Нарастание общенационального кризиса.

1.Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX–XX вв.

2.Первая российская революция 1905–1907 гг.: причины, периодизация, характер, движущие силы, особенности, итоги.

3.Парламентаризм и многопартийность начала ХХ в.

4.Третьеиюньская монархия: политика и экономика. Реформы П.А. Столыпина.

5.Россия на международной арене в начале ХХ в. Участие в Первой мировой войне.

СЕМИНАР № 7.

(ТЕМА 2.5) РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1917–1922 гг.)

1.Россия в феврале – октябре 1917 г.:

а) предпосылки революционного кризиса;

б) Февральская революция;

в) политика Временного правительства и социально-политический раскол;

г) приход большевиков к власти.

2.Становление советской государственности.

3.Гражданская война:

а) причины и этапы;

б) «демократическая контрреволюция»;

в) Белое движение;

г) причины победы большевиков.

4.«Военный коммунизм»: экономика, политика, практика.

Модуль 3.

СЕМИНАР № 8.

(ТЕМА 3.1) СССР В 1920-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х гг.

1.1920-е годы: нэп:

а) новая экономическая политика;

б) образование СССР;

в) внутрипартийная борьба по вопросам построения социализма.

2.1930-е годы: сталинская «революция сверху»:

а) индустриализация: противоречия, трудности, цена, значение;

б) коллективизация: цели, методы, результаты и последствия;

в) формирование тоталитарного политического режима.

3.Внешняя политика СССР в предвоенные годы.

4.Великая Отечественная война.

СЕМИНАР № 9.

(ТЕМА 3.2) СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945–1991 гг.

1. «Холодная война»: истоки, этапы, последствия.

2.Послевоенный сталинизм.

3.Либерализация режима во второй половине 1950 – первой половине 1960-х гг. Реформы Н.С. Хрущева.

4.Экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965–1985 гг.

5.Перестройка М.С. Горбачева (1985–1991 гг.). Распад СССР.

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

Не предусмотрено для данной дисциплины учебным планом ОП.

8. Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрено для данной дисциплины учебным планом ОП.

9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица 4.

Очная форма обучения.

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов* Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1 Работа с литературой, источниками   1-6    
1.1 Введение   Конспект лекции     0-2  
1.2 Древняя Русь IX–XIII веков   Эссе Сравнительная таблица, коллаж 0-4
1.3 Образование и развитие единого российского государства в XIV–XVI веках   Рецензия, выполнение домашнего задания Составление глоссария по теме 0-3  
1.4 Россия в начале Нового времени   Реферат, исторический портрет   Хронологическая таблица 0-3
1.5 Российская империя в XVIII веке Рецензия Таблица «Войны России в XVIII веке», коллаж 0-4  
1.6 Россия в первой половине XIX века   Опорный конспект, презентация Решение заданий-задач на поиск аргументов и контраргументов   0-4
Всего     7-12 0-20
Модуль 2 Работа с литературой и источниками        
2.1 Россия в эпоху буржуазной модернизации Эссе «Сравнитель-наяхарактерис-тика эпох»   Работа с историческим документом, составление таблицы   0-4
2.2 Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке Сравнительная таблица Составление глоссария по теме, презентация 0-4
2.3 Противоречия в развитии страны на рубеже XIX–XX веков Характеристи-ка эпохи по предложенно-му плану   Решение заданий-задач на поиск аргументов и контраргументов   0-4
2.4 Россия в начале XX века. Нарастание общенационального кризиса Реферат по истории политических партий в России Исследовательс-кий проект, коллаж 0-4
2.5 Революция и гражданская война (1917 – 1922 гг.) Эссе, контрольная работа Решение заданий-задач на поиск аргументов и контраргументов   11-12 0-4
Всего       0-20
Модуль 3 Работа с литературой и источниками   13-18    
3.1 СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг. Подготовка к круглому столу «Великая Отечественная война»   Составление сравнительной таблицы «Экономическая политика в 1920-е гг.» 13-14 0-4  
3.2 Советский Союз в 1945 – 1991 гг. Эссе «Почему не стало Советского Союза?»   Презентация, исследовательс-кий проект 15-16 0-6
3.3 Современная Россия Контрольная работа Сообщение «Актуальные проблемы внешней политики», решение заданий-задач на поиск аргументов и контраргументов   17-18 0-6
Всего       0-16
Итого       0-56

* Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы

Таблица 4 .

Заочная форма обучения.

Модули и темы Виды СРС* Объем часов
обязательные дополнительные
1. Введение Подготовка к проверочной работе Подготовка рецензии
Древняя Русь IX–XIII веков Подготовка к дискуссии, проверочной работе Работа с разными видами таблиц
Образование и развитие единого российского государства в XIV–XVI веках Подготовка к дискуссии, проверочной работе Подготовка доклада, составление исторического портрета
Россия в начале Нового времени Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Коллаж  
Российская империя в XVIII веке Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Подготовка доклада, презентации
Россия в первой половине XIX века Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Решение заданий-задач на поиск аргументов и контраргументов  
Россия в эпоху буржуазной модернизации Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Работа с историческим источником
Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Составление глоссария по теме, заполнение сравнительной таблицы
Противоречия в развитии страны на рубеже XIX–XX веков Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Подготовка доклада, работа с историческим источником
Россия в начале XX века. Нарастание общенационального кризиса Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Подготовка доклада, решение заданий-задач на поиск аргументов и контраргументов  
Революция и гражданская война (1917 – 1922 гг.) Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Подготовка доклада, рецензии; характеристика эпохи; коллаж
СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг. Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Подготовка доклада, презентации
Советский Союз в 1945 – 1991 гг. Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Коллаж
Современная Россия Подготовка к семинару, дискуссии, проверочной работе Подготовка доклада, работа с материалами периодической печати
  Итого    

* Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы

10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

10.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
Б1.Б.7 История (1 семестр)
Б1.Б.7.3 Б1.Б.13 Б.1.В.ОД.3 Б.1.В.ОД.5   История изобразительного искусства (3-7 семестры) Экономика образования (7 семестр) История и теория дизайн проектирования (5 семестр) Методика преподавания мировой художественной культуры (5 семестр)  

10.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 5.

Наши рекомендации