись от страха, увлеченно формируя у себя фобии. И если бы только у себя! Уже упомянутые бихевиористы считают, что фобиям ребенок тоже научается, перенимая модель поведения. Но всё-таки разумно к неприятностям подготовиться и… благополучно о них забыть. Так, например, мои благоразумные ровесницы сложили себе «больничный узелок». Да не пугайтесь вы таких слов! Нормально после шестидесяти понимать, что может и у тебя какой-нибудь орган забарахлить. Поэтому пижамку, тапочки и халатик можно сложить в пакетик – так, на всякий случай. На всякий случай, лучше бы дверь незнакомым не открывать, поздними вечерами по подъездам не прогуливаться.
И это касается не только молодых и красивых. Мне одна компанейская пенсионерка рассказывала, что поздним вечером, т.е. почти ночью возвращалась домой. У лифта к ней подошел очень молодой и очень привлекательный человек, которому она заулыбалась и уже вознамерилась поговорить, да не успела. После ужаса с ней произошедшего, она всё удивлялась, что толкнуло такого молодого и красивого на насилие далеко не молодой и от природы совсем некрасивой женщины? Трудно поверить, но большинство мошенников, насильников и других гадов вид имеют совсем не змеиный, а наоборот часто очень обаятельны и привлекательны. Это надо иметь в виду взрослым и, конечно, это надо объяснять детям.
Грустно говорить детям, что не все взрослые хорошие, особенно самые добрые и самые щедрые на конфеты и на обещания показать котят. Я об этом долго писать не буду, все знают, что предупрежден, значит вооружен. Но «вооружение» наше должно представлять не только предупреждение, но и всякого рода навыки. Например, в машине у вас есть огнетушитель, а пользоваться вы им умеете? Но более эффективными являются навыки самообороны. Сейчас многих детей отдают в секции восточных единоборств. Не только умение, но и знание всегда сила. Что вы можете сделать, если в вашем доме что-то загорелось? Сумеете потушить подручными средствами? Не начнете заливать телевизор водой? Распахивать окна и двери? Вызывая пожарную службу, назовете свой точный адрес, а номер подъезда? А как лучше подъехать к дому?
Но самыми необходимыми умениями для нас будут, во-первых, способность прогнозировать ситуацию и, во-вторых, формировать творческое ролевое поведение. Это важно уметь и взрослому, но особенно это значимо для ребенка. Потому что дети более уязвимы. Определяется степень уязвимости индивидуума такими характеристиками, как незрелость, зависимость, повышенная чувствительность, физическая и психическая слабость. Как вы понимаете, все это в очень большой степени относится к ребенку. Но и взрослым не мешает развивать в себе способность прогнозировать ситуацию.
Вот чем рациональный стиль реагирования отличается от эмоционального. Рационалист, если можно так назвать такого человека, в первую очередь работает с тем как удержать себя от импульсивных или поспешных действий. В критической ситуации, если поспешишь, не столько людей насмешишь, сколько себе навредишь. Мозг того, кто рационально реагирует, не подавлен ужасом и не кричит караул, а занимается поиском информации. Откуда угроза, где наиболее надежное укрытие, где верный выход. Можно ли человека с эмоциональным стилем реагирования переквалифицировать на рациональный стиль? Можно. Если сначала он будет думать, а потом бежать, прыгать, кидать, тащить. Рациональный при любой угрозе вначале позаботится о себе, а потом о ребёнке. Эмоциональный воскликнет, какой ужас. Сначала маску на ребенка, а потом себе. Нет не так, вы спасатель и вы сможете стать спасителем и сумеете вынести ребенка только в том случае, если сами не задохнетесь.
Конечно, самая паскудная характеристика психотравмирующего фактора, это неожиданность, которая усугубляется еще и стремительным темпом развития ситуации. И все-таки я хочу предложить вам в качестве страховок два рычага, которые помогут вам развернуть ситуацию, сделать её более безопасной. Первый рычаг направлен как бы вовне – это способность прогнозировать ситуацию. Учитесь не поддаваться панике, смотреть и видеть, слушать и слышать, сначала думать, а потом действовать. Если вы хотите кому-то помочь, позаботьтесь сначала о себе, потому что иначе вы вместо помощника превратитесь в мешок с отрубями, и сами упадете кому-то на руки. Вроде бы так это просто - учиться предвидеть, но как мало людей уделяют этому внимание. Самый простой пример: видишь оставленный пакет, не бери его в руки; не пинай коробку из под торта, потому что в ней, как для героя «Осеннего марафона» может быть припрятан кирпич. Учите детей прогнозировать, не жалейте на это времени. Проиграйте. Если ваша застенчивая дочка в кафе подверглась оскорбительным замечаниям со стороны сверстниц, то мама должна была бы научить её позвонить родителям, обратиться к кому-то из взрослых за помощью, но не идти с этими девочками в безлюдное место к гаражам. Я почти не знаю родителей, которые учили бы своих детей прогнозировать ситуацию. Почему? А потому что сами они этим не владеют.
Второй рычаг, который нам понадобится для разворота ситуации – это творческое ролевое поведение. Эти навыки, как вы понимаете, особенно важны при встрече с угрозой от агрессивных людей. Вы, наверное, знаете почти анекдотичный случай, когда находчивая мадам предложила насильнику удовлетворить его домогательства в комфортных домашних условиях. А дома вместо комфортных условий оказался муж, специалист по боям без правил. Одна моя подружка еще в далекой юности сумела уговорить и разговорить человека поджидавшего её в темном подъезде. Они прогуляли и проговорили всю ночь. Один психолог, когда к нему подошли хулиганы, изобразил из себя врача, стал заинтересовано рассматривать кожный покров одного из них, жалостливым голосом сообщая ему пугающие диагнозы. Об этом можно много писать, но если коротко, то творческое ролевое поведение предполагает слова и поступки, которых от вас совершенно не ждут. Когда девочка подходит к хулигану и просит её проводить, потому что она доверяет ему, то, как в известном стихотворении Заболоцкого, хулиган превращается в защитника. Развивайте у себя способности сохранения самообладания в самых неблагоприятных условиях и ситуациях. И еще раз напомню, изучайте себя, познакомьтесь с собой.
Но, а мы перейдем сейчас к вопросу о том, как справиться с посттравматическим расстройством. Надо сказать, что посттравматическое расстройство, даже если была самая реальная угроза, наблюдается не у всех. К счастью и удивлению нашему не всю люди испытывают даже при взрыве чувство интенсивного страха и беспомощности. Так, например, среди участников вооруженных конфликтов, проще говоря, войны, только у 38,8% развивается посттравматическое расстройство. Изнасилования оставляет тяжелые переживания у 55,5%. А вот плохое обращение в детстве (у 35,4%) и пренебрежение, которое выказывали родители (у 21,8% людей), вызывают хроническое течение посттравматического синдрома. Обычно симптомы посттравматического синдрома проявляются в течение нескольких месяцев с момента травматизации. Но мы с вами знаем, что в значительном количестве случаев наступает спонтанное излечение: в течение 12 месяцев после травмы одна треть избавляется от послестрессового расстройства. А спустя 4 года после травматизации половина пострадавших благополучно обо всем забывает.
Но все-таки есть люди, которым нужна помощь. Если, не дай бог, пострадали вы или ваш ребенок, кто-то из близких и родных, то пострадавшему необходимо оказать помощь. Несколько кратких рекомендаций. В первую очередь необходимо освобождение от преследующих воспоминаний. Вы, наверное, понимаете, что для этого их нужно рассказать. При проговаривании человек повторно переживает травму, но в безопасном пространстве, испытывая сочувствие собеседника, сопереживание. Рассказывая о том, что с тобой произошло, принимающему тебя человеку, разделяющему твою боль, можно и нужно избавиться от чувства стыда и изолированности, отчужденности.
Но от слушающего мало только сочувствия и поддержки, главная задача – переосмысление происшедшего. Грубо говоря, нужно из жертвы сделать героя. Нужно убеждать, например ребенка, в том, что он сделал все что мог, что он поступил правильно, что вел себя необыкновенно мужественно, искренне удивляться его находчивости и сообразительности. Надо человека выталкивать в посттравматический рост. Любое испытание, которое нас не убивает, делает нас сильнее. Мы вырастаем над собой.
Источников страхов много. Некоторые страхи были закреплены у человека в процессе эволюции. В их основе лежат инстинкты. К ним относятся: боязнь темноты, змей, пауков, крыс, собак, высоты, закрытого пространства, не имеющего пути к отступлению, и открытого пространства, где нельзя укрыться и спастись. Но нужно помнить, что главный наш враг, вызывающий наше беспокойство, тревогу не снаружи, а внутри нас. Негативное мышление играет главную роль в развитии беспокойства, тревоги, страха и фобий. Давайте научимся отделять реальные страхи от придуманных или внушенных нам, что б не трястись зря, как бедный студень из известного новогоднего анекдота: открывает мужик поутру холодильник, видит тарелку с холодцом и успокаивает: «Да не трясись ты, я за сыром!»
ГБ.