Русь удельная. Русские земли. Тема 1. Возникновение и развитие Древнерусского государства 5
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 4
Тема 1. Возникновение и развитие Древнерусского государства…………… 5
Тема 2. Русь удельная. Русские земли в середине XII – середине XIII в. …… 8
Тема 3. Становление Московского государства в XIV-XV вв. ………………11
Тема 4. Московское государство в XVI-XVII вв. ……………………………. 14
Тема 5. Российская империя в XVIII в. ……………………………………… 16
Тема 6. Россия в XIX в.: выбор пути общественного развития. ……………. 19
Тема 7. Революция 1917 года и Гражданская война в России. …………….. 22
Тема 8. Советское государство в 1920-30-е гг. ………………………………. 27
Тема 9. СССР в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.). …………….. 30
Тема 10. Советский Союз в послевоенный период (вторая пол.
40-х – первая пол. 80-х гг.). …………………………………………………… 33
Тема 11. Перестройка в СССР. Новая Россия. ………………………………. 36
Дополнительная литература для подготовки к семинарам …………………. 38
Введение
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых невозможно сформировать целостное представление о российском историческом процессе. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинарскому занятию. Данная учебно-методическая разработка как раз составлена с целью оказания помощи при подготовке к семинарам. Она содержит тематику и планы семинарских занятий, что позволяет студентам предварительно ознакомиться с теми вопросами, которые выносятся на обсуждение. Важной составной частью учебно-методической разработки являются методические рекомендации. Обращение к ним призвано помочь студентам, с одной стороны, определить круг проблем, затрагиваемых в рамках изучения определенного вопроса. С другой стороны, методические рекомендации помогают также сориентироваться в рекомендованных к семинарским занятиям литературе и исторических источниках. В учебно-методической разработке к каждому семинару прилагаются контрольные вопросы, которые могут быть использованы как самими студентами в целях самоконтроля, так и преподавателями для определения степени подготовки последних к соответствующим вопросам семинарского занятия.
Тема № 1
Возникновение и развитие Древнерусского государства.
1. Проблема образования древнерусской государственности.
2. Политический строй и социально-экономические отношения Киевской Руси.
3. Принятие христианства.
Цель семинара
Сформировать представление о том, что образование древнерусской государственности было определено целым рядом социально-экономических и политических предпосылок; понять и усвоить особенности развития Древнерусского государства.
Источники
1. Сборник документов по истории России с древнейших времен до второй четверти XIX в.: Для семинарских и практических занятий. - Екатеринбург, 1993. С. 6-22.
2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. - М., 1999. Гл. I-II.
Литература
1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3. С. 51-61.
2. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. Кн. первая. IX-XVI вв. - М., 1991. С. 49-55, 99-100.
3. Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X века // Вопросы истории. 1999. № 8. С. 43-52.
4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1998. С. 61-65.
5. История: Учебное пособие для вузов. - Ростов-н/Д., 2000. С. 72-82; 144-148.
6. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. - Ростов н/Д., 1997. С. 81-87.
7. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под ред. проф. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 1994. С. 40-43, 45-49, 54.
8. "Крещение Руси" в трудах русских и советских историков / Сост. А.Г. Кузьмин, В.И. Вышегородцев, В.В. Фомин. - М., 1988. С. 139-169.
9. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., И.Я. Фроянов. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. - Л., 1988. С. 189-329.
10. Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. №№ 2-3. С. 3-21.
11. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991. С. 45-57.
12. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII вв. Принятие христианства. - М., 1988. С. 42-58.
13. Седов В.В. Русский каганат IX века // Отечественная история. 1998. № 4. С. 3-15.
14. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6. С. 3-16.
Методические рекомендации
Приступая к изучению вопроса о становлении государственности у восточных славян, целесообразно, прежде всего, обратить внимание на проблему происхождения и первоначального значения слова "русь", давшего название государству. Никто до сих пор не может внятно объяснить, что такое "русь". Некоторые исследователи полагают, что первоначально он использовался в качестве этнонима. Ряд исследователей считает, что русь - это не этноним, а соционим. Так, существует мнение, что термином "русь" обозначали сборщиков дани. Ознакомьтесь со статьей Г.И. Анохина и выясните, какое объяснение этого термина предлагает автор?
Объединение различных восточнославянских племен в единое Древнерусское государство, согласно летописным данным, связано с варягами. Выяснение роли "варяжского элемента" в объединительном процессе следует начать с обращения к летописному рассказу о призвании варягов. В исторической науке существуют три подхода к этому событию. Одни исследователи считают его в основе своей исторически достоверным. Другие полагают, что летописный рассказ есть легенда. Третьи, наконец, улавливают в "предании о Рюрике" отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем. Ознакомьтесь со статьей И.Я. Фроянова и выясните, какой точки зрения придерживается автор? Имело ли место, по мнению И.Я. Фроянова, призвание варягов? Если имело, то, что означало оно? Как соотносится с его версией позиция А.П. Новосельцева?
Рассматривая проблему возникновения государственности у восточных славян, нельзя пройти мимо обсуждения вопроса о том, являлась ли Киевская Русь первым восточнославянским государством или у него были исторические предшественники? В этой связи обратите внимание, в частности, на проблему существования в IX в. так называемого "Русского каганата".
Переходя к изучению следующего вопроса, обратите внимание на то, что структура политической власти Киевской Руси включала три важнейших элемента: княжескую власть, совет знати, народное вече. Опираясь на рекомендованную литературу, выделите основные функции этих органов власти. Как они соотносятся между собой? От ответа на этот вопрос зависит и оценка политического строя Киевской Руси. Большинство исследователей считают Древнерусское государство раннефеодальной монархией. В то же время некоторые историки приводят иную оценку политического строя Киевской Руси. В частности, отличную от большинства позицию по этому вопросу занимают И.Я. Фроянов и С.Г. Пушкарев. Сравните все эти различные оценки между собой. Какая из них, на ваш взгляд, представляется наиболее обоснованной?
При характеристике социально-экономических отношений в Киевской Руси представляется целесообразным обратиться к вопросу о том, что составляло основу хозяйства населения. Сегодня среди историков общепризнанным считается, что в качестве основного занятия у местных жителей выступало земледелие. Чем еще помимо этого занимались славяне? Попытайтесь самостоятельно ответить на этот вопрос, воспользовавшись для этого документами из хрестоматии.
Принятие христианства является одним из важнейших событий в истории Киевской Руси. О нем написано много и по-разному. Изучение этого вопроса лучше начать с анализа летописных данных о крещении Руси. Опираясь на "Повесть временных лет", выясните, какие факты из летописи свидетельствуют о проникновении христианства на Русь до ее официального крещения? Какие возможные варианты в процессе выбора веры имелись у киевского князя? Где и когда, согласно летописи, крестился киевский князь Владимир? Какие события предшествовали этому? В какой реке происходило крещение киевлян? Далее рассмотрите, как эта проблема раскрывается в трудах историков. Прежде всего, выясните, как исследователи объясняют причины принятия христианства. Какую точку зрения отстаивает И.Я. Фроянов? Откуда и какое христианство принял князь Владимир? Долгое время общепринятой была константинопольская (византийская) версия принятия христианства. В дальнейшем сопоставление "Повести временных лет" с другими русскими и иностранными источниками позволило выдвинуть ряд гипотез об истоках русского христианства. Опираясь на рекомендованную литературу, выясните, в частности, какую версию принятия христианства предложил М.Д. Приселков.
Контрольные вопросы
1. Какие объяснения происхождения термина «русь» приводятся исследователями?
2. Какую роль сыграли варяги в формировании Древнерусского государства?
3. Охарактеризуйте государственный строй Киевской Руси.
4. Какова роль и место вече в системе государственного управления Древнерусского государства?
5. Какие концепции социально-экономического строя Киевской Руси существуют в исторической науке и в чем их отличие?
6. Какие возможные варианты в процессе выбора веры имелись у киевского князя и почему он предпочел православие?
Выводы
Различные проблемы, связанные с историей Киевской Руси, привлекали пристальное внимание со стороны исследователей. При этом большинство из них, включая проблему происхождения древнерусского государства, определения характера политического строя и социально-экономических отношений и т.д., остаются предметом острой полемики и дискуссий среди историков.
Тема № 2
Русь удельная. Русские земли