О методике выполнения письменных контрольных работ
Составной частью изучения курса отечественной истории является выполнение слушателями-заочниками письменных контрольных работ. Контрольная работа как разновидность самостоятельной работы слушателей является одной из форм текущего контроля за освоением ими учебного материала по изучаемой дисциплине. Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующей проблемы учебной дисциплины на основе определённого минимума источников.
Выбор темы зависит от порядкового номера слушателя в списке группы. Контрольная работы должна быть правильно оформлена. На её обложке в обязательном порядке указывается:
- наименование образовательного учреждения;
- точное название кафедры;
- номер и название выбранной темы;
- фамилия, имя, отчество автора работы;
- курс, номер группы.
Выбрав тему, слушатели должны приступить к изучению литературы, рекомендованной в данном методическом пособии, затем подобрать материалы к теме. После того как литература изучена, и тема достаточно продумана, следует приступить к написанию теоретической части контрольной работы.
В данном учебно-методическом издании содержатся темы контрольных работ и обзор основных положений, которые следует раскрыть в теоретической части работы. Первоначально следует изложить материал, затем проверить, подобран ли фактический материал для иллюстрации важнейших теоретических положений, достаточно ли глубоко освещены вопросы плана, нет ли ошибок, сверить цитаты. Изложение каждого раздела или вопроса следует начинать с его названия. Контрольная работа должна иметь введение и заключение. По краткому содержательному вступлению и точным, четким выводам можно судить, насколько автор ориентируется в данной теме, умеет ли он самостоятельно мыслить.
Основная часть контрольной работы должна состоять из двух, трех или четырех параграфов, каждый из которых необходимо озаглавить. В основной части контрольной работы надо раскрыть поставленные проблемы по теме работы, изложив научные факты и точки зрения ученых. Каждый пункт необходимо заканчивать кратким выводом. В построении контрольной работы важно обеспечить соразмерность ее частей, материал надо излагать своими словами. Рассмотрение каждого очередного вопроса в тексте контрольной работы должно начинаться с новой страницы и открываться его заголовком в соответствии с тем, который был указан в плане работы.
При написании контрольной работы слушатель должен использовать не менее двух работ, указанных в списке литературы к данной теме. В ходе работы над текстом слушателю надо проследить за тем, чтобы в работе был правильно оформлен научный аппарат. Наличие и правильность оформление ссылок являются важными требованиями к контрольной работе, являясь критерием самостоятельности труда её автора. В контрольной работе обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники и литературу с указанием страниц. Сносками должны оформляться прямое цитирование, использование конкретных цифр, фактов, суждения и оценки историков. Сноски размещаются в нижней части страницы или в конце работы по следующему образцу:
__________________
1 Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., 1990. С. 27.
2 Полуянов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев – человек и политик // Отечественная история. 1998. № 1. С. 16.
В конце работы нужно привести в алфавитном порядке точный список использованной литературы, например:
1. Великие реформы в России. 1856 – 1874. М., 2012.
2. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
3. Захарова Л.Г. Александр II // Российские самодержцы. М., 1993.
4. Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. М., 2008.
В список литературы включаются лишь использованные слушателем работы, ссылки на которые имеются в тексте. При написании контрольной работы в качества источника слушатели могут использовать электронные материалы, на которые также следует оформлять сноски. Обращаем ваше внимание на то, что прямое копирование этих материалов и представление их в качестве контрольной работы недопустимо.
После написания теоретической части следует приступить к выполнению практической части. Слушателям предлагается 10 вариантов практической части, номер варианта указан в теме контрольной работы. Задания практической части состоят в раскрытии требуемых исторических терминов и исторических дат, а также в решении «исторической задачи». Например:
Ярлык – иммунитетные льготные грамоты, дававшиеся Золотой Ордой подвластным правителям. Ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам на освобождение русской церкви от налогов и повинностей.
1380, 8 сентября – Куликовская битва.
Решение «исторической задачи» представляет собой развернутый ответ на поставленный вопрос, рассуждение слушателя на заданную тему, видение альтернатив исторического развития. Решение «исторической задачи» выявляет приобретенные слушателями знания по определенной учебной теме, показывает умение правильно формулировать и обосновывать теоретические положения, кругозор обучающегося, его начитанность.
Рекомендуемый объем контрольной работы: 25-30 печатных страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 1,5 пт). Страницы должны быть пронумерованы, на них надо оставлять поля для замечаний рецензента. Работу необходимо писать без помарок и сокращенных слов.
Получив обратно контрольную работу, слушатель должен внимательно ознакомиться с замечаниями рецензента. Если работа не зачтена, следует написать новую по той же теме, с учетом советов и рекомендаций преподавателя-рецензента или исправить обозначенные недостатки. Контрольные работы выполняются и высылаются в сроки, указанные в учебном плане. Запаздывание с предоставлением контрольных работ приведет к тому, что преподаватель не успеет отрецензировать работу до сессии (следует иметь в виду, что срок проверки работы преподавателем – 10 дней).
Составной частью учебного процесса и главной формой контроля за успеваемостью слушателей является экзамен. Он показывает, насколько глубокие знания приобретены в процессе самостоятельной работы. На экзамене слушатель отчитывается за весь учебный год. В период подготовки к экзаменационной сессии следует просмотреть конспекты первоисточников, прочитать книги, статьи, рекомендованные преподавателем.
Экзаменационные билеты включают вопросы по разным разделам курса. В случае необходимости экзаменатор может предложить дополнительные вопросы, чтобы составить более точное представление о глубине знаний слушателя. Устный ответ экзаменуемого должен быть конкретным, раскрывать существо вопроса.
Учебно-тематический план
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Др. виды занятий | ||||
1 курс | ||||||||
1. | Сущность, формы и функции исторического знания | |||||||
2. | Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь (начало I тыс. н.э. – XII в.) | |||||||
3. | Между Западом и Востоком. Москва – «собирательница русских земель» (XIII – XV вв.) | |||||||
4. | От средневековья - к Новому времени. Россия в XV – XVII вв. | |||||||
5. | XVIII век в западноевропейской и Российской истории: модернизация и просвещение | |||||||
6. | Россия в первой половине XIX в.: внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис | |||||||
7. | Тенденции мирового развития во второй половине XIX в. и Российское государство | |||||||
8. | Роль XX столетия в мировой истории. Россия в начале века | |||||||
9. | Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. | |||||||
10. | Советское общество в 20-е – 30-е годы | |||||||
11. | Советский Союз в период второй мировой войны и восстановления народного хозяйства (1939-1953 гг.) | |||||||
12. | СССР в условиях начавшейся научно-технической революции (середина 50-х – середина 80-х гг.) | |||||||
13. | Перестройка в СССР: от попыток модернизации системы к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.) | |||||||
14. | Россия на путях суверенного развития (1991-2008 гг.) | |||||||
Всего по курсу |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ